СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика групп детей с ОНР, выделенных Е.М. Мастюковой (клинический подход в классификации ОНР). Характер нарушения лексико-грамматической стороны речи с учетом уровня речевого развития при ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица:  1. Характеристика групп детей с ОНР, выделенных Е.М. Мастюковой (клинический подход в классификации ОНР) 2. Характер нарушения лексико-грамматической стороны речи с учетом уровня речевого развития при ОНР

Просмотр содержимого документа
«Характеристика групп детей с ОНР, выделенных Е.М. Мастюковой (клинический подход в классификации ОНР). Характер нарушения лексико-грамматической стороны речи с учетом уровня речевого развития при ОНР»

Сабирзянова Э.Р.

1. Характеристика групп детей с ОНР, выделенных Е.М. Мастюковой (клинический подход в классификации ОНР)


Параметр

характеристики

Осложненный вариант

Неосложненный вариант

Дети с моторной алалией

Этиология недоразвития речи

Задержка созревания центральной нервной системы, негрубое повреждение отдельных мозговых структур.

У ребёнка нет локальных поражений центральной нервной системы. Иногда наблюдается недоношенность или незрелость при рождении, соматическая слабость в первые месяцы и годы жизни, склонность к детским и простудным заболеваниям.

Повреждение (или недостаточное развитие) корковых речевых областей головного мозга, особенно зоны Брока. Также предполагается, что поражения затрагивают корковые отделы как левого (речевого доминирующего), так и правого полушарий мозга.

Клинические особенности детей

Неврологические синдромы (гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром). Повышенная нервно-психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, нарушения функций активного внимания, памяти.

Синдромы двигательных расстройств (изменения мышечного тонуса, легкие геми- и монопарезы, нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса).

Неврозоподобные синдромы (тики мышц лица, субклинические эпилептические проявления).

Малые неврологические дисфункции, нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинестетического и динамического праксиса.

Сложные дизон-тогенетически-энцефалопатические нарушения.

Психологические особенности детей

Проблемы с познавательными функциями, речевые недостатки и низкая умственная активность.

Проблемы со зрительно-пространственным восприятием, локальные проблемы с некоторыми видами восприятия и моторными навыками.

Общая моторная неуклюжесть. Автоматическое выполнение определённых двигательных задач. Многие испытывают трудности с общими и оральными моторными навыками.

Неразвитая эмоционально-волевая сфера.

Низкая умственная активность и эмоциональная нестабильность.

Отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.


Значительное недоразвитие всех аспектов речи, включая устную и письменную формы.

Серьёзные проблемы с формированием звуковых представлений слов: несмотря на достаточный пассивный словарный запас, дети испытывают трудности в назывании слов.

Литеральные (буквенные) и вербальные (словесные) парафазии (замены).

Очень низкая речевая активность.

Частые остановки в речи, паузы и активное использование мимики и жестов в общении.

Несформированная произвольная речевая деятельность,

заикание,

нарушения коммуникативных функций речи с частыми проявлениями речевого и поведенческого негативизма.


2. Характер нарушения лексико-грамматической стороны речи с учетом уровня речевого развития при ОНР


I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

Недоразвитие лексической стороны

1. Ребёнок использует в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы, связанные с бытом, обрывки лепетных предложений с неясным и нестабильным звучанием. Иногда свои высказывания он сопровождает мимикой и жестами.

2. Пассивный словарь ребёнка шире активного, однако имеются проблемы с пониманием речи (трудности в определении значения слов, понимании косвенных падежей, предлогов и грамматических форм слов).

3. Ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что ребёнок использует одно и то же лепетное слово или звукосочетание для обозначения нескольких разных понятий.

4. Ребёнок заменяет названия действий названиями предметов и наоборот.

5. Детям сложно различать похожие по названию, но разные по значению слова.


1. Жесты и лепетные слова сменяются хотя и искажёнными, но относительно устойчивыми общеупотребитель-ными словами.

2. Наблюдается начальное различение некоторых грамматических форм, но только для слов с ударными окончаниями и только для некоторых грамматических категорий.

3. Высказывания детей остаются бедными, они ограничиваются перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

4. Недостаточная сформированность грамматического строя речи проявляется при усложнении речевого материала или необходимости использовать редко используемые в повседневной жизни слова и словосочетания.

Слова часто используются в узком значении, и уровень словесного обобщения остаётся низким.

Одним и тем же словом могут называться разные предметы, схожие по форме, назначению или другим признакам.

5. Ограниченный словарный запас подтверждается незнанием многих слов.

6. Отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих

форму, цвет, материал.

7. Часто появляются замены названий слов, обусловленные

общностью ситуаций.


1. Наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

2. Отсутствие знаний о значениях некоторых слов

3. Неточное понимание и использование некоторых слов.

4. Лексические ошибки включают:

замену названия части предмета названием целого предмета;

подмену названий профессий названиями действий;

замену видовых понятий родовыми и наоборот;

взаимозамещение признаков.

В свободных высказываниях дети используют мало прилагательных и наречий, которые обозначают признаки, состояния предметов и способы действий.

1. Лексическая сторона речи сформирована с остаточными явлениями недоразвития

лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов

языковой системы.



Недоразвитие морфологических средств (навыки словоизменения и словообразования)

1. Формы числа, рода и падежа не различаются.

2. В речи детей преобладают простые слова, состоящие из одного или двух слогов. При попытке произнести более сложные слова количество слогов сокращается до двух или трёх.


1. Формы числа, рода и падежа не дифференцируют-ся.

2. Изменение слов происходит случайно, возможны как правильные, так и ошибочные варианты.

3. Ошибки в использовании грамматических форм.

4. Неправильное употребление падежных окончаний.

5. Ошибки в согласовании чисел и родов глаголов.

6. Трудности при изменении существительных по числам.

7. Отсутствие согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.

8. Ошибки в использовании предложных конструкций.

9. Часто предлоги опускаются, а существительные используются в исходной форме.

10. Союзы и частицы используются редко в речи.


1. Не различают морфологические составляющие слова.

2. Совершают ошибки в словообразовании.

3. Изменение слов происходит случайно, возможны как правильные, так и неправильные варианты.

4. Много ошибок возникает при образовании относительных прилагательных, связанных с продуктами питания, материалами, растениями и так далее.

5. Среди проблем с грамматическим оформлением речи наиболее распространены следующие:

а) некорректное согласование прилагательных с существительны-ми в роде, числе и падеже;

б) неправильное согласование числительных с существительны-ми;

в) ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены, перестановки);

г) проблемы с употреблением падежных форм множественного числа.


1. Лексическая составляющая речи характеризуется остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических, морфологических и фонетико-фонематических аспектов языковой системы.

2. Морфологичес-кие средства развиты недостаточно, что проявляется в следующих трудностях при образовании слов:

повторение одного слога;

перестановка звуков и слогов;

элизии (сокращение гласных при стечении);

парафазии (замена слогов);

в редких случаях — опущение слогов;

добавление звуков и слогов.

Недоразвитие синтаксиса

1. Однословные предложения являются преобладающими, но постепенно замещаются более сложными конструкциями.

2. Объём предложений увеличивается до двух-четырёх слов, однако их структура остаётся неправильной.

3. Речь ребёнка понятна только в данной конкретной ситуациях.

1. У детей возникают сложности при составлении рассказов и пересказов без поддержки педагога.

2. При рассказе по картинкам и ответам на вопросы дети используют простые предложения, хотя их грамматическая структура более правильная.

1. Дети используют развёрнутую фразовую речь.

2. Вместе с правильными предложениями встречаются и аграмматичные, возникающие из-за ошибок в согласовании и управлении.

3. Трудно самостоятельно составлять предложения.

4.Наблюдаются ошибки при построении сложноподчинён-ных предложений с союзами и союзными словами.

5. При составлении предложений по картинке дети часто правильно называют действующее лицо и действие, но не включают в предложение названия предметов, используемых действующим лицом.

1. Неточное понимание и использование пословиц, метафор и других выражений с переносным значением.

2. Сложности в выстраивании логической последовательнос-ти, обращение большого внимания на второстепенные детали сюжета, пропуск ключевых моментов и повторение эпизодов.