1. Ребёнок использует в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы, связанные с бытом, обрывки лепетных предложений с неясным и нестабильным звучанием. Иногда свои высказывания он сопровождает мимикой и жестами. 2. Пассивный словарь ребёнка шире активного, однако имеются проблемы с пониманием речи (трудности в определении значения слов, понимании косвенных падежей, предлогов и грамматических форм слов). 3. Ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что ребёнок использует одно и то же лепетное слово или звукосочетание для обозначения нескольких разных понятий. 4. Ребёнок заменяет названия действий названиями предметов и наоборот. 5. Детям сложно различать похожие по названию, но разные по значению слова. | 1. Жесты и лепетные слова сменяются хотя и искажёнными, но относительно устойчивыми общеупотребитель-ными словами. 2. Наблюдается начальное различение некоторых грамматических форм, но только для слов с ударными окончаниями и только для некоторых грамматических категорий. 3. Высказывания детей остаются бедными, они ограничиваются перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. 4. Недостаточная сформированность грамматического строя речи проявляется при усложнении речевого материала или необходимости использовать редко используемые в повседневной жизни слова и словосочетания. Слова часто используются в узком значении, и уровень словесного обобщения остаётся низким. Одним и тем же словом могут называться разные предметы, схожие по форме, назначению или другим признакам. 5. Ограниченный словарный запас подтверждается незнанием многих слов. 6. Отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. 7. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций. | 1. Наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 2. Отсутствие знаний о значениях некоторых слов 3. Неточное понимание и использование некоторых слов. 4. Лексические ошибки включают: замену названия части предмета названием целого предмета; подмену названий профессий названиями действий; замену видовых понятий родовыми и наоборот; взаимозамещение признаков. В свободных высказываниях дети используют мало прилагательных и наречий, которые обозначают признаки, состояния предметов и способы действий. | 1. Лексическая сторона речи сформирована с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. |
1. Формы числа, рода и падежа не различаются. 2. В речи детей преобладают простые слова, состоящие из одного или двух слогов. При попытке произнести более сложные слова количество слогов сокращается до двух или трёх. | 1. Формы числа, рода и падежа не дифференцируют-ся. 2. Изменение слов происходит случайно, возможны как правильные, так и ошибочные варианты. 3. Ошибки в использовании грамматических форм. 4. Неправильное употребление падежных окончаний. 5. Ошибки в согласовании чисел и родов глаголов. 6. Трудности при изменении существительных по числам. 7. Отсутствие согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными. 8. Ошибки в использовании предложных конструкций. 9. Часто предлоги опускаются, а существительные используются в исходной форме. 10. Союзы и частицы используются редко в речи. | 1. Не различают морфологические составляющие слова. 2. Совершают ошибки в словообразовании. 3. Изменение слов происходит случайно, возможны как правильные, так и неправильные варианты. 4. Много ошибок возникает при образовании относительных прилагательных, связанных с продуктами питания, материалами, растениями и так далее. 5. Среди проблем с грамматическим оформлением речи наиболее распространены следующие: а) некорректное согласование прилагательных с существительны-ми в роде, числе и падеже; б) неправильное согласование числительных с существительны-ми; в) ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены, перестановки); г) проблемы с употреблением падежных форм множественного числа. | 1. Лексическая составляющая речи характеризуется остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических, морфологических и фонетико-фонематических аспектов языковой системы. 2. Морфологичес-кие средства развиты недостаточно, что проявляется в следующих трудностях при образовании слов: повторение одного слога; перестановка звуков и слогов; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замена слогов); в редких случаях — опущение слогов; добавление звуков и слогов. |
1. Однословные предложения являются преобладающими, но постепенно замещаются более сложными конструкциями. 2. Объём предложений увеличивается до двух-четырёх слов, однако их структура остаётся неправильной. 3. Речь ребёнка понятна только в данной конкретной ситуациях. | 1. У детей возникают сложности при составлении рассказов и пересказов без поддержки педагога. 2. При рассказе по картинкам и ответам на вопросы дети используют простые предложения, хотя их грамматическая структура более правильная. | 1. Дети используют развёрнутую фразовую речь. 2. Вместе с правильными предложениями встречаются и аграмматичные, возникающие из-за ошибок в согласовании и управлении. 3. Трудно самостоятельно составлять предложения. 4.Наблюдаются ошибки при построении сложноподчинён-ных предложений с союзами и союзными словами. 5. При составлении предложений по картинке дети часто правильно называют действующее лицо и действие, но не включают в предложение названия предметов, используемых действующим лицом. | 1. Неточное понимание и использование пословиц, метафор и других выражений с переносным значением. 2. Сложности в выстраивании логической последовательнос-ти, обращение большого внимания на второстепенные детали сюжета, пропуск ключевых моментов и повторение эпизодов. |