СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика методов психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика методов психологии»

Характеристика методов психологии.


План: 1. Характеристика основных методов психологии.

2. Характеристика вспомогательных методов исследования


  1. Характеристика методов психологии.

Метод – это способ получения психологических фактов.

Психологические факты – это проявление психики человека, акты его поведения.


Методы



Основные

Вспомогательные

  1. Наблюдение

  2. Эксперимент

- лабораторный

- формирующий

- естественный

1. Изучение продуктов деятельности

2. Анкетирование, беседа.

3. Тестирование.


Наблюдение – систематичное целенаправленное прослеживание проявлений психики человека.

Оно требует :

  • выделение объекта или явления, возможных для наблюдения;

  • постановки цели, разработки плана и определение сроков наблюдения;

  • формы протоколирования с последующим анализом фактов и выполнении выводов на их основе.

Основное правило наблюдения: человек не должен знать, что за ним наблюдают, т. к. изменяются его поведенческие реакции.

Для скрытого наблюдения используют специальные приборы (видеокамеры, зеркало Гезэла).

Достоинства наблюдения:

  1. наблюдение можно проводить как за 1 человеком, так и за группой людей.

  2. Наблюдение проводится в естественной, знакомой для человека обстановке.

Недостатки наблюдения:

  1. Требует длительных временных затрат.

  2. Субъективизм в оценке полученных данных.

Эксперимент – исследование в процессе которого исследователь создаёт необходимые условия, стимулирует проявление психики столько раз сколько это необходимо для их изучения.

А) Лабораторный эксперимент – считается самым точным и доказательным, т.к. все проявления психики человека фиксируются с помощью высокочувствительных приборов.

Недостатки: искусственно созданная среда, что вызывает эмоциональное напряжение человека. Это необходимо учитывать при анализе полученных данных.

Б) Формирующий – направлен на формирование свойств психики или качеств личности испытуемого. Первоначально выдвигается рабочая гипотеза, затем вырабатывается методика апробации, намечаются сроки. Если по завершению эксперимента гипотеза не подтвердилась, то ищут ошибку в ней или в методике. Возможно выдвижение новой гипотезы.

В) Естественный - проводится в естественной, знакомой для человека обстановке, что позволяет избежать ситуации эмоционального напряжения и получить адекватные реакции испытуемого.


2.Характеристика вспомогательных методов исследования

Вспомогательные методы – это методы, которые используются в дополнение к основным и в качестве самостоятельных при изучении небольшого по объёму вопроса.

Тестирование – один из методов сбора первичной информации, направленный на выявление особенностей психики или свойств личности человека.

Особый интерес вызывают тесты для оприделения коэффициента интеллектуального развития (IQ):




Норма 90-120 единиц.

Недостатки тестирования:

  1. В процессе тестирования не учитывается наличие или отсутствие у человека опыта тестирования.

  2. Ограниченное время тестирования не позволяет учитывать индивидуальные особенности психики человека, а именно темп его мышления.

Беседа и анкетирование:

Построены в вопросно-ответной форме. Анкетирование менее гибкий способ, т.к. вопросы и ответы излагаются письменно, что не позволяет их варьировать. В процессе выделяются две социальные роли:

  1. Реципиент – задающий вопросы.

  2. Респондент – отвечающий на вопросы.

Требования к вопросам:

- Должны быть понятными и доступными.

- Предлагаются в логической последовательности от простых к сложным.

- Не должны содержать подсказку.

- Наряду с прямыми вопросами должны стоять и косвенные, т.к. ответы на них содержат больше информации.

Продукты детской деятельности:

В качестве продуктов детской деятельности выступают рисунки, дразнилки, стишки, постройки, лепка и т.д.

Наибольший интерес представляют детские рисунки. При их анализе учитываются следующие параметры:

  1. Цвет – яркими, тёплыми цветами ребёнок передаёт положительное отношение к изображаемому объекту; холодными тёмными цветами отражают негативное отношение.

  2. Размер – объекты, которые эмоционально-значимы для ребёнка прорисовывает большими по размеру, использует детализацию и элементы украшательства.

  3. Расположение на листе бумаги – объекты, вызывающие положительные эмоции располагает на переднем плане, в центре и ближе к себе.