СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека упражнений с видами нарушений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека упражнений  с видами нарушений для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений с видами нарушений»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

На тему: «Задания с нарушениями развития»

По МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах.








СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ГРУППЫ Ш-32

Фисак Виолетта Олеговна










Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна










Содержание


1.Упражнения, где дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения).

2.Упражнения, где дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития).

3.Упражнения, где дети с нарушениями речи.

4.Упражнения, где дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Упражнения, где дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития.

6. Упражнения, где дети с искажёнными (или дисгармоничным) развитием.







































Упражнения, где дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения)

«ТОПАЙ ИЛИ СПИ»

Цель: учить слушать и различать момент начала звучания и его пре-

кращение, при этом выполнять определенные действия по подражанию:

начало звучания — топать ногами; прекращение звучание — складывать

руки под щечку, демонстрируя жест «спит».

Оборудование: барабан и барабанные палочки.

Ход игры: ребенок (дети) сидит перед педагогом на стульчике. Взро-

слый берет в руки барабан, предлагает его ощупать, при этом произнося

слово «барабан». После того как ребенок (дети) ощупал его, педагог иг-

рает на инструменте. Ребенок слушает и во время игры педагога на ин-

струменте дотрагивается до барабана, чтобы ощутить его вибрацию.

Педагог предлагает малышу в момент, когда он играет на барабане,

топать ногами. Сначала демонстрирует это действие на себе, затем бе-

рется руками за колени ребенка и энергично поднимает и опускает их,

имитируя топот. После этого снова играет на барабане и топает, говоря:

«Слышишь? Барабан стучит. Топай». Игру на барабане нужно повторить

не менее 3–4 раз. Как только ребенок понял смысл предложенных дей-

ствий, педагог прекращает игру на барабане и сообщает ребенку: «Ба-

рабан не стучит. Тихо. Спи». Взрослый складывает свои руки, имитируя

жест «спать». После этого берет руки ребенка и делает то же самое, со-

общая ребенку: «Барабан не стучит. Тихо. Спи».

Чередуя игру на барабане и паузы, педагог и ребенок (по подражанию

педагогу) совершают описанные выше действия — топают и «спят». Игра

проводится не менее 3–4 раз.


«МАМИН ПОМОЩНИК»

Цель: учить слушать и отличать звучание работающего пылесоса;

учить действовать с пылесосом.

Оборудование: пылесос, табличка, написанная крупным шрифтом

(пылесос).

Ход игры: ребенок сидит на стульчике перед взрослым. Взрослый

демонстрирует ребенку пылесос. Вместе с ребенком ощупывает его,

затем дает ребенку ощупать предмет самостоятельно. При обследовании

пылесоса взрослый громко и четко произносит его название «пылесос»

и демонстрирует табличку с названием.

Затем взрослый включает пылесос. Говорит ребенку: «Слушай! Пы-

лесос работает. Пылесос жужжит! Вжжжжж! Вжжжжж!» При этом ребенок

снова ощупывает пылесос, чувствует его вибрацию, ощущает поте-

плевшую поверхность.

Взрослый при произнесении звукоподражания «вжжж» прикладывает

руки ребенка к своим щекам и губам. Ребенок при этом пытается повто-

рить за взрослым. Также взрослый показывает ребенку типичные дви-

жения, которые совершаются при подметании пылесосом.

Взрослый выключает пылесос. Говорит ребенку: «Пылесос не рабо-

тает. Я не слышу. Пылесос не жужжит! Тихо». При этом взрослый пре-

кращает движения с пылесосом. Останавливает ребенка. Ребенок в этот

момент должен прекратить произносить «вжжж» и совершать соответ-

ствующее движение.

Через небольшую паузу взрослый снова включает пылесос, ребенок

имитирует движение, произнося «вжжжж». Примерно через минуту взро-

слый снова выключает пылесос и останавливает ребенка. Игра прово-

дится 3–4 раза. Усложнение игры достигается путем самостоятельных

действий ребенка с пылесосом, взрослый лишь включает и выключает

пылесос и наблюдает за его действиями.


«БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ КОШКА»

Цель: учить слушать и различать громкое и тихое звучание.

Оборудование: игрушечные кошки контрастных размеров (большая

и маленькая) или изображение двух разноразмерных кошек на кар-

тинках, картонная коробка.

Ход игры: ребенок сидит на ковре перед взрослым. Рядом со взро-

слым стоит картонная коробка. Он достает из нее большую кошку, де-

монстрирует ее ребенку, берет его руки и кладет их на кошку. Малыш

осматривает и ощупывает кошку. Взрослый говорит громким голосом:

«Кошка. МЯУ! МЯУ! МЯУ! Большая кошка». Затем он забирает у ребенка

игрушку и помещает ее между ними.

После этого из коробочки извлекает маленькую кошку, демонстрирует

ее ребенку, дает в руки. Малыш осматривает и ощупывает игрушку. Взро-

слый говорит тихим голосом: «Кошка. Мяу! Мяу! Мяу! Маленькая кошка».

Затем он снова забирает кошку и помещает ее рядом с большой.

После этого взрослый громким голосом произносит: «МЯУ! МЯУ!

МЯУ!». Берет руку ребенка и кладет ее на большую кошку, комментируя:

«Большая кошка». Затем, не убирая руки малыша с игрушки, тихим го-

лосом произносит: «Мяу! Мяу! Мяу!». Берет вторую руку и кладет ее

на маленькую кошку, произнося при этом «маленькая кошка».

Взрослый поочередно произносит «мяу» с разной громкостью в го-

лосе. После каждого произнесения он делает паузу и рукой ребенка

щупает ту кошку, голос которой имитирует. Предъявления должны про-

водиться не менее 3–4 раз.

Как только ребенок начинает уверенно различать громкий и тихий

крик кошки, можно убрать руки ребенка с игрушек. Задача усложняется.

Теперь ребенок должен сам показать, какая кошка кричит.




Упражнения, где дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития)


Что я делаю?

Покажите ребёнку, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков. 
Произносите характерные слоги: «Ам-ам!», «Куп-куп!», «Бай-бай!» и прочее.
А ребёнок пусть покажет или укажет действие, изображенное на картинках: приём пищи, купание, сон, ходьба, прыжки, стук , пение и т.д.

Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. 

Голоса животных 
Покажите ребёнку игрушечную корову или изображение и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. 
Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить ребёнка отгадать, кто подает голос. 
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. 


Музыкальные игрушки 
Продемонстрируйте ребёнку игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. 
Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» 
После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике Стимулируйте ребёнка повторять за вами движения и звукоподражания.  Потом пусть ребёнок по вашему звукоподражанию угадает и укажет какой музыкальный инструмент изобразили.
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. 













Упражнения, где дети с нарушениями речи


«Что за чем?»
Взрослый, бросая или перекатывая мяч малышу, задают вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Малыш отвечает: «Весна», и бросает мяч обратно.
Зима. А что за нею? Сколько месяцев в году? Назови летние месяцы Какой первый месяц зимы?
Осень. А что за нею? Назови последний месяц осени С какого месяца начинается лето?
Каким месяцем заканчивается весна?

«Бывает – не бывает».
Что бывает, а что - нет? Поскорей нам дай ответ.
Игра. Лучше всего игру проводить по временам года. Например, «Лето». Взрослый, бросая мячик ребенку, называет явление природы. Например: «Капель». Ребенок, возвращая мяч, должен дать ответ, бывает такое или не бывает.
Ледоход, иней, капель, метель, листопад, роса, заморозки, град, дождь, снег, гроза и т.д.
Усложнение. Попросите ребенка дать полный ответ, объясняя возможность или невозможность этого явления природы в данное время года.


Игра с мячом «Сравни предметы»
Мы легко дадим ответ, Что же больше, а что – нет.
Игра. Бросая или перекатывая мяч малышу, мама говорит: «Апельсин большой, а арбуз еще …». Поймав мяч, ребенок должен сравнить эти фрукты и назвать сравнительное наречие: «… больше».
Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше). Банан сладкий, а мёд ещё … (слаще).
Груша мягкая, а персик ещё … (мягче). Шнурок длинный, а нитка ещё … (длиннее).
Яблоко твёрдое, а айва ещё… (твёрже). Шарик лёгкий, а снежинка ещё … (легче).
Сумка тяжёлая, а чемодан ещё … (тяжелее). Виноград вкусный, а банан ещё … (вкуснее).
Линейка короткая, а карандаш ещё … (короче). Куст высокий, а дерево ещё … (выше)
Пенёк низкий, а цветочек ещё … (ниже). Тополь толстый, а дуб ещё … (толще).
Берёза тонкая, а камыш ещё … (тоньше). Кровать мягкая, а подушка ещё … (мягче)


Упражнения, где дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),

- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы),

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв


Игры с водой и песком

Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию.


 Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте. Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- «закапывание» игрушки, предмета,

- поиск «клада»,

- различные изображения (рисование) на песке,

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой),

- раскрашивание воды (опыты с водой),

- поделки с применением песка.

- произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»);


Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.

- Складывать ленточки,

- наматывать на палочку,

- брать резинку со стола различными пальчиками,

- растягивать резиночку разными пальцами рук


Упражнения, где дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития


Игра «Солнышко».

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.

Утром солнышко встает-

Светом озаряет.

Вечером оно заходит-

Ночка наступает.


Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.


Подвижная игра «Посуда»

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.


Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.















Упражнения, где дети с искажёнными (или дисгармоничным) развитием


Игра «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.


Игра «Нос, пол, потолок»

Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.