Карточки разноуровневой дифференциации (РУД)
Пояснительная записка
Карточки РУД предназначены для организации групповой, парной, индивидуальной работы на уроках литературы в 7 классе. Они имеют три уровня, отрабатывая по которым учащиеся получают соответствующие оценки (3,4,5). Над вопросами первого уровня организуется работа в группе с выборочной проверкой усвоения материала. Над вопросами 2 и 3 уровней организуется индивидуальная или парная работа с помощью учителя. На этих уровнях главное в оценивание – умение ученика составлять связный текст при ответе на вопросы, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Методическое обеспечение: учебники литературы под ред. Коровиной В.Я. Также можно использовать карточки применительно и к другим предметным линиям (выборочно).
РУД-2
№1
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»
Стр. 118-123
Вопросы на знание текста:
Перечислите героев произведения?
Кто лирический повествователь в поэме?
С какой сцены начинается поэма?
Каким мы видим царя в сцене пира?
Что рассердило царя во время пира?
Какую самохарактеристику дает Кирибеевич?
Какую историю поведал царю его любимый опричник?
Чем привлекла Алена Дмитриевна молодца?
Какой совет дал царь опричнику?
Что утаил от царя Кирибеевич?
Вопросы на осмысление текста:
Почему Лермонтов передал право рассказать историю гуслярам?
Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой смысл оно имеет?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Дайте оценку поступкам и словам Кирибеевича. Какие нравственные законы он преступил?
РУД -3
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»
Часть 2 стр. 123-128
Вопросы на знание текста:
Кто такой Степан Парамонович Калашников? Чем он занимается?
По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?
Что удивило купца, когда он пришел домой?
Как встретил Калашников жену по возвращении её домой?
Что рассказала мужу Алена Дмитриевна?
С какой просьбой она обратилась к нему?
Какое решение принял Степан Парамонович?
За что будет биться купец Калашников на кулачном бою?
Вопросы на осмысление текста:
1. Почему так сурово встречает жену Степан Парамонович?
2. Какими нравственными устоями руководствуются в жизни купец Калашников и его жена?
Вопросы для анализа и оценки текста:
1. Можно ли назвать поэтичной, настоящей, истинной любовь Кирибеевича?
2. Где ищут помощи и чем гордятся Кирибеевич и Калашников? В чем разница?
РУД -4
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»
Часть 3 стр. 128-135
Вопросы на знание текста:
Кто присутствовал на кулачном бою?
Кому кланяются главнее участники боя?
Как ведет себя Кирибеевич перед боем?
Как ведет себя купец Калашников?
Что почувствовал Кирибеевич, услышав ответ Калашникова?
Кто победил в кулачном бою?
Как царь «наградил» победителя?
Что говорит Степан Парамонович перед казнью?
Как относится народ к нему после его смерти?
Вопросы на осмысление текста:
Почему Калашников не называет причину, по которой убил Кирибевича, и просить помолиться за его душу?
Зачем в сцену боя введен царь?
Можно ли назвать решение царя о наказании купца справедливым?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Кто в поэме воплощает авторский нравственный идеал?
Кто победил в поединке и почему?
РУД -4
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»
Часть 3 стр. 128-135
Вопросы на знание текста:
Кто присутствовал на кулачном бою?
Кому кланяются главнее участники боя?
Как ведет себя Кирибеевич перед боем?
Как ведет себя купец Калашников?
Что почувствовал Кирибеевич, услышав ответ Калашникова?
Кто победил в кулачном бою?
Как царь «наградил» победителя?
Что говорит Степан Парамонович перед казнью?
Как относится народ к нему после его смерти?
Вопросы на осмысление текста:
Почему Калашников не называет причину, по которой убил Кирибевича, и просить помолиться за его душу?
Зачем в сцену боя введен царь?
Можно ли назвать решение царя о наказании купца справедливым?
Вопросы для анализа и оценки текста:
РУД 7 класс
№4
Проспер Мериме «Маттео Фальконе»
Стр. 267-269
Вопросы на знание текста:
Кто такой Проспер Мериме?
Что такое новелла? Чем она отличается от рассказа?
Где происходит действие новеллы?
Что такое маки? Для кого они служат убежищем?
Кто такой Маттео Фальконе?
Как он выглядит?
Чем особенно выделяется Маттео?
Как о нем отзывались люди?
Какая семья была у него?
Вопросы на осмысление текста:
Какое значение имеют обстановка и ситуация, в которой разворачивается основное событие?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Какой характер проявляется за описанием внешности и поступков Маттео Фальконе?
РУД -9
И.С.Тургенев. Биография.
стр. 212-214
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился И.С.Тургенев?
Где провел свое детство?
Кто был первым учителем Тургенева?
Где учился будущий писатель?
Чем увлекался в это время?
Как назывался первый сборник рассказов и когда он вышел?
Что было основной темой рассказов Тургенева?
Как отнеслись в обществе к этим рассказам?
Какое наказание получил писатель за свое произведение?
Где жил Тургенев основную часть своей жизни?
Кто был кумиром Тургенева?
Вопросы на осмысление текста:
Какое значение для Тургенева имело общение с Пуниным?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему Тургенев писал свои произведения только на русском языке, хотя большую часть жизни жил за границей?
РУД -10
И.С.Тургенев. «Бирюк».
стр. 214-223
Вопросы на знание текста:
Как автор оказался в лесу?
С каких картин начинается повествование в рассказе?
Кого встретил автор в лесу во время грозы?
Как выглядит избушка лесника?
Как зовут лесника и как он выглядит?
Как относятся к Бирюку мужики?
Кто ещё живет с Бирюком?
Что случилось в лесу, когда Бирюк провожал барина?
Как выглядит пойманный мужик?
О чем просит мужик Бирюка?
Что делает Бирюк в ответ на просьбы?
Вопросы на осмысление текста:
Какое чувство вызывает у повествователя вид избы Бирюка и его дочери?
Почему мужик вначале умоляет отпустить его, а потом начинает кричать и угрожать?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Какие чувства испытывает Бирюк к мужику?
Какое впечатление сложилось у повествователя от всей ситуации с Бирюком и пойманным мужиком?
РУД -11
Н.А.Некрасов. Биография.
стр. 227-229
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился Н.А.Некрасов?
Где провел свое детство?
Почему жизнь Некрасова в молодости была очень тяжелой?
Где учился будущий поэт?
Чем занимается Некрасов в 40-е годы?
Когда выходит первый сборник стихов?
Какое отражение в творчестве поэта нашла тема декабристов?
Как приняли читатели поэму «Русские женщины»?
Вопросы на осмысление текста:
Почему Некрасов обращается к теме декабристов?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Какими качествами отличается поэзия Некрасова?
РУД -12
Н.А.Некрасов. «Русские женщины».
стр. 229-244
Вопросы на знание текста:
Как княгиню Трубецкую провожали в дальнюю дорогу домашние?
С каким чувством уезжает она из родного дома?
Почему вынуждена это сделать?
Кого на своем пути встречает княгиня?
Как губернатор пытается отговорить княгиню от продолжения пути? Почему?
Какие препятствия чинит губернатор княгине?
Что рассказывает губернатор о том месте, куда едет Трубецкая?
Что отвечает княгиня губернатору на все его увещевания?
Как объясняет княгиня Трубецкая то, что она все-таки решает продолжить путь?
Какое последнее средство пытается использовать губернатор для того, чтобы княгиня отказалась от продолжения пути?
Что он решает сделать в конце разговора?
Вопросы на осмысление текста:
Почему губернатор резко меняет сове решение задержать княгиню Трубецкую и отправить её домой?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Какой теме посвящена поэма Некрасова?
РУД -13
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».
стр. 245-250
Вопросы на знание текста:
Какая реальная ситуация легла в основу стихотворения?
Зачем к парадному подъезду едут разные люди, как ведут себя?
Как выглядят крестьяне, пришедшие к подъезду?
Зачем они пришли сюда?
Как отнесся к ним швейцар?
Как принял их хозяин?
Как лирический герой относится к увиденному?
Что автор говорит о народе, его жизни?
Вопросы на осмысление текста:
Сколько частей в этом стихотворении? Озаглавьте каждую из них (можно строкой из стихотворения).
Вопросы для анализа и оценки текста:
Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет пробудить Некрасов в читателе?
РУД -14
А.К.Толстой «Василий Шибанов»
стр. 251-257
Вопросы на знание текста:
Что узнали об А.К.Толстом? Под чьим руководством шло его развитие как писателя?
Почему Толстой так интересовался эпохой Ивана Грозного?
Кто главный герой исторической баллады Толстого?
Какое поручение дал князь Курбский своему слуге?
В чем упрекает Курбский Ивана Грозного?
Как встретил Иван Грозный посланника Курбского?
Что приказал сделать с Василием Шибановым?
О чем просит Бога Василий Шибанов перед смертью?
Вопросы на осмысление текста:
Какой характер раскрывает автор в образе Василия Шибанова? Что автор хотел сказать о времени и о людях в своих балладах?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Сравните две баллады Толстого. Чем они похожи между собой?
РУД -15
М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
стр. 261-269
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился М.Е.Салтыков-Щедрин?
Где учился будущий писатель и где служил после окончания учебы?
За что был отправлен в ссылку?
Как называлась манера писать, которую писатель использовал в сказках?
Что в сказке рассказывается о жизни генералов до того, как они попали на необитаемый остров?
Как генералы отнеслись к неожиданному приключению?
Что они стали делать? Почему ничего у них не получилось?
Как получилось, что генералы остались голодными?
Что произошло с ними на следующее утро?
О чем ведут генералы разговор?
Вопросы на осмысление текста:
Докажите примерами из текста, что перед вами действительно сказка.
Вопросы для анализа и оценки текста:
Что такое ирония и гротеск? (найдите определения в словаре). Приведите примеры из текста.
РУД -16
М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
стр. 269-273
Вопросы на знание текста:
Какой выход видят генералы из создавшегося положения?
Как описан в сказке мужик?
Как отнеслись к нему генералы?
Как мужик выполняет приказание генералов?
Как отблагодарили генералы мужика за то, что он их спас от голодной смерти?
О чем стали вести разговоры?
О чем просят генералы мужика?
Как мужику удалось исполнить их желание?
Чем закончилось приключение генералов?
Как они отблагодарили мужика?
Вопросы на осмысление текста:
Как меняется отношение генералов к мужику на протяжении сказки?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов, от смеха над мужиком? Как автор относится к своим героям?
РУД -17
Л.Н.Толстой
Биография. История создания повести «Детство».
стр. 276-279
Вопросы на знание текста:
Кто были родители Л.Н.Толстого?
Какое место Толстой считал своей «колыбелью»?
Какое произведение было первым у писателя?
Какие важные писательские качества проявились в первых произведениях?
Какими делами кроме писательских занимался Толстой?
Какие произведения принесли Л.Н.Толстому славу?
В чем значение творчества Толстого?
Вопросы на осмысление текста:
Чем близки друг другу Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему повесть «Детство» называют автобиографической?
РУД -18
Л.Н.Толстой
Повесть «Детство».
стр. 280-284
Вопросы на знание текста:
Какие воспоминания о семье хранит память Николеньки, героя повести?
Чем занимались домашние по утрам?
Каким был Карл Иванович?
Что больше всего нравилось Николеньке в матери?
Кем был отец Николеньки?
Как он выглядел?
Каким был его характер?
Что любил отец?
Вопросы на осмысление текста:
Какое впечатление оставили в памяти Николеньки его мать и отец?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Как вы понимаете слова героя «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»? Почему в заголовке второй главы вопрос?
РУД -19
Л.Н.Толстой
Повесть «Детство».
стр. 284-294
Вопросы на знание текста:
По каким признакам определял Николенька, что Карл Иванович не в духе?
Почему Карл Иванович поставил Николеньку на колени?
Как Карл Иванович воспринимает известие о своей отставке? Как выражает обиду?
Как Николенька отнесся к этому известию?
Кто такая Наталья Савишна?
Как герой повести относится к ней?
Какое событие заставило мальчика по-другому взглянуть на Наталью Савишну?
Что вспоминает о детстве герой и почему?
О чем он молится?
Вопросы на осмысление текста:
Почему Николенька испытывает стыд? С чем сравнивает Николенька любовь к матери?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Вопрос 4 стр. 294
РУД -20
А.П.Чехов
«Хамелеон», «Злоумышленник».
стр. 297-309
Вопросы на знание текста:
Где родился и в какой семье вырос А.П. Чехов?
Какое образование получил?
Когда появились его первые книги?
Какая главная черта произведений Чехова?
В чем новаторство писателя?
Какое происшествие остановило полицейского надзирателя Очумелова?
Как он отнесся к нему?
В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину? Сколько раз?
Как это выражается в словах и жестах?
Какое происшествие описано во втором рассказе?
Кто такой Денис и как его описывает Чехов?
Вопросы на осмысление текста:
Почему рассказ назван «Хамелеон»? Почему Денис описан подробно, а следователь нет?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Что вызывает смех в поведении героев обоих рассказов? А что кажется грустным?
РУД -21
И.А.Бунин
Биография. «Цифры»
стр. 3-18
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился Иван Алексеевич Бунин?
Что повлияло на формирование будущего поэта и писателя?
Чему были посвящены произведения Бунина?
Из-за чего поссорились мальчик и его дядя?
Какая мечта была у мальчика?
Почему дядя отказал в просьбе мальчику?
Как мальчик вел себя весь день? Почему?
Какую игру он придумал?
Как дядя отреагировал на неё?
Как ведут себя взрослые, слыша плач мальчика?
Удалось ли им помириться?
Чем закончилась история для дяди и для мальчика?
Вопросы на осмысление текста:
Как оценивает дядя свои поступки и поведение мальчика?
Почему мама и бабушка на стороне дяди?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Над чем заставляет задуматься история мальчика и отношение взрослых к нему?
РУД -22
А.М.Горький
Биография. «Детство»
стр. 19-26
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился А.М.Горький?
Кто воспитывал писателя? Как?
Какое произведение было первым? В чем его особенность?
Как Горький относился к книгам?
Какой запомнил Алеша бабушку?
Чему удивлялся Алеша во время путешествия по Волге?
Какое впечатление произвели на Алешу бабушкины сказки?
Какой Алеша запомнил мать во время путешествия?
Кто встречал Алешу с матерью и бабушкой в Новгороде?
Как выглядели дед и дяди?
Что думает Алеша о доме, в который его привезли?
Вопросы на осмысление текста:
Что больше всего Алеше понравилось в бабушке?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Какое впечатление произвела на Алешу новая обстановка, в которой он оказался на пароходе, а затем в доме деда?
РУД -23
А.М.Горький
«Детство». Глава 2
стр. 26-39
Вопросы на знание текста:
Какое настроение царило в доме деда?
Из-за чего ругались дядья?
Как вели себя Вов время этих ссор бабушка и дед?
Что произошло во время драки?
Как Алеша относился к деду?
Чему Алешу учился в доме деда?
Как подшутили над мастером Григорием?
За что был наказан Алеша?
Как наказывали детей в доме Кашириных?
Чем закончилось наказание для Алеши?
Что рассказал Алеше дед о себе?
Кто помог Алеше и как?
Какое впечатление оставил в душе Алеши Цыганок?
Вопросы на осмысление текста:
Как Алеша относится к родным из дома Кашириных?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Понравилось ли Алеше жить в доме деда?
РУД -24
А.М.Горький
«Детство». Глава 3-4
стр. 39-61
Вопросы на знание текста:
Как в доме Кашириных относились к Цыганку?
Как дядья относились к мастеру Григорию?
Как Цыганок оказался в доме Кашириных?
Как веселились домашние во время отсутствия деда?
Что особенно нравились Алеше праздники?
Как Алеша воспринимал музыку?
Какое впечатление вызывали пляска Цыганка и бабушки?
На что был похож танец бабушки?
Почему беспокоилась бабушка, когда Цыганок уезжал на базар за продуктами?
Как погиб Цыганок?
Что случилось в доме Кашириных однажды ночью?
Как ведет себя бабушка во время пожара?
Вопросы на осмысление текста:
Как воспринимает разные события в доме Кашириных Алеша?
Вопросы для анализа и оценки текста:
От кого Алеша мог перенять такие чувства как честность, доброту, сострадание?
РУД -25
А.М.Горький
«Детство». Глава 5,7
стр. 61-67
Вопросы на знание текста:
Какие события произошли весной в семье Кашириных?
Что случилось с дедушкой?
Чему учил дед внука?
Как давалась Алеше грамота?
Почему дед запретил Алеше гулять на улице?
Были ли у Алеши товарищи?
Как называли Алешу дворовые ребятишки?
Как встречала Алешу бабушка после драки?
Как бабушка относилась к дракам Алеши?
Кто такой Игоша Смерть в Кармане?
Как издевались мальчишки над ним?
Как Игоша воспринимал издевательства?
Как к Григорию относилась семья Кашириных?
Вопросы на осмысление текста:
Что больше всего возмущало Алешу в окружающих его людях?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему Алеше стыдно подать милостыню Григорию? Как отразились на семье Кашириных жестокость и несправедливость?
РУД -26
А.М.Горький
«Детство». Глава 8
стр. 67-80
Вопросы на знание текста:
Как выглядел новый дом, который купил дед?
Кто такой Хорошее дело?
Чем он занимался?
Как бабушка относилась к нему?
Как в доме относились к Хорошему Делу?
За что Алеша обиделся на Хорошее дело?
Что устраивала бабушка вечерами, когда дед уходил из дома?
Как Хорошее Дело отнесся к бабушкиной сказке?
Почему Алеша снова потянулся к Хорошему Делу?
Почему бабушка и дед не разрешали Алеше ходить к нему в гости?
Почему Хорошее Дело не любили остальные жильцы?
Чем закончилась история с этим человеком?
Вопросы на осмысление текста:
Что притягивало Алешу к Хорошему Делу?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему Алеша ругался с бабушкой и не слушался деда после отъезда Хорошего Дела?
РУД -27
А.М.Горький
«Детство». Глава 12-13
стр. 80-83
Вопросы на знание текста:
Как называет писатель события из своего детства?
Почему он описывает их, хотя ему неприятно об этом вспоминать?
Чем занималась бабушка?
Что произошло между ней и дедом?
Какая черта характера появилась у деда?
Как дед зарабатывал на жизнь?
Какие порядки в доме он установил?
Как к этому относились бабушка и Алеша?
Как Алеша зарабатывал деньги?
Как к Алеше относились в школе?
Как Алексей закончил третий класс?
Какое событие произошло в жизни Алеши?
Какое решение принял дед?
Вопросы на осмысление текста:
Какие чувства вызывали у Алеши отношения между бабушкой и дедом?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему бабушка прятала глаза и плакала, когда Алеша отдавал ей деньги?
РУД -28
А.М.Горький
«Данко».
стр. 84-87
Вопросы на знание текста:
Что произошло с племенем сильных и смелых людей?
Как выглядит лес, в который они попали?
Какие чувства стали испытывать люди, оказавшись в этом лесу?
Какое решение приняли они?
Кто такой Данко?
Что сказал он своим соплеменникам?
Что ответили люди на его предложение?
Как относились к Данко люди, когда он вел их из леса?
Почему они в злобе и гневе обрушились на Данко?
Что понял Данко, когда люди стали кричать и ругаться?
Какое решение он принял, чтобы спасти тех, кого любил?
Что произошло с ними в конце похода?
Как встретила их природа?
Что случилось с Данко?
Вопросы на осмысление текста:
Что за искры, о которых говорится в последних строчках легенды? Как можно назвать поступок Данко и почему?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Чего испугался «осторожный человек», наступив ногой на сердце Данко?
РУД -29
Л.Н.Андреев
Биография. «Кусака».
стр. 89-99
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился Леонид Андреев?
Что является главной темой его творчества?
Что было главной особенностью творчества Андреева?
Кто такая Кусака и как она жила?
Почему собака не доверяла людям?
Чем закончилась первая встреча с людьми на даче?
Как складывались отношения собаки с людьми дальше?
Что произошло с Кусакой, когда Лёля приласкала её?
Как изменилось поведение и характер Кусаки?
Что случилось на даче осенью?
Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом?
Вопросы на осмысление текста:
Как вы понимает выражение: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? Почему собака выла?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Как описание природы помогает понять состояние собаки в разное время? Что хотел напомнить людям автор своим рассказом?
РУД -30
В.В.Маяковский
Биография. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
стр. 100-111
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился Владимир Маяковский?
Чем занимался Маяковский после переезда семьи в Москву?
Как Маяковский работал над своими стихами?
Где происходит действия описанного приключения?
Что случилось с поэтом во время пребывания на даче?
Как бы вы охарактеризовали происшедшее?
О чем разговаривают поэт и Солнце?
В какой атмосфере проходит встреча?
Какой лозунг объединяет творчество поэта и Солнце?
Какое происшествие легло в основу стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»?
Как отнеслись к нему прохожие и поэт? Есть ли разница?
Вопросы на осмысление текста:
В чем сходство предназначения Поэзии и Солнца? О каком «солнце», которое надо «лить стихами», говорится в стихотворении? Что значит – хорошее отношение к лошадям?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворениях? Какие слова-неологизмы он создает? К чему призывает поэт в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?
РУД -31
А.П.Платонов
Биография. «Юшка»
стр. 113-123
Вопросы на знание текста:
Где жил и работал Андрей Платонов?
Кто были любимые герои писателя?
Кто такой Юшка? Как он выглядел?
Какую роль Юшка играл для жителей городка?
Как дети относились к Юшке и чему они удивлялись?
Как Юшка относился к тому, что дети мучили его?
Как взрослые относились к Юшке?
Какую жизнь они считали правильной?
Как Юшка воспринимал такое отношение?
Как Юшка чувствует себя наедине с природой?
Что случилось с Юшкой однажды летом?
Что почувствовали жители после смерти Юшки?
Куда все-таки каждое лето ездил Юшка?
Как девушка отнеслась к смерти Юшки?
Чем похожи девушка и Юшка?
Чем она стала заниматься, оставшись в городке?
Вопросы на осмысление текста:
Почему прохожий, убивший Юшку, назван «веселым»? Хотел ли «веселый прохожий» смерти Юшки? Какой вывод из этой ситуации можно сделать?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжилась после его смерти?
РУД -32
А.П.Платонов
«В прекрасном и яростном мире»
стр. 123-138
Вопросы на знание текста:
То такой Александр Васильевич Мальцев?
Как он относился к своей работе?
Почему Мальцев никому не доверял подготовку паровоза и все время перепроверял?
Что произошло с бригадой паровоза во время рейса?
Что заметил помощник машиниста за Мальцевым?
Что же случилось с Мальцевым?
Какая опасность подстерегала курьерский поезд на перегоне?
Что было установлено следствием и какое наказание понес Мальцев?
Как удалось доказать невиновность Мальцева?
Что произошло с ним в результате эксперимента?
Как чувствовал себя Мальцев после освобождения из тюрьмы?
Как Костя помог Мальцеву снова вернуть зрение?
Вопросы на осмысление текста:
Почему Мальцева называют в рассказе «великим мастером»?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Чего больше всего хотели Мальцев и его помощник?
РУД -33
Ф.А.Абрамов
Биография. «О чем плачут лошади»
стр. 159-167
Вопросы на знание текста:
О чем больше всего писал писатель Ф.Абрамов?
Чем Абрамова привлекает деревня?
Как герой рассказа относится к лошадям?
Какие чувства испытывал он при общении с лошадьми?
За что герой чувствует перед ними вину?
Кто был любимицей рассказчика?
Как выглядела Рыжуха?
Чем она отличалась от своих сородичей?
Как Рыжуха встретила рассказчика?
О чем спорили лошади?
О чем рассказала Рыжуха герою?
О чем спросила героя Рыжуха?
Какова была роль лошади и как относились к ней люди в прежние времена?
Что чувствует герой после разговора с Рыжухой?
Что непоправимого совершил рассказчик?
Вопросы на осмысление текста:
Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у автора? Какую роль в повествовании играет описание лошади?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему на рассказчика навалилась «лошадиная тоска»? Что он хотел сказать этой концовкой?
РУД -34
Е.И Носов
Биография. «Кукла»
стр. 168-176
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился Евгений Носов?
Какие воспоминания о детстве сохранила его память?
Как воевал Евгений Носов на фронте?
О чем больше всего пишет Е.Носов?
Какое отношение к природе можно увидеть через описание реки?
Кто такой Акимыч и какие отношения связывают его с рассказчиком?
Как изменилась река, пока автор не ездил в эти места?
Как выглядит Липина яма?
Какие воспоминания объединяют автора и Акимыча?
Чем занимается Акимыч, уйдя с перевоза?
Куда шел Акимыч, когда они встретились с автором на улице?
Почему Акимыч не может спокойно смотреть на брошенных кукол?
Что Акимыч сделал с куклой?
Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?
Вопросы на осмысление текста:
Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? В чем связь рассказа с военными событиями?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Сравните рассказ Е.Носова и стихотворение К. Случевского «Кукла» (стр.176). О чем хотят предупредить нас авторы? Олицетворением чего является кукла?
РУД -37
М.М.Зощенко
Биография. «Беда»
стр. 205-210
Вопросы на знание текста:
Где родился Михаил Зощенко?
Чем занимался Зощенко в юности?
Чьи традиции продолжало творчество Зощенко?
Зачем Егор Иваныч Глотов копил деньги?
Где он собирался купить лошадь?
Почему отказал мужику из соседнего села?
Как торговались покупатель и продавец на рынке?
С каким чувством шел Глотов, ведя за собой лошадь?
Зачем Глотов остановил малознакомого мужика и назвал его кумом?
Что случилось с лошадью?
Что чувствовал Глотов, пропив лошадь?
Вопросы на осмысление текста:
Кто виноват, что история покупки лошади закончилась так печально?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Над чем смеется и над чем горюет автор?
РУД -38
О.Генри
Биография. «Дары волхвов»
стр. 241-248
Вопросы на знание текста:
Где и когда родился О.Генри?
Каким было его детство?
Какими были жизнь и судьба писателя?
Накануне какого праздника происходят события рассказа?
Как выглядит квартира, в которой живут герои? О чем это говорит?
Зачем копила деньги Делла? Удалось ли ей скопить их?
Какими сокровищами владели Джим и Делла?
Что сделала Делла, чтобы купить подарок Джиму? Какой это был подарок?
Почему Джим отнесся к поступку Деллы настороженно?
Какой подарок купил Джим Делле?
Чем закончилась история с подарками?
В каких ситуациях упоминаются библейские образы?
Вопросы на осмысление текста:
Почему автор называет Джима и Деллу «мудрейшими из всех дарителей»? Как автор относится к своим героям?
Вопросы для анализа и оценки текста:
Почему рассказ называется «Дары волхвов»?