Разработка кейса
« Сладости»
Выполнил:
1. Грошева Ирина Владимировна, учитель химии МОУ СОШ №10 г.о. Люберцы
2.Варфоломеева Вера Николаевна, учитель математики МОУ СОШ №10 г.о. Люберцы
«Сладости» Вопрос 1/6 Какое из следующих утверждений является верным? А. Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около двух тысячелетий назад. В. Первые шоколадные конфеты были произведены в Белграде в 1857 году С. Одним из лакомств на Руси были леваши. D. Слово конфета в переводе с греческого языка (confectum) означает приготовленное снадобье. | «Сладости» Две подруги Катя и Аня очень любили различные сладости. Им стало интересно, когда появились конфеты и сласти. Девочки обратились к интернету |
Катя узнала такую информацию: «Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около трех тысячелетий назад. Конфеты изготавливали из меда с добавлением фиников. Слово конфета в переводе с латинского языка (confectum) означает приготовленное снадобье. Конфеты использовались медиками древности в лечебных целях. Первые шоколадные конфеты были произведены в Бельгии в 1857 году аптекарем Джоном Нойхаузом, который пытался приготовить средство от кашля. Спустя время конфетами стали называть и другие различные сладости. Долгое время конфеты могли себе позволить только состоятельные и знатные люди». | Аня прочитала другую статью. Для этого она обратились к истории Древней Руси. На Руси сладости назывались сладким словом СЛАСТИ. Сласти, как и вся пища наших предков, были простыми, но полезными. Одним из лакомств на Руси были леваши. Леваши — постное русское лакомство: толченые ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек. |
|
1.1. Планируемый результат (проверяемые читательские умения): формирование умения находить явно заданную информацию
1.2. Контекст (мотивационная часть):
в тексте приводится информация из истории появления конфет
1.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Прочитайте текст. Для ответа на вопрос выберите нужный вариант ответа.
Какое из следующих утверждений является верным?
1.4. Описание ответа:
А. Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около двух тысячелетий назад.
В. Первые шоколадные конфеты были произведены в Белграде в 1857 году
С. Одним из лакомств на Руси были леваши.
D. Слово конфета в переводе с греческого языка (confectum) означает приготовленное снадобье.
1.5 Оценка ответа
1 балл: Верно выбран ответ С.
0 баллов – любой другой
1.6 Время выполнения 5 минут.
«Сладости» Вопрос 2/6 Что общего в рецептах приготовления сладостей в Древнем Египте и Древней Руси? | «Сладости» Две подруги Катя и Аня очень любили различные сладости. Подругам стало интересно, когда появились конфеты и сласти. Девочки обратились к интернету. |
Катя узнала такую информацию: «Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около трех тысячелетий назад. Конфеты изготавливали из меда с добавлением фиников. Слово конфета в переводе с латинского языка (confectum) означает приготовленное снадобье. Конфеты использовались медиками древности в лечебных целях. Первые шоколадные конфеты были произведены в Бельгии в 1857 году аптекарем Джоном Нойхаузом, который пытался приготовить средство от кашля. Спустя время конфетами стали называть и другие различные сладости. Долгое время конфеты могли себе позволить только состоятельные и знатные люди». | Аня прочитала другую статью. Для этого она обратились к истории Древней Руси. На Руси сладости назывались сладким словом СЛАСТИ. Сласти, как и вся пища наших предков, были простыми, но полезными. Одним из лакомств на Руси были леваши. Леваши — постное русское лакомство: толченые ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек. |
|
2.1. Планируемый результат (проверяемые читательские умения): формирование умения осмыслить и оценить прочитанное.
2.2. Контекст (мотивационная часть):
В тексте приводится информация о различных рецептах приготовления сладостей в Древнем Египте и Древней Руси.
2.3. Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Прочитайте текст. Опираясь на текст, проведите сравнение рецептов приготовления сладостей. Ответьте на поставленный вопрос.
2.4. Описание ответа:
А) Для приготовления сладостей в Древнем Египте и Древней Руси использовались ягоды и фрукты
В) Любой другой ответ
2.5. Оценка ответа
1 балл: верный ответ А
0 баллов : использовались как лекарство или любой другой ответ.
2.6.Время выполнения 5 минут
«Сладости» Вопрос 3/6 Пользуясь данными таблиц скажите, какие полезные свойства есть у конфет? | «Сладости» Чтобы определить полезные и вредные свойства конфет подруги обратились к изучению химического состава конфет. Они воспользовались справочником по химическому составу российских пищевых продуктов и узнали, что в конфетах: Большое количество углеводов — от 70 % до 96 % (наибольшее количество углеводов в леденцах). Наилучшее сочетание белков, жиров, углеводов в шоколадных конфетах. В конфетах небольшое количество (или отсутствие) витаминов, минералов . |
Калорийность и химический состав Пищевая ценность | Содержание (на 100 грамм) | Конфеты шоколадные | Конфета леденец (карамель) | Калорийность | 491 ккал | 384 ккал | Белки | 4 гр | 0 гр | Жиры | 26.3 гр | 0 гр | Углеводы | 59.2 гр | 95.8 гр | Вода | 4.9 гр | 3.6 гр | Клетчатка | 4.6 гр | 0 гр | Органические кислоты | 0.5 гр | 0.5 гр | | Содержание витаминов: Витамины | Содержание в 100 граммах | Конфеты шоколадные | Конфета леденец (карамель) | Витамин А | 0 мкг | 0 мкг | ВитаминВ1 | 0.03 мг | 0 мг | Витамин В2 | 0.06 мг | 0 мг | Витамин С | 0 мг | 0 мг | Витамин Е | 2.3 мг | 0 мг | ВитаминВ3(РР) | 1.6 мг | 0 мг | |
3.1.Планируемый результат (проверяемые естественнонаучные умения): умение сопостовлять и делать выводы
3.2. Контекст (мотивационная часть): Личностный уровень. Используя информацию о составе продукта оценить воздействие на здоровье.
3.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Какие полезные свойства, по вашему мнению, есть у конфет?
3.4. Описание ответа: Полезные свойства конфет заключаются в том, что в конфетах много углеводов, а углеводы — источник энергии. И (или) Конфеты с содержанием натурального сахара улучшают настроение и повышают работоспособность.
3.5.Оценка выполнения задания: 2 балла: Полезные свойства конфет заключаются в том, что в конфетах много углеводов, а углеводы — источник энергии. И (или) Конфеты с содержанием натурального сахара улучшают настроение и повышают работоспособность.
1 балл: углеводы — источник энергии. И (или) улучшают настроение и повышают работоспособность.
0 баллов: Другие ответы.
3.6. Время выполнения задания: 10 минут
«Сладости» Вопрос 4/6 Какой была цель этого эксперимента? | «Сладости» Подруги решили провести эксперимент. Для этого они взяли два горшочка с овсом. Приготовили сахарный сироп. Сахарный сироп по своему составу соответствовал химическому составу леденцов. Стали поливать один овес сахарным сиропом, а другой — водой. Наблюдения проводили в период с 5 декабря по 10 декабря 2019 года. В ходе наблюдения девочки вели протокол наблюдения и делали фотографии. Результаты наблюдений были занесены в таблицу. | | | |
Таблица . Наблюдения за ростом овса | |
Дни | Сахарный сироп | Вода | |
1 | Нет видимых различий | Нет видимых различий | |
2 | Нет видимых различий | Нет видимых различий | |
3 | Начало увядания, изменение цвета растения | Интенсивный рост | |
4 | Увядание, замедление роста | Интенсивный рост | |
5 | Увядание, остановка роста, появление плесени в грунте. | Интенсивный рост | |
6 | Значительное увядание, большое количество плесени в грунте | Появление первых признаков увядания. Изменение цвета | | |
4.1.Планируемый результат (проверяемые математические умения): распознавать вопросы и данные, используемые в естественно-научном эксперименте
4.2. Контекст (мотивационная часть): Личностный уровень. Эколого-ориентированное поведение относительно окружающей среды.
4.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Какой была цель этого эксперимента?
4.4. Описание ответа: Выяснить влияние рафинированного сахара, содержащегося в конфетах, на рост растений
4.5.Оценка выполнения задания:
1 балл: Выяснить влияние рафинированного сахара, содержащегося в конфетах, на рост растений
0 баллов: Другие ответы.
4.6. Время выполнения задания: 10 минут
«Мармелад» Вопрос 5/6 Пользуясь данными в тексте, рассчитать, сколько килограмм составит исходная масса для получения мармелада в домашних условиях, если использовать 750г сока. | «Мармелад» Подруги решили найти сладкий продукт вкусный, но, менее калорийный. На глаза им попала статья о мармеладе. |
Мармелад — это кулинарный продукт, приготовленный из фруктов, вареных с сахаром, с добавлением загустителя и вкусовых добавок. В англоязычных странах слово marmalade означает только варенье из цитрусовых. А исторической родиной мармелада считается Ближний Восток и восточное Средиземноморье, где испокон веков для сохранения обильного урожая фруктов было принято уваривать сок или фрукты целиком до максимального сгущения. Также существует красивая легенда о возникновении мармелада. Однажды королева Шотландии Мария велела своему повару засахарить апельсины. Но к нему явилась французская горничная королевы и сообщила, что у той пропал аппетит. На глазах у кулинара горничная съела тарелку приготовленного лакомства, приговаривая по-французски:«Marie malade», что означало «Мари больна». |
Подруги нашли в кулинарной книге рецепт приготовления мармелада на основе натуральных соков в домашних условиях: «Используя следующие ингредиенты: сахарный песок (1 кг), желатин (50 г), фруктовый или ягодный сок свежеотжатый (500 г), лимонная кислота (50г).» |
5.1.Планируемый результат (проверяемые математические умения): формирование умения применять математические понятия, факты,
процедуры, рассуждения для получения решения или выводов.
5.2. Контекст (мотивационная часть):
Подруги нашли в кулинарной книге рецепт приготовления мармелада на основе натуральных соков в домашних условиях. Как рассчитать массу смеси, если взять 750г сока?
5.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Воспользуйтесь информацией из текста и опираясь на условие задачи, ответьте на поставленный ниже вопрос.
А) 1, 85 кг
В) 2,337 кг
С) любой другой ответ
5.4. Описание ответа:
Для ответа на вопрос необходимо вспомнить как перевести граммы в килограммы. Произвести вычисления и отметить правильный ответ.
5.5.Оценка выполнения задания:
1 балл: Верно указан вариант ответа В) 2,337 кг
0 баллов: Другие ответы.
5.6. Время выполнения задания: 10 минут.
«Мармелад» Вопрос 6/6 Какую из кастрюль надо взять девочкам, учитывая, что «сырая масса мармелада» не меньше 2 литров (считая число π =3). Ответ объяснить. | «Мармелад» Катя и Аня решили приготовить мармелад сами. Придя на кухню, девочки обнаружили свободными две кастрюли. Первая кастрюля имела диаметр дна 24 см и высоту 8сантиметров. Вторая кастрюля имела диаметр дна 16 сантиметра и высоту 9см. |
6.1. Планируемый результат (проверяемые математические умения): формирование умения размышлять над математическим решением, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы, разработать объяснения или аргументацию.
6.2. Контекст (мотивационная часть):
Придя на кухню, девочки обнаружили свободными две кастрюли. Первая кастрюля имела диаметр дна 24 см и высоту 8 сантиметров. Вторая кастрюля имела диаметр дна16 сантиметра и высоту 9 см
Опираясь на опыт и математические знания, девочки должны определить, какой кастрюлей им надо воспользоваться. А затем дать обоснование собственной точки зрения.
6.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Воспользуйтесь информацией из текста. Опираясь на условие задачи, ответьте на поставленный ниже вопрос.
А) V= πR2H, Объем первой кастрюли :V1 = 3*122*8 = 3456см3
В) Объем второй кастрюли: V2 = 3*82*9 =. 1728 см3
С) Взять другую емкость.
6.4. Описание ответа:
Для ответа на вопрос необходимо вспомнить что означает «не меньше 2литров», как найти радиус, если известен диаметр, знать формулу объема тела цилиндрической формы; уметь переводить литры в кубические сантиметры. Произвести вычисления .
6.5.Оценка выполнения задания:
2 балла: Верно произведены все вычисления и сделан вывод: уместнее воспользоваться первой кастрюлей, т.к. ее объем соответствует условию задачи
1 балл: Ход рассуждений верный, но есть ошибки в вычислениях, и сделан вывод: «уместнее использовать первую кастрюлю»
0 баллов: Другие ответы.
7.6. Время выполнения задания: 30 минут.
Читательская грамотность
Название задания | Номер вопроса | Контекст | Формат текста | Тип текста | Проверяемые умения | Форма вопроса | Трудность |
| | Личный | Общественный | Рабочий | Образовательный | Сплошной | Несплошной | Смешанный | Составной | Описание | Повествование | Объяснение | Аргументация | Инструкция | Поиск и извлечение информации | Интерпретация и интеграция информации | Осмысление и оценка информации | Закрытый | Открытый | Ниже 1 уровня (1б) | 1 уровень (1а) | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | 5 уровень | 6 уровень |
«Сладости» | 1 | | | | + | | | | + | + | | | | | + | | | + | | | | + | | | | |
2 | | | | + | | | | + | + | | | | | + | | | | + | | | + | | | | |
Математическая грамотность
Название задания | Номер вопроса | Контекст | Формат текста | Области математического содержания | Проверяемые умения | Форма вопроса | Трудность |
| | Личный | Общественный | Профессиональный | Научный | Сплошной | Несплошной | Смешанный | Составной | Описание | Количество | Неопределенность и данные | Изменение и зависимости | Пространство и форма | Формулировать ситуации математически | Применять математику | Интерпретировать математику | Закрытый | Открытый | Ниже 1 уровня (1б) | 1 уровень (1а) | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | 5 уровень | 6 уровень |
«Мармелад» | 5 | | | + | | | | | + | | + | | | | | + | | | + | | | + | | | | |
6 | + | | | | | | | + | | | | | + | | | + | | + | | | | + | | | |
Естественнонаучная грамотность
Название задания | Номер вопроса | Контекст | Тип текста | Содержательная область | Типы научного знания | Проверяемые умения | Форма вопроса | Трудность |
| | Здоровье | Природные ресурсы | Окружающая среда | Опасности и риски | Связь науки и технологий | Сплошной | Несплошной | Смешанный | Составной | Физические системы | Живые системы | Науки и Земле и Вселенной | Содержательное знание | Процедурное знание | Научное объяснение явления | Понимание особенностей естественнонаучного исследования | Интерпретация данных и использование научных доказательств | Закрытый | Открытый | Ниже 1 уровня (1б) | 1 уровень (1а) | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | 5 уровень | 6 уровень |
«Сладости» | 3 | + | | | | | | | + | | | + | | + | | + | | | | + | | | + | | | | |
4 | + | | | | | | | + | | | + | | | + | | + | | | + | | | + | | | | |
Методические рекомендации. Данный материал можно использовать как на уроках, так и на классном часе, посвященном одному из аспектов правильного питания детей. Материал может быть представлен как в печатном, так и в электронном виде.
Материал для кейса взят из журналов «Юный ученый» 2016 №5