Игры и упражнения
на развитие
изобразительных способностей
и творческого воображения.
Старшая группа
«Симметричные предметы»
Задачи: дать понятие «симметричность предметов»;
учить находить одинаковые части предметов, составлять их;
привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и ассиметрии,
сложив неправильно части предметов.
Материал: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
Инструкция: составить из деталей как можно больше симметричных предметов.
«Подбери узор»
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Материал: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.
Инструкция: путем наложения подобрать платья для барышень.
Варианты: подобрать узор для посуды, игрушек.
«Кора дерева»
Цель: закрепить умения детей различать и называть оттенки цветов, характерных для коры разных деревьев.
Материал: большие карточки (10*20 см) с изображением разных деревьев, маленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.
Инструкция: подобрать кору к каждому дереву.
«Фантастическое животное»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: разные части животных , птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).
Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.
«Веселые ладошки»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: картонные силуэты ладошек, предметы- шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.
Инструкция: нарядить каждый пальчик.
Вариант: на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.
«Угадай на что похоже»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй и опиши.
«Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.
«Перспектива»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
«Волшебная палитра»
Цель: развивать чувство цвета.
Материал: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Инструкция: подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.
«Забавный клоун»
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме)
Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.
«Дом паука»
Цель: развивать чувство композиции.
Материал: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.
Инструкция: Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть.
Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.
«Распознаваемость объектов»
Цель: учить детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Материал: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.
Инструкция: разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).
«Фигурки из проволоки»
Задачи: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.
Оборудование: проволока разного цвета.
Порядок действий:
Показать ребенку, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку.
Предложить ребенку изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.
Вариант: можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.
«Таинственный рисунок»
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Оборудование: белый карандаш,ветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).
Порядок действий:
Рисуем что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
Садимся за стол и говорим, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
Вариант: предложить ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.
«Радуга пузырей»
Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Оборудование: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.
Порядок действий:
Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
Булькать через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины.
Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки. Посмотрим, на что они похожи и дорисовываем недостающие детали.
Вариант: можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги.
«СОБЕРИ ИГРУШКУ»
Цель: Закреплять знания детей о дымковской игрушке, развивать умения различать цвета, величины, пространственное расположение предметов и их деталей; логическое мышление; связную речь; умение концентрировать внимание; прививать любовь к кустарным народным промыслам.
Материал: разрезные картинки с изображением дымковской игрушки.
Ход игры:
Рассмотреть части картинок.
Предложить сложить игрушку.
Назвать роспись.
«УЗНАЙ РОСПИСЬ»
Цель: Познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства, с их характерными особенностями; учить различать и группировать по определенным видам; воспитывать и прививать любовь и уважение к русским народным мастерам.
Материал: картинки с разными видами росписей.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку с изображением росписи и задает вопросы: «Как называется роспись?», «Почему вы так думаете?».
Воспитатель предлагает детям сгруппировать каждый вид декоративно – прикладного искусства по определенным признакам.
«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»
Цель: Закрепить знания детей о жанре – натюрморт, научить составлять композиции по собственному замыслу, по заданному жанру.
Материал: картонные силуэты цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ход игры:
Дети составляют натюрморт по заданному сюжету: «Фрукты и цветы», «Посуда и овощи», «Грибы».
«УГАДАЙ ХУДОЖНИКА ПО ЕГО КАРТИНЕ»
Цель: Учить детей отличать картины художников – иллюстраторов по особенности рисования.
Материал: картинки художников – иллюстраторов.
Ход игры:
Дети выбирают картинки одного художника, называют его и название картинки.
«УЗНАЙ ПО СИЛУЭТУ»
Цель: Закрепить знания о животных; учить по силуэту, характерной форме узнавать животное, описывать внешний вид и его характерные признаки.
Материал: картинки с теневым изображением животных.
Ход игры:
Дети выбирают картинку, узнают по силуэту животное и описывают его.
« ДОРИСУЙ ЖИВОТНЫХ»
Цель: Закрепить знания о строении животных; отработать технические навыки рисования животных, за основу используя геометрические фигуры, формы, линии.
Материал: геометрические фигуры, формы, линии, нарисованные на карточках.
Ход игры:Дети выбирают карточку и дорисовывают животное.
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель: Дать детям представление, как реальное изображение преобразить в стилизованное, сохраняя несколько характерных признаков, по которым можно узнать конкретное животное; развивать творческое воображение.
Материал: круги и полукруги из бумаги.
Ход игры: Дети выкладывают из кругов и полукругов животных
«ЦВЕТА»
Цель: Научить детей различать основные цвета и оттенки; находить на рисунках определенные цвета и сочетания.
Материал: 20 картонных карточек, разрезанных на 2 элемента по технологии пазл. На одних половинках карточек изображены предметы, окрашенные в различные цвета. На других половинках – три карандаша соответствующих цветов. Всего 40 элементов.
Ход игры:
1. «Общий цвет»
Разложите на столе половинки карточек с изображениями карандашей (или, наоборот, половинки с картинками) лицевой стороной вверх. Попросите ребенка выбрать все изображения, имеющие, например, красный цвет. Затем синий, желтый и т.д. Усложнить задание можно, предложив ребенку выбрать изображение, имеющие сначала два, а затем и три заданных цвета.
2. «Третий лишний»
Отберите три элемента игры так, чтобы два из них составляли пару. Предложите ребенку соединить подходящие по цветам элементы. Проверкой будет служить замок (место соединения элементов), объединяющий элементы каждой карточки. Усложнить задание можно, предлагая к сравнению сначала элементы без общих цветов, затем с одним и, наконец, с двумя общими цветами.
«Играем сами» (участвуют два и более человек)
Все половинки карточек с картинками перемешивают и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Элементы с изображениями разноцветных карандашей раздают поровну игрокам. Право первого игрока определяют жребий или считалка. Игрок, получивший ход, берет один из элементов игры со стола и оставляет его у себя, если у него есть второй элемент карточки. Проверкой служит замок. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым нашел подходящие половинки для всех своих карточек.
Возможен и другой вариант, когда игроки делят между собой половинки с картинками, а на столе оставляют изображения цветных карандашей.
«ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ»
Цель: Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Ход игры:
Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розового, фиолетового, оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает: «В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поместили вот такие блюдца. Какие? На среднюю – вот такие. Какие? На нижнюю? (Дети называют цвет блюдец.) Одинакового ли оттенка на верхней полке? На средней? На нижней? Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца».
Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоскими чашками, вызывает троих детей. Первому ребенку он поручает подобрать и поставить чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, второму – к блюдцам, стоящим на средней полке, а третьему – к блюдцам, стоящим на нижней полке. Одобряет правильные действия детей. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашки он подобрал. Далее задания выполняют другие дети.
«ШЕСТЬ РАЗНОЦВЕТНЫХ БРАТЬЕВ»
Цель: Закреплять знания детей о последовательном расположении цветов в спектре, умение различать цветовые гаммы; развивать речь, мышление.
Материал: картинки с изображением 6 карандашей, карточки по цветам спектра.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает любую сказку о цветах спектра, сопровождая показом на фланелеграфе. Дети выкладывают спектр на столе, по ходу сказки отбирая нужную карточку.
«РАДУГА»
Цель: Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая голубой цвет.
Материал: демонстрационный: картина «Радуга»; раздаточный: вырезанные разноцветные дуги для складывания радуги.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям собрать радугу из отдельных дуг.
«СПРЯЧЬ МЫШКУ»
Цель: Закрепить у детей представления о шести цветах.
Материал: картинки разного цвета, где нарисованы мышки и прямоугольники разного цвета – двери.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку».
У воспитателя мышкины домики. Видите, в окошки выглядывают мышки? Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком такого же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку.
Воспитатель вызывает по очереди детей и предлагает им играть.