Характеристика
|
Связана с длительными хроническими заболеваниями. Причины возникновения:
- инфекции;
- аллергические состояния;
- пороки соматической сферы: как врожденные, так и приобретенные.
Как указывал Ковалев В.В., зачастую эта ЗПР связана с проблемами сердца.
Характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
Эмоциональное развитие может задерживаться из-за заболеваний неврологического характера в сочетании:
- со страхами;
- неуверенностью в себе;
- капризностью и т.д.
Если ребенок долго болеет, много времени проводит в медицинских учреждениях, оторван от дома, то на его организм и, в частности, нервную систему оказывается серьезное негативное воздействие. Следствием является задержка той или иной тяжести.
|
Основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.
При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера. Так при безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.
При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду.
При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.
Способствуют возникновению и прогрессированию ЗПР:
- агрессия в семье;
- отсутствие в окружающем коллективе высоких ценностей, принципов и так далее.
Задержку психогенного происхождения нужно отличать от педагогической запущенности, когда проблемы у ребенка возникают из-за отсутствия соответствующих знаний, опыта, неумения вести определенную деятельность.
|
(Минимальная мозговая дисфункция).
Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются:
- патология беременности и родов;
- интоксикация;
- инфекции;
- травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка.
В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.
При ЗПР церебрально-органического генеза имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности.
ЗПР подразделяют на две группы:
- Первая группа – с преобладанием органического инфантилизма.
- Вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности.
Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.
Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушение психического развития характеризуется направлением «снизу вверх».
Наиболее распространенный и стойкий тип задержки психического развития, согласно российским и международным данным.
|
Сюда относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.
Инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах: эмоции, интеллект; речь и так далее. В некоторых случаях психическое отставание может быть более заметным.
Преобладают:
- эмоциональная мотивация поступков;
- повышенный фон настроения;
- поверхностность;
- легкость внушения.
В целом, клинический прогноз положительный.
Задержку конституционного происхождения можно выявить по внешнему признаку детей. Когда остальные, например, поступив в школу, закончив первый класс, становятся немного похожими на взрослых – даже внешне – дети с ЗПР I группы – субтильные. Они выглядят младше своего возраста
|