СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека наблюдений с детьми 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека может пригодиться воспитателям для проведения наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Картотека наблюдений с детьми 2-3 лет»











Картотека наблюдений за живой и неживой природой на прогулке

с детьми 2-3 лет.


























Выполнила: воспитатель

Ходакова Ирина Александровна












Магнитогорск 2019г.

Осень

1 «Чудо-песок»

Цель: знакомить детей со свойствами песка, учить создавать образы предметов на песке.

Ход:

Группа выходит на прогулку, воспитатель подводит детей к песку.

Воспитатель: посмотрите ребятки какой песочек? Потрогайте его! Дети трогают песок и с помощью наводящих вопросов воспитатель даёт понять, что он сухой. Сейчас я возьму леечку и полью песочек водичкой. Песок стал мокрым. Возьмите свои вёдра, лопатки. Сейчас мы с вами поиграем! Воспитатель помогает детям взять ведро, лопатку. А теперь наполните ваше ведёрко песком. Посмотрите, детки, как это делаю я. Если у детей возникает трудность с выполнением задания, воспитатель помогает малышам насыпать песок в ведро. Теперь мы с вами сделаем замок. Посмотрите, как это нужно сделать. На своём примере воспитатель показывает, как правильно перевернуть ведро, не рассыпав песок. Повторите! При необходимости нужно показать ещё несколько раз или помочь детям.

Поднимаем ведёрко и смотрите! Вот это чудо! У нас получился маленький замок! А теперь его украсим! На усмотрение воспитателя выбирается материал: камушки, веточки и т. п.

Скажите, детки, мы с вами замки слепили? Да. А давайте попробуем на нашем песочке оставить свои ладошки. Смотрите, как это просто! Воспитатель вместе с детьми оставляют отпечатки своих ладошек.

Ну а сейчас давайте вспомним, каким песочек был? Сухим. Можно было из него слепить замок? Нет. А потом мы с вами налили туда водички и что с песком случилось? Каким он стал? Мокрым. Можно лепить из мокрого песочка? Да!

Я рада, что вы всё запомнили, молодцы! А теперь можно в песочке слепить то, что вам хочется.



2 «Солнышко лучистое»


Цель: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает всё вокруг.

Ход:

Обратить внимание детей на солнце. Какая сегодня погода? (ясная светит солнышко). Назвать предметы, которые освещает солнышко. (Сейчас солнышко освещает цветы, песок и т.д.). Как греет солнышко? (Тепло). Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, жёлтое, тёплое). Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло).

Прочитать тотешку.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Детки-малолетки.

Взойди поскорей,

Освети, обогрей -

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

Предложить детям поиграть с солнечным зайчиком.




3 «Листопад»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход:

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогул обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям ( листья шуршат под ногами ). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят…

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе. Педагог кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся листик и дуют. Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты отыскал, молодец!» Потом начинает собирать листья: «Один листок, еще листок и ещё получилось много листьев – целый букет! Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный. Кто повторит, какой у нас букет?» Воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень!» Обращается к детям: «Кому мы подарим пышный букет?» Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке Вере Петровне – она пошла на прогулку. Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?» (Ответ детей: желтая.) «Золотая осень!» – конкретизирует педагог. Можно пропеть детям припев песни:

Листья желтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся,

И от осени не спрятаться, не скрыться,

Листья желтые, скажите, что вам снится?

«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?» – обращается к детям воспитатель, предлагая каждому задуматься, высказаться; приходит на помощь: «Наверное листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

Затем педагог предлагает детям сгрести в охапку листья, подбросить и громко продекламировать:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят…

Проводится подвижная игра «Листопад». Прогулка продолжается.


4 «У цветочной клумбы»

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов – флоксы, ноготки (календула). Показать старшим детям строение растения; закрепить понятия высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель).

Ход:

Дети медленно обходят вокруг клумбы, любуются осенними цветами. Воспитатель сначала узнает, какие цветы уже знакомы детям, а затем знакомит их с новыми. «Красивая у нас клумба, большая. Мы идем вокруг нее, любуемся цветами. А мне покажете красный цветок? А белый?» Дети с удовольствием показывают красные, белые, оранжевые и фиолетовые цветы. Воспитатель хвалит каждого ребенка, спрашивает, как называется цветок, дает то название, а затем продолжает: «Посмотрите, дети, одни цветы высокие, а другие низкие ( все наклоняются, присаживаются у цветов ). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте низкие цветы (настурцию, ноготки). Покажите высокие (флоксы, георгины…)». Каждый раз при показе цветка все вместе правильно называют его. Педагог предлагает подойти к флоксам: «Видите, какой высокий цветок? У флоксов стебель длинный. Проведите пальцем. Какого цвета флоксы? ( Дети идут вокруг клумбы, отыскивая флоксы .) А теперь покажите их листья». На примере флоксов дети знакомятся со строением цветка, нюхают его. «Прекрасные цветы!» – говорит воспитатель. Дети расходятся играть. В конце прогулки можно провести игру «Вейся, венок!» Уходя с прогулки, педагог аккуратно срезает несколько цветов, составляет букет. При этом он каждый раз повторяет: «Это астра! Еще астра, это флоксы, георгины». Дети наблюдают за действиями, запоминают названия цветов; затем все вместе решают, кому предназначен букет.


5 «Ласковый щенок Тишка»

Цель: познакомить детей с частями тела щенка, их названием; уточнить, как называют маму щенка.

Ход:

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Минут через 20 воспитатель незаметно достаёт игрушечного щенка и ставит его на дорожку участка. Дети замечают его, радуются. Педагог уточняет: «В гости пришел», берет на руки, предлагает погладить. Все дружно решают, кто у щенка мама. Рассматривают его шерстку, называют части тела, дают имя – Тишка. «Ласковый, не рычит на нас! Знает, мы добрые люди», – говорят малыши. Воспитатель напоминает детям, что гостей всегда угощают и спрашивает у детей, чем угостить Тишку. Дети молчат. Взрослый приходит на помощь: мясо. Немного подрастет и будет грызть кости». «Щенок маленький, он еще не умеет лаять, только скулит от радости», – объясняет взрослый. Все слушают, как щенок скулит. Затем дети играют самостоятельно, а в конце прогулки проводится подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»


6 «Ветер»

Цель: продолжать наблюдение за ветром, учить определять направление ветра.

Ход:

Обратить внимание детей на верхушки деревьев. Почему они качаются? Откуда дует ветер? Давайте послушаем, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, посмотрим, как кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Предложить детям подбросить листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

Прочитать стихотворение Е. Токмаковой

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету ...


7 «Птицы»

Цель: учить детей различать и называть части тела птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход:

Обратить внимание детей на большое количество сидящих на деревьях, кустарниках воробьёв. Предложить детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, зёрен.

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид и птиц. Что есть у птицы? (Голова, крылья, хвост). Какая головка у птиц? (Маленькая). Что есть на головке? (Клюв, глазки). Для чего птицам клюв? (Клевать зёрнышки). Чем покрыто тело? (Пухом и пёрышками). Для чего им крылья? (Чтобы летать). Что могут птицы? (Летать, прыгать, клевать).

Прочесть стихотворение А. Тараскина.

- Воробей, что ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.


8 «Кошка»

Цель: Закреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход:

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Воспитатель незаметно достаёт игрушечную кошку и ставит её на дорожку участка. Дети замечают её, радуются. Педагог уточняет: «В гости пришла», берет на руки, предлагает погладить. Ребятки что есть у кошки? (Ушки, усы, хвост). Для чего кошке нужны ушки? (Кошка очень хорошо слышит, она улавливает любой шорох). У кошки большие глазки, которые хорошо видят в темноте. У неё есть лапки, а в лапках цап-царапки. Кошечка любит пить молочко и ловить мышек.

Прочитать стихотворение.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.




9 «Хмурая осень»

Цель: познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени; уточнит названия и назначение предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тон плавает.

Ход прогулки:

Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на их одежду. Дети объясняют, зачем они надели плащи, пальто, резиновые сапоги, перчатки. Воспитатель конкретизирует: холодно на улице, поэтому и одеваемся потеплей. А почему у всех сапоги? На улице детей встречает холодный осенний дождь. Все быстро перебегают на веранду и начинают наблюдать. Воспитатель предлагает перечислить предметы, которые стали мокрыми от дождя, обратить внимание на то, что нет птиц. Дети высказываются: «У них нет резиновых сапог, нет зонтов! Вот все и спрятались». Дети обращают внимание на спешащих редких прохожих с зонтами: «Никому не хочется замерзнуть, промокнуть, поэтому и спешат все». Затем все прислушиваются, как дождь барабанит по крыше веранды: тук-тук-тук! ( Дети повторяют песню осеннего дождя. ) Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Скучная картина». Дети прислушиваются к завыванию холодного ветра, вторят ему: «В-в-в!» Педагог уточняет «Сердитый ветер – воет. Злой осенний ветер срывает последние листья, всех разгоняет». Педагог подводит итог: ничего нет радостного, когда серое небо все покрыто туча солнышка не видно, когда ветер воет, дождь идет; это все – хмурый осенний день.


10 «Автомобиль»

Цель: уточнить представление детей о легковом автомобиле; его основных частях.

Ход прогулки:

У обочины тротуаров, у домов стоят вереницей легковые автомобили. Педагог и дети разглядывают машины: определяют цвет считают колеса. Если сзади есть запасное колесо, взрослый объясняет, зачем оно. Педагог пересчитывает фары машины. С помощью воспитателя дети объясняют: «Фары – глаза! ночью освещают дорогу, чтобы машина видела, куда едет!» Педагог конкретизирует: «Фары помогают шоферу правильно вести машину» и рассказывает детям, какие колеса и фары передние, какие – задние. Педагог читает стихотворение.

Машина, машина, машина моя.

Работаю ловко педалями я.

Машину веду у всех на виду,

Катаюсь на ней во дворе и в саду.





11 «Первый снег».

Цели:– познакомить с природным явлением – снегом; – показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Ход наблюдения.

Небо, наверно, не в духе,

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи.

Не только летают, но даже и тают.

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась?






















Зима

1 «Как одеты прохожие?»

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Ход:

Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

Рукавички я надела,

В зимней шубе мне тепло.

Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.


2 «Зима холодная»

Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход:

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Лене завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу, оделись? Дима, посмотри, надеты ли варежки у Юли? Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда». Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он оделся потеплей, чтобы мороз его не заморозил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. То один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: “В-в-в! В-в-в!” Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер». Педагог просит проверить, какой сегодня снег. Дети берут лопатки, набирают снег подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Воспитатель уточняет: «Сыпучий, лепить нельзя – решают все и договариваются делать снежную горку для кукол.


3 «Снегопад»

Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

Ход:

Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» – сообщают они воспитателю. «Правильно! – говорит воспитатель. – Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает, падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!» Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся. Вот только что одна снежинка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши. Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!» «Смотрите, как звездочка!» – говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка – подуть на нее. «Летит? летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!» Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой

Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Взрослый читает стихотворение З. Рождественской «Звездочка-малютка», повторив дважды его концовку: Села и растаяла на моей ладошке. Дети повторяют: «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка». Старается зимушка-зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите какого цвета зимушка-зима?» Дети говорят: зима белого цвета. Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится».


4 «Птицы зимой»

Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Ход:

Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь покормить их. Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам гости? Сейчас мы вас угостим!» Педагог предлагает им посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти понаблюдать. Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом. Клюв острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели». Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя у кого клюв больше – у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что – вспорхнут и улетят. Воспитатель говорит: «Нас не бойтесь, вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Скажите им, ребята». А вот и шум-гам начался – это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны. Расшумелись и все улетели. Дети имитируют движения птиц, их голоса. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: На суку сижу, «Кар! Кар!» – кричу. Чик-чирик! С ветки прыг. Клюй, не робей! Кто это? Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.


5 «Морозный солнечный денек»

Цель: рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

Ход:

Вышли дети гулять, а кругом тихо. Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Педагог помогает им вспомнить, как вчера вечером разыгралась вьюга, замела, завыла: «В-в-в! (дети повторяют за взрослым). А сегодня тихо, спокойно. Скоро Новый год придет. У ребят будет праздник. Вы видели, как люди готовятся к празднику?» Дети рассказывают об убранстве новогодних елок. Взрослый читает произведение Я. Акима «Елка наряжается». Затем все подходят к муляжам зверей. Педагог предлагает: «Пригласите зверушек в гости скажите им: “Приходите в гости, будем очень рады!”» Дети повторяют за взрослым: «Прибежала лисонька-лиса! Скачи быстро, зайка-попрыгайка! И ты, мишка-топтыжка, тоже приходи, захвати с собой и волка». Затем все участвуют в игре «На елку». После игры воспитатель предлагает украсить ёлку возле входа в детский сад.


6 «Ёлочка и берёза»

Цель: продолжать знакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.

Ход:

На фоне снега выделяется пушистая зелень елки. Воспитатель обращается к детям «Смотрите, все деревья, кусты стоят голые, одна елочка зеленеет, красуется. Она на новогодний праздник приходила в гости. Помните? А как она была украшена? Посмотрит какие у нее колючие иголки, потрогайте ладошкой! А как пахнет елочка? ( Чуть приминает руках елочные иголки и дает детям понюхать. ) Нравится? Елочка пушистая. Ветки её называются лапами, они густые, зеленые. Елочка – красавица, детям очень нравится!» повторяют эти слова. Все отмечают, что зима любит елочку, укутывает ее сугробами. Высокие сугробы, елочку еле видно. Затем педагог обращает внимание детей на белый ствол березы, предлагает им погладить березу, ощутить ее гладкую, шелковистую поверхность и уточняет: белая берёза. Дети обхватывают березу руками, решают, какой у нее ствол: толстый или тонкий.



7 «Экскурсия по улице»

Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах.

Ход:

Дети вместе с воспитателем медленно идут по дорожке возле забора, отмечая, какой транспорт движется по улице: грузовик, легковая машина, крытый фургон. C помощью вопросов педагог закрепляет знания детей о назначении каждого вида транспорта. Вспоминают, для чего здесь стоит светофор, какие у него огоньки, что они показывают; отмечают, как все машины послушно двигаются по его команде. На светофоре загорается знак поворота. После возвращения на участок дети играют самостоятельно. В конце прогулки проводится подвижная игра «Паровозик».



8 «Зимние забавы»

Цель: закреплять знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания названиях птиц, частей их тел, голосовых реакциях.

Ход:

Воспитатель на прогулке сообщает детям, что их ждут к себе в гости старшие ребята; подходя к соседнему участку, напоминает, что нужно сказать: «Добрый день. Мы пришли к вам в гости». Старшие дети приветливо встречают малышей, ведут по своему участку, останавливаясь около каждого сооружения. А это мы вылепили котика. Можно вскарабкаться и посидеть у него на коленях». В самом тихом уголке участка стоит елка. Совсем недавно она радовала детей разноцветными лампочками, яркими игрушками, а теперь на ней развешаны кормушки для птиц разной формы. К елке охотно прилетают не только воробьи и голуби, но и снегири, синицы и сороки. Эта елка – столовая для птиц, чудо-дерево. Птицы постоянно кормятся здесь. Малыши обходят елку, называют знакомых птиц, говорят, сколько у птиц лап, крыльев, хвостов, кто из них как поет, охотно показывают, как птицы передвигаются, как клюют. Старшие дети и взрослые обращают их внимание на незнакомых птиц: снегирей, синиц их оперение. Педагог читает стихотворение П. Золотова «Ворона». Младшие дети начинают играть вместе со старшими. Они лазают по постройкам, перешагивают через хвост «крокодила» и шагают по его спине упражняясь в равновесии; бегают за старшими детьми по лабиринту, скатываются с горки. Затем малыши приглашают всех к себе на участок.































Весна

1 «Солнышко пригревает»

Цель: дать детям первые представления о ранней весне.

Ход:

Дети вышли на прогулку. Педагог обращается к ним: «Посмотрите, как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками желтыми, красными, зелеными. А поднимите снег на лопатке – он тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело так, что снег потихоньку начал таять. Значит, скоро весна придёт. Солнце греет все сильнее. Пощупайте скамейку, теплая? А теперь свою шубку? А теперь ствол дерева. Теплый? Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна тепло несет». Воспитатель обращает внимание детей на синее-синее небо, на белые легкие облака которые медленно плывут, не торопятся, любуются сверху на детишек. Весна идет! Все вместе подходят к зданию детского сада, останавливаются у окна. Воспитатель говорит «Посмотрите. С подоконника свешиваются сосульки». Дети отмечают, какие они. Педагог уточняет: длинная, короткая, толстая, тонкая. «Видите, солнышко пригревает и сосульки тают, поют свою песенку: кап-кап! ( подставляет пустое ведро, чтобы было лучше слышно ). Поют сосульки песенку, зовут весну». Сбив несколько сосулек лопаткой, можно разрешить детям подержать их в ладошке. Спустя некоторое время проводится подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!»


2 «Где чей дом?»

Цель: закреплять представления детей о весне; показать почки и первые весенние листья; уточнить названия разных домов.

Ход:

Воспитатель рассказывает детям, что наступила весна солнышко пригревает, посылает на землю свои веселые теплые лучи. Он наклоняет ветку кустика с крупными почками: «Это домик листика, называется почка. Лучик стучится в домик: “Эй листик! Хватит спать, просыпайся! Весна пришла, тепло принесла!” Услыхал листик, выгляну и впрямь весна! А лучики бегают, спешат, стучатся то в один домик-почку, то в другой!» Как называется домик у листика – вопрос к старшим детям. Обратить внимание детей на дерево, скворечник весит – домик для скворца: «Живёт тут, скворец, поёт песни, радует всех». Педагог рассказывает: «Увидели это вороны, закаркали громко-громко: “Что же мы сидим на небо глядим? Ведь весна на дворе, пора и нам дома себе делать – гнезда вить”. Стали гнезда вить из веточек, из палочек, из перышек. Стараются вороны. Вот какие большие гнёзда получились, высоко на дереве, чтобы никто не достал ( показывает )». Все вместе повторяют как называется дом скворца, дом вороны. Педагог читает потешку «Солнышко-колоколнышко», а потом спрашивает у детей: как называется дом у птиц? А у листиков? Дети переходят к самостоятельным действиям, затем проводится игра.

Конспект 3 «Кругом вода!»

Цель: показать детям разнообразные действия с талым снегом.

Ход прогулки:

Дети выходят на участок и видят: ярко светит солнце, щебечут птицы, журчат кругом ручьи звенит капель. Педагог читает стихотворение Г. Бойко «Солнышко» и предлагает: «Послушайте как поет песню вода: кап-кап-кап! А теперь вода поет другую песенку ( подставляет пустое ведерко под водосточную трубу ). С-с-с! ( Дети повторяют ). А почему так много воды кругом? Снег тает. Это весна пришла, тепло принесла». По предложению воспитателя дети выкладывают лопаткой снег на асфальт, наблюдают, он быстро превращается в лужицу с ручейками. Потом педагог предлагает посмотреть, что произойдет с льдинкой ( вылавливает ее из лужицы, выкладывает на асфальт ). Все вместе отмечают: маленькие ручейки, большой ручей. Педагог уточняет, узкий широкий ручей. Узкий можно перешагнуть. Воспитатель предлагает набрать на участке камешки, веточки, палочки. Дети пускают эти предметы по воде, при этом отмечают тонут или плывут, плывут или застревают. Затем проводится игра



Конспект 4 «Веселые воробьи»

Цель: расширять представления детей о весне, обогащать их знания новыми словами, понятиями.

Ход прогулки:

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на то, что солнышко греет все сильнее и сильнее, тает снег; кругом бегут ручьи, поют свою песенку. Дети прислушиваются к журчанию воды, произносят: «Ж-ж-ж-ж!» Пускают по ручью бумажки, щепки, ветки, кораблики. Воспитатель показывает детям большую лужу. Вместе с ними измеряет лопаткой ее глубину в разных местах, определяет, где лужа глубокая, где мелкая. Воспитатель напоминает, что в лужу ногами становиться нельзя. Стайка воробьев усыпала весь куст. Птички звонко чирикают, перелетают с ветки на ветку «Что-то другим говорят!» – решают дети. «Радуются весне, теплу, солнцу!» – уточняет взрослый. Попрыгав по веткам, все птички дружно перелетают на другой куст. Педагог предлагает: «Птичкам тепло, но земля еще покрыта снегом, нет ни травинок, червячков, ни мошек – нечего им есть. Давайте угостим веселых воробышков!» Все идут к кормушке, насыпают корм, крошки, а потом наблюдают, как в птичьей столовой даже тесно стало – столько птиц слетелось. Дети перечисляют знакомых птиц, отмечают особенности поведения. Воспитатель предлагает детям подвижную игру «Веселый воробей».



Конспект 5 «Солнышки на травке»

Цель: познакомить детей с первым весенним цветком, его строением.

Ход:

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель говорит, что снег растаял, лужи и ручей высохли, стало сухо и тепло. И сами дети и взрослые сняли шубы, надели пальто, тоненькие шапочки, вместо валенок – ботинки (сапожки), вместо варежек – перчатки; подчеркивает: красавица весна привела теплое лучистое солнышко. Дети увидели первые одуванчики, зашумели, стали показывать на них. Взрослый улыбается слушает высказывания детей, а затем подводит итог: «Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травкой показались на свет и желтые цветы – одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Солнышко желтое и одуванчики желтые, у солнышка есть лучики и у одуванчиков лучики. Маленькие солнышки по траве разбежались, радуются». Педагог срывает один одуванчик и показывает старшим детям: стебель, головка цветка, а листики остались в траве. Дети сравнивают стебли одуванчика: длинный или короткий. Младшие дети по желанию находят и показывают всем самый крупный и самый мелкий одуванчик. Педагог читает стихотворение М. Полянской «Одуванчик». Затем на веранде воспитатель проводит подвижную игру «Солнечные зайчики». В конце прогулки воспитатель предлагает каждому ребенку сорвать один понравившийся одуванчик. Учит, как правильно нужно рвать: чем длиннее стебель, тем лучше. Дети протягивают цветы. Педагог считает: «Один! Один! Еще один! Еще один одуванчик получился красивый весенний букет». Все дружно решают подарить его няне. Если в группе именинник, букет собирают для него.






6 «Дождик песенку поет»

Цель: создать у детей радостное весеннее настроение. Упражнять в звукопроизношении.

Ход:

Вышли дети на улицу – и бегом на веранду: дождь барабанит по крышам, пузырится в лужах. Воспитатель приглашает всех ребят послушать, как радостно барабанит дождь по крыше веранды: «Тук-тук! Тук-тук-тук!» Дети смотрят, как весело скачет дождь по дорожке, как на воде получаются пузыри. Вдруг загремел гром. Младшие дети повторяют за взрослым: «Бам! Бам! Трах-тах-тах!» А старшие весело произносят: Туча, туча, помолчи. Ты над нами не рычи! Мы тебя не боимся! Н. Байралов. А дождик радостно скачет, весело поливает все вокруг. Хоть и идет дождь, а тепло. Весна зеленая, нарядная. Дождь утихает. Теперь он не стучит, не барабанит, а поет песенку: кап-кап! А вскоре и совсем затих. Тут и солнышко раздвинуло тучи, посмотрело вниз, улыбнулось все вокруг засияло, засверкало. «Ребятки – пойдем по участку, посмотрим, кто умылся? Кто напился?» Дети подходят к цветочной клумбе, а там цветочек поднял головку, улыбается, напился? Кто умылся? А цветочек что отвечает? Воспитатель: «Я напился, я умылся». Все вместе идут дальше, подошли к дереву. Воспитатель: «Давайте все вместе спросим умылся, кто напился? Что отвечает листочек?» Дети спрашивают травку: «Кто умылся? Кто напился?» И отвечают за нее сами. Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Дождик». Дети повторяют: «Кап! Кап!» Педагог говорит: «Все рады веселому дождику, солнышку, теплу, все поют, все кричат: “Весна пришла!”» В конце прогулки проводится игра «Кто как кричит?»


7 «Бабочка»

Цель: Формировать у детей элементарные представления о бабочке.

Ход:

Воспитатель собрав детей, говорит им, ребята посмотрите на небо. Какое яркое

солнышко. Солнечные лучи разбудили бабочку и она прилетела к нам.

Давайте поздороваемся с ней (кивком головы) дети с воспитателем подходят к клумбе с цветами и смотрят на бабочку. Воспитатель рассказывает ребятам о строении бабочки. Бабочка большая похожа на цветок, а ещё у бабочки есть туловище оно продолговатое, бархатистое и нежное и к нему крепятся крылья, и четыре лапки. Есть ещё головка она маленькая, а на ней есть усики и красиво свёрнутый хоботок. Этим хоботком бабочки пьют из цветов сладкий сок, который называется нектаром.

Т. Нестерова.

Утром бабочка проснулась.

Улыбнулась, потянулась,

Рас- расой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре улетела.















Лето

1 «Лето красное пришло!»

Цель: закреплять представления детей о временах года; учить бережно относиться ко в живому.

Ход:

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель обращает их внимание на то, как ярко светит солнышко, веет теплый ласковый ветерок: «Это лето красное к нам пришло. Кругом красивая зеленая травка, цветы. Птицы щебечут. Все лету рады. Небо синее-синее, белые облачка пл а солнце улыбается, греет всех, любуется. Посмотрите, какие вы нарядные ( обращает внимание детей на яркую одежду, бантики, туфельки, сандалии ) – лето красное пришло». Воспитатель ведет детей на полянку, отмечает, какая красивая она стала, вся в цветах. Лето красное пришло, все разукрасило. Уточняет знания детей о названиях цветов. Все вместе решают, кто из ребят похож на одуванчик (желтое платье, рубашки), кто на ромашку (белое платье). Прилетела бабочка (мотылек). Дети радуются ей. Воспитатель спрашивает, какого цвета крылышки. Предупреждает: трогать ее нельзя, бабочка крохотная, хрупкая, можно нечаянно поломать крылышки. Живут бабочки и мотыльки всего один день – пусть летают, порхают радуются свету и теплу. Воспитатель читает стихотворение Л. Модзалевского «Мотылек».


2 «Сыплем, лепим»

Цель: пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить); учить детей пользоваться лейкой.

Ход:

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами будем играть с песком. Посмотрите, какие у меня красивые: сита, воронки, пластмассовые бутылочки. Давайте насыплем в бутылочки песок. Его нужно сыпать аккуратно, через воронку. Пользуйтесь совочками, не набирайте много песка, будьте аккуратны. А у тебя нет воронки, Саша? И песок не насыпается в бутылочку без нее? Давай я тебе помогу. Видишь, без воронки трудно насыпать песок. Песок сухой, сыплется тонкой струйкой. А кто хочет насыпать песок в сито? Что, получается? Почему? Просыпается песок! Через сито можно только просеивать песок. Песок сухой, сыпучий! А теперь посмотрите, я налью на песок немного воды и помешаю его совочком. Песок стал влажный. Видите, даже по цвету он другой. Сразу видно, где сухой, а где влажный песок. Попробуйте насыпать его в бутылочку. Почему не сыплется? Он не сыпучий, не сухой, влажный. А через сито его можно просыпать? Нет? Почему? Он не сыпучий, не сухой. Он влажный. А как вы узнаете, влажный или сухой песок?» Из влажного песка можно делать постройки». Младшим детям воспитатель показывает, как утрамбовывать песок, затем с одного выбирать часть песка. Получаются маленькие домики. Тут будут жить мышата. Вместе с детьми набирает камешки, сажает в каждую норку «мышонка». Вот какие у мышат домики-норки! Воспитатель показывает старшим детям, как можно сделать из песка дом с окнами и дверью. Затем проводится подвижная игра «Кошка и мышки».

3 «У цветочной клумбы»

Цель: знакомить детей с цветами: (тюльпан, ромашка, колокольчик); закреплять представления о строении цветка: стебель, листья, цветы; учить сравнивать (высокий, низкий).

Ход:

При выходе на участок воспитатель останавливает детей возле клумбы: «Посмотрите, с зелени распустился красивый цветок. Какого он цвета? Этот цветок называется тюльпан. Найдите и покажите на клумбе еще тюльпаны. Называйте цвет каждого тюльпана. Видите какие они красивые. Цветы разной окраски. Они нежные, их нельзя рвать. Ими только любуются. Вот какой у тюльпана стебель, а это листья, а это сам красивый цветок. А вот другой цветок – ромашка. У него беленькие лепестки, а серединка желтая, как солнышко. Ромашки тянут свои головки к солнышку, улыбаются ему. А теперь покажите мне еще ромашки на клумбе.

Какого цвета их лепестки? А серединка? Покажите ее стебель и листья. Теперь посмотрите внимательно на ромашки. Эта ромашка высокая. А эта ромашка низкая. Мы приседаем, чтобы слегка, осторожно коснуться цветка рукой. Медленно пройдите вокруг клумбы и покажите, где еще высокие цветы? А теперь покажите низкие цветы». Дети показывают, педагог говорит название каждого цветка. Воспитатель продолжает: «Эти цветы называются колокольчики. Какого они цвета? На что они похожи? Как колокольчики звенят? Высокий или низкий цветок колокольчика?» По предложению воспитателя каждый ребенок находит на клумбе тот цветок, который ему нравится больше всех. Педагог называет цветы; затем предлагает: «Чтобы цветы улыбались солнышку, нам нужно ухаживать за ними – поливать». В конце прогулки проводится подвижная игра «Каравай».



4 «Что нам лето подарило?»

Цель: закреплять представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по участку).

Ход:

При выходе на прогулку воспитатель говорит: «Ребята, лето красное, лето жаркое с нами дружит. Давайте пройдем по участку, посмотрим, что нам лето подарило». Дети идут, отмечают: вся земля покрыта… чем? ( Зеленой травой, травушкой-муравушкой шелковой. ) А в траве растут цветы. Какие? ( Дети уточняют их названия, цвет. ) Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какие нарядные стоят деревья, все покрыты листьями. Ласковый ветерок подует, и листочки… что делают? ( Дети отвечают: радуются, шепчутся, смеются .) Вот какое лето красное щедрое. А что еще оно подарило – посмотрим». «Лето нам подарило и красивые цветы на клумбе. Кто какие знает называйте». Все идут вокруг клумбы. Дети называют цветы, уточняют их цвет. Педагог срезает несколько цветков для букета. Воспитатель: «А еще лето красное, лето щедрое и вас подрумянило, поджарило. Вы загорели стали, как маленькие шоколадки» и читает стихотворение «Мы на солнце загорели…». В конце прогулки проводится подвижная игра «Слышим – делаем».




5 «Бабочка красавица»

Цель: расширять представления детей о бабочках. Познакомить с внешними особенностями, и их образом жизни.

Ход:

Обратить внимание детей на порхающих бабочек.

Самая благодатная пора для бабочек – лето. Бабочки, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, крылья их сказочные!

Бабочки, питаются сладким соком с цветов - нектаром. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую окраску.

У бабочек очень красивый узор на крылышках, один из самых красивых, среди - созданных природой! Но брать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Если насекомое поймать, эти чешуйки, похожие на пудру, останутся на руках. Без этого покрытия, бабочка может погибнуть.

Перелетая с цветка на цветок, она переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.

У бабочек две пары крыльев, а так же есть глазки, и усики.

Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, а из этих яичек потом вылупляются, гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

- Маленьких, бабочек называют - мотыльками.

У бабочек есть враги: пауки, птицы.

Ребятки, что может делать бабочка? (Может летать)

Воспитатель: читает стихотворение:

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Т. Нестерова

Воспитатель: Ребята, - Мы должны бережно относиться ко всему живому.

После наблюдения проводится подвижная игра "Мы весёлые ребята"


Литература:

1. Светлана Николаевна Теплюк Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. Мозаика Синтез Москва 2010г.

2. Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа/ авт. - сост. В.Н.Кастрыкина, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2013.

3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nablyudenija-za-babochkami.html

4. https://freedocs.xyz/docx-455152072

5. prodetskiysad.blogspot.com/2013/03/blog-post_7805.html