Начало урока 5 мин | Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке мы продолжаем говорить о средствах связи в сложных предложениях (союзы и союзные слова). Я очень надеюсь, что вы будете активны на уроке. Тема нашего урока «Казахстан-сухопутная страна. Морфологические связи в сложном предложении». Наверное, нет такого человека, который не мечтал бы о путешествии. Но путешествовать можно не только куда - то уезжая. Путешествовать человеку можно виртуально, мысленно. Угадайте, по какой стране мы будем путешествовать сегодня? Давайте смодулируем виртуальное путешествие по нашей стране, оценим ее необъятные просторы. Осуществить его нам поможет бортовой журнал, куда мы будем делать заметки и записывать полученную информацию, будем его заполнять. Ребята у каждого из вас лежит лист самооценивания, на уроке будем выполнять разнообразные задания. После каждого выполненного задания не забываем проставлять себе количество набранных вами баллов, в конце урока вы подсчитаете сколько баллов вы набрали на уроке, а я выставлю на основе этих баллов формативные оценки. Прошу вас быть предельно честными. Целеполагание -Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке мы будем говорить? -Какие цели мы должны себе поставить? Проверка домашнего задания Определить, в каких предложениях союз ЧТО, а в каких союзное слово. 1). Никто не знал, что погода скоро изменится. 2)Геологи считают, что в этой местности много нефти. 3)Гроза, что уверенно заявляла о себе вчера, так и не разразилась. (СС) 4)Мысль о том, что он опоздает на урок, выводила его из равновесия. 1)Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. (СС) 2)Она знала, что он будет делать завтра. (СС) 3) Я знаю, что завтра он придёт. 4)Я не слышал, что он сказал. (СС) 1)Знаю, что произошло. (СС) 2)Знаю, что произошло важное событие. 3)Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. (СС) 4)Он сказал, что сестра задержится в поле. Вывод: Для того, чтобы различить союз от союзного слова, нужно знать, что союз-служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой простые предложения в составе сложного, а союзное слово-относительное местоимение, которая выполняет роль союза в СП. | Отвечают на вопросы учителя . | ФО Критерии оценивания: различает союз от союзного слова Дескрипторы: находит СПП с союзом и СПП с союзным словом | |
Середина урока. (35) | Актуализация знаний. Задание 1 Прием «Цветной текст» Внимательно прочитать текст Красным цветом подчеркни главную информацию, зеленым-второстепенную, желтым- союзы и союзные слова. Казахстан занимает особое место как страна, не имеющая выхода к морю, но в то же время владеющая огромными природными ресурсами. Главной проблемой, с которой сталкивается изолированное от моря государство, заключается в сложности доставки товаров на мировые рынки. Всемирный банк посчитал, что транспортировка груза обходится таким странам в 2 раза дороже. Это отражается на цене и конкурентоспособности товара. Помимо этого, сухопутные страны уязвимы в военно-стратегическом плане в случае какого-либо военного конфликта. Но конвенция ООН по морскому праву гарантирует любой стране доступ к открытому морю путем заключения межгосударственных договоров. Есть три момента, на которых должна сконцентрироваться сухопутная страна. Во-первых, это усиление транспортной сети. Во-вторых, это управление границами для свободного потока товаров и услуг через транзитные государства. В-третьих, нужно сконцентрироваться не на объеме, а на качестве производимых услуг и товаров. Решать экономические проблемы стран, не имеющих выхода к Мировому океану можно при тесном взаимодействии внутриконтинентальных стран. Казахстан строит сухой порт на границе с другими странами, который станет региональной, транспортно-торговой гаванью. Следует продвигать автодорожную отрасль Казахстана для транспортировки грузов между сухопутными странами. Это будет своеобразной современной аналогией Великого Шелкового пути. Также следует активно использовать информационно-коммуникационные технологии на благо страны. Казахстанские товары должны быть конкурентоспособные. Хотя отсутствие выхода к морю и создает определенные проблемы, но они не являются неразрешимыми для Казахстана. Считается, что отсутствие выхода к морю нужно использовать как плюс для нашей страны. Задание № 2 Прием «Найди пару» Ребята на экране будут показаны карточки с терминами, вы должны соотнести термин с его определением. Задание 2 Прием «Лови ошибки» (работа в парах). Спишите. В СПП найдите главную и придаточную части. Вставьте пропущенные знаки препинания. 1. Кладовая помешалась, несомненно, за тридевять земель, в тридесятом царстве потому что Вари не было целую вечность (В.Ф. Панова). 2. Прежде чем забраться на подоконник я секунду поразмыслил (А.Г. Алексин). 3. Не знал он, куда деть большие свои ручищи (В.И. Белов). 4. Никто не знал, отчего она плачет (Р.И. Фраерман). 5. Только вечером я узнал какие чувства всколыхнуло в папе моё письмо (В.Л. Машков). 6. Сидя втроём в тёмной комнате они припоминали всех, кто мог их разыскивать (В.А. Осеева). 7. Темнота здесь стояла особая, такая, какая бывает в яркий, солнечный день в забитой даче (Ю.О. Домбровский). Физ.минутка «ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ» Упражнения в ходьбе на месте. 1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. Задание 3 Аргументированное эссе на тему « Казахстан- крупное сухопутное государство». Обязательно включите в свою работу 2 СПП союзами и 2 СПП союзными словами. | Устно отвечают на вопросы Слушают текст, выделяют главную и второстепенную части. Работают в парах. пишут эссе | ФО Критерии оценивания: выполняют задания по тексту Дескрипторы: Выделяют главную информацию, второстепенную ФО Критерии оценивания: находит определение термину. Дескриптор Соотносит ключевое слово с его соотношением ФО Критерии оценивания: выполняют задания по СПП Дескрипторы: Верно расставляют знаки препинания в СПП, находят главную и придаточную часть, выделяют союзы и союзные слова выполняют упражнение ходьба на месте Критерии оценивания: Пишут аргументированное эссе Дескрипторы: приводят аргументы и примеры, выражают свою точку зрения, используют СПП союзами и союзными словами. | https://wordwall.net/ru/resource/89433011 |