Ленинградский областной конкурс
профессионального педагогического мастерства в 2021 году
Конкурсное испытание «Характеристика профессиональной деятельности»
Некрасовой Лидии Ивановны
педагога – психолога.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево
г. Пикалево
2021 год.
Оглавление
1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании. 3
2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений. 4
3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования». 5
4. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности. 9
5. Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов. 13
6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года. 14
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
2011 г., Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» Санкт-Петербург, учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики.
2015 г, Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» Санкт-Петербург, 050400.62 психолого – педагогическое образование, квалификация бакалавр.
2020г, Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «учитель-дефектолог инклюзивного образования»
Квалификационная категория – первая, 2020 г.
Повышение квалификации:
Свидетельство № 2011-0021 о дополнительной профессиональной подготовке в Колледже Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина » по программе Intel «Обучение для будущего» в объеме 40 часов, 27.05.2011 г.
Сертификат участника 2 конкурса молодых специалистов ОУ Лен.обл. «Педагогические надежды», ГАОУ ДПО ЛОИРО, СПб, 2013г.
Сертификат об участии в научно-практическом семинаре «Особенности психологии подростка. Условно-патологические и патологические формы нарушений поведения в подростковом возрасте», ГАОУ ДПО ЛОИРО, СПб, 26.09.2017 г.
Сертификат обучающего семинара «Психологическая диагностика и консультирование детей в образовательной среде» 16-17 сентября 2019г. Российская академия образования «Растем с Россией».
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС», ЛОИРО, 112 часов, 2016 г.
«Современные модели технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом», СПБ АППО, 18 часов, 2016 г.
«Оказание первой помощи сотрудниками образовательных организаций», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образовательный Центр «Сфера успеха»», 36 ч., 2018 г.
«Психолог в сфере образования» ФГБОУ ВУ «СПБ государственный университет», 144 ч., 2018 г.
Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений.
Полное наименование Организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалёво.
Сокращенное наименование Организации: МБОУ «СОШ № 1» города Пикалёво.
Место нахождения учреждения: 187600, Ленинградская область, г. Пикалево, ул. Школьная, дом 6. 187683, Ленинградская область, Бокситогорский район, деревня Анисимово, дом 12. 187681, Ленинградская область, Бокситогорский район, посёлок Совхозный, дом 16.
Контактный телефон: 8(81366) 455-91, 8(81366) 401-05, 8(81366) 443-93
Электронный адрес: [email protected]
Директор: Карганова Юлия Николаевна
Дата создания учреждения: 01.01.1924.
Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная учебная неделя.
Форма обучения: очная.
Работаю в должности педагога – психолога в МБОУ «СОШ № 1» города Пикалёво с 2016 года.
Профессиональная деятельность психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Она становится конкретной и измеримой, что очень важно.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.
Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования».
Основная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;
оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Моя работа осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Психодиагностическая работа.
2. Коррекционно-развивающая работа.
3. Консультативная работа
4. Просветительская работа
5. Профилактическая работа
6. Организационно-методическая работа
Психодиагностическая работа.
Представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога.
Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Я считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Консультативная работа.
Направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Мною проводятся консультации педагогов, родителей, учащихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Таблица 1. Информация об основной тематике консультаций
Перечень наиболее востребованных консультационных тем |
Консультации педагогов | -консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних; консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися: -консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми; -консультации по способам и методам изучения личности ребёнка. |
Консультации родителей | - консультации по вопросам межличностных отношений в семье; - консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей; - консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье; - консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков; - особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Консультации обучающихся | -консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе; -консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения; -консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения. |
Просветительская работа.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, семинары, тренинги, родительские собрания и др.) Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В ходе моей работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделирую ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов.
Профилактическая работа.
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения, о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике бродяжничества, о вреде курения.
Осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов.
В ходе занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
Организационно-методическая работа включает:
Анализ и планирование деятельности.
Разработка развивающих и коррекционных программ.
Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов
Разработка рекомендаций для учащихся.
Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала.
Участие во всероссийских интернет – конкурсах.
Оформление тематических папок.
Ведение отчетной документации.
Работа с методической и научно-популярной литературой.
Создание стимульного материала к программам
Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.
Использование интернет ресурсов в работе.
Участие в районных семинарах психологов.
Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.
Организационно-методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
информационно-коммуникационные технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В коррекционно – развивающей деятельности использую метод песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы.
Сказкотерапия (притчи) – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Методы арт-терапии являются безопасными способами снятия напряжения. Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста». Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии.
Также в своей работе активно использую метод рисования мандал раскрашивание или выкладывание мандалы стабилизирует и гармонизирует эмоционально-волевую сферу, позволяет погрузиться в мир собственных мыслей.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяю с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
Телесно-ориентированная терапия (ТОТ) - это искусство и наука, "исцеления души через работу с телом", с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.
Данное направление полезно для детей всех возрастов. Упражнения ТОТ использую в работе с тревожными, застенчивыми, не умеющими контролировать себя детьми.
Информационные технологии.
В этом направлении широко используются:
- информация с интернет сайтов, содержащих информацию по детской психологии. Эти материалы используются мною для оформления наглядной информации для стендов и родительских уголков, подготовке к родительским собраниям и педагогическим советам, интернет-ресурсы могут быть рекомендованы родителям. Мною используются такие сайты:
school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОРов.
pedlib.ru - Педагогическая библиотека, постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.
invalid-detstva.ru описание проблем, возникающих у детей, материалы для выступлений перед учителями и родителями.
psycheya.ru – библиотека статей, текстов по психологии.
psychology.net.ru – новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
ikprao.ru - Сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал.
portalschool.ru – российский образовательный портал
http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российское образование»
collection.edu.ru - Сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации
psychology.net.ru –тренинги, психологические тесты, библиотека, психологический клуб.
danilova.ru - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы, длины, парные предметы, свойства предметов, противоположности, к сказкам
festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей – Открытый урок
psygorodok.org.ua Психологические методики, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
psihologu.info Энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
.psylesson.ru уроки психологии в школе с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.
psychology.net.ru – психологические тесты, психологический форум
effecton.ru – большая коллекция тестов
psygorodok.org.ua Психологические методики на внимание, память, мышление и эмоциональную сферу личности.
psihologu.info Энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и
К сожалению, - диагностика с использованием компьютерных программ, - лицензионные компьютерные программы развивающего характера остаются слишком дорогостоящими, поэтому их использование на данный момент для меня остается невозможным.
Таблица 2. Применяемые психодиагностические методики.
Виды диагностики, инструментарий. | Цель | Объект |
-методика «Шкала тревожности» (Кондаша) - Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) -опросник «Чувства в школе» (Левченко С.В.) Психологического исследования межличностных отношений (социометрии) Изучение уровня школьной тревожности на этапе перехода из начальной школы в среднее звено (тест школьной тревожности Филлипса) | Исследование процесса адаптации учащихся. | 5 классы |
-Методика изучение отношения к учебным предметам. (Г.Н. Казанцевой) Анкета «Отношения подростка с классом», социометрическая методика «Расселите всех» | Исследование отношения к учебным предметам. Особенности межличностных отношений в классном коллективе | 5 классы |
Анкета для родителей "Адаптация пятиклассников" | Оценивание процесса адаптации обучающихся 5-х классов к школьному обучению. | Родители |
-Анкета готовности к выбору профессии. (В.Б.Успенский) -Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной) | Исследование сформированности профессиональных предпочтений обучающихся. | 9,11 классы |
- Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности -Анализ семейной тревоги (Э.Г. Эйдемиллер). - Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | Исследование особенностей развития личности; типа акцентуаций характера; выявление факторов риска. | Учащиеся группы риска, по запросу |
-Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин) | Исследование детско-родительских отношений. | Родители учащихся группы риска. |
- Устойчивость, концентрация и избирательность внимания (тест Г. Мюнстенберга); - Долговременная и произвольная память «10слов» Лурия -тест интеллектуальной лабильности В.Т. Козлова -интенсивность познавательной потребности Л.М. Фридман | Исследование интеллектуального развития. | Учащиеся с ОВЗ, имеющие трудности в усвоении учебного материала. |
Проведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска. - «самооценка психических состояний личности» (Г.Айзенка). - Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) | Диагностика особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения обучающихся. | Учащиеся |
Уровень развития эмоционально –волевой сферы. | Методика «Несуществующее животное» Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн Методика А. И. Захарова «Красный дом, черный дом» | Учащиеся |
Уровень развития интеллекта. Уровень отношения к учебным предметам. Выявление познавательных интересов | ШТУР, Эрудит Карта познавательных интересов | |
Таблица 3.
Применяемые активные игры на занятиях психокоррекции в 1-2 классах для разминки, приветствия, отработки коммуникативных умений и навыков
Название | Описание | Цели | Кол-во участников | Примечание |
«Границы», «Скажи «Стоп» | Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят, должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко | Осознание собственных физических и психологических границ | Четное, любое | При недостаточном уровне безопасности и глубины работы подростки больше играют: или вообще не дают партнеру шагнуть, или подпускают слишком близко. Но даже в этом случае это может быть полезно для дальнейшей внутренней работы |
Невербальное знакомство (для младших школьников) | Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: – руками с закрытыми глазами; – глазами; – спинами и т. д. | Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей | Любое | Возможно при достаточной «разогретости» группы. Также можно попробовать упорядочить процесс так, чтобы каждый проконтактировал с каждым |
«Дракон» | Все участники встают в цепочку: первый – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» должна поймать «хвост» | Разрядка, сплочение | 5–15 | Безопасное помещение |
«Кузнечик» | Участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается, а в такт мелодии передвигается с места на место перед участником | Разрядка, смех | 6–15 | Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить. В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы |
«Белые медведи» | 2–3 человека берутся за руки цепочкой. Это «белые медведи». Задача – замкнуть цепочку вокруг остальных участников – «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем» | Разрядка | 5–25 | Безопасное помещение |
«Узнай по описанию» | Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывает жестом какую-то черту этого животного. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слова и жест), и т. д. | Разрядка, снижение возбуждения, сплочение | 6–20 | Подростки могут смущаться изображать что-то при всех. Желателен высокий уровень «разогретости» группы |
«Ритм» | Участники по очереди задают ритм хлопками так, чтобы он вписывался в уже звучащий | Сплочение и ощущение общности группы, снятие возбуждения, разрядка | Любое | Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства |
«Да – нет» | Ведущий произносит утверждение (например, «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руки, и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны – вниз. Характер утверждений становится более серьезным (например: «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы | Помогает увидеть общее и в то же время ощутить уникальность каждого | Любое | Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами |
«Немой зоопарк» | Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы – показывают свое животное и животное того, кому привет передается | Разрядка, тренировка памяти и внимания, спонтанного мышления | Любое | Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства |
«Дождик» | Все сидят в кругу. Ведущий в центре поворачивается вокруг своей оси и делает определенные движения. Когда он смотрит в глаза участнику, тот начинает повторять движение и делает его до тех пор, пока ведущий снова не посмотрит на него. Ведущий обводит глазами всех участников по кругу. Первый круг он потирает ладони, второй – щелкает пальцами, третий – хлопает в ладоши, четвертый – топает ногами. Затем в обратном порядке. Упражнение выполняется молча | Сплочение, ощущение единства, позитивные эмоции | 12 и больше | Поскольку упражнение выполняется молча, можно слушать производимый звуковой эффект. Очень похоже на шум дождя |
«1, 2, 3, 4, 5» | Участники произносят «1, 2, 3, 4, 5», делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой; сначала на уровне головы, потом на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «Хи», затем назад и 5 раз «Ха». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 | Разрядка, позитивные эмоции | Любое | Подростки могут чувствовать себя «по-дурацки» |
Таблица 4. Программы,
используемые в коррекционно-развивающей работе.
Программа | Цель. | Категория участников |
Программа для профилактики и коррекции ситуативной тревожности у школьников,10 ч. (за основу взяты мет.разработки Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной. | Снижение тревожности у детей школьного возраста, развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также развитие коммуникативных умений. | 6,7,8 кл. (группы) |
Цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь пройти- не поле перейти», 8 ч. (Амбросьева Н.Н., Вачков И. В., Гуреева И.В.) | Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях, развитие умений преодолевать трудности адаптации в современном обществе. | 8, 9, 10 классы |
Коррекционные программы.
Для работы с обучающимися я использую ряд коррекционных программ, адаптированных для ребят с ограниченными возможностями здоровья:
Таблица 5
Класс | Название программы |
1 класс (VII) | Н.Локалова «120 уроков психологического развития для младших школьников» |
2 класс (VII) |
3 класс (VII) |
4 класс (VII) |
5 класс (VII) | «В мире с собой и окружающими» |
6-7 класс (VII) | «Познаю себя и учусь управлять собой» |
1-4 класс | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Твоё здоровье» |
1-5 классы | «Психологическое развитие» Коррекционно – развивающая программа групповых занятий с обучающимися, имеющими трудности в обучении |
Разработка авторских программ.
За 2017-2018 период мною была разработана Программа «Твое здоровье».
В ходе реализации Программы осуществляется цель формирования навыков ЗОЖ у детей: повышение уровня психического и физического здоровья, формирования самоценности личного здоровья, отрицательного отношения к вредным привычкам, пропаганда ЗОЖ, социально-психологическая адаптация детей в обществе.
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся. В составлении и реализации Программы совместно со мной, принимали участие заместитель директора по УВР.
В основу Программы положены принципы:
- целостности учебно-воспитательного процесса;
- взаимоуважения и сотрудничества;
- приобретение новых навыков и умений по формированию положительной мотивации на ЗОЖ;
- принцип максимальной активности в процессе обучения;
- принцип взаимодействия семьи и школы.
Результатом реализации Программы является определенный тип учащихся, которые воспринимают ЗОЖ как стиль поведения. Формируются навыки взаимоуважения, взаимопомощи, умение реально оценивать свои возможности, понимать ценность собственного здоровья и здоровья окружающих.
Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов.
Таблица 6.
№ п/п | Название Мероприятий | Тематика | Уровень | Итоги |
| Выступление на ШМО | «Особенности внимания у детей младшего школьного возраста» | Школьный | |
| Выступление на общешкольном родительском собрании | «Кризис 7 лет» | Школьный | Оформление стенда |
| ШМО классных руководителей | «Особенности уч-ся 5-х классов» | Школьный | Подготовка буклетов и рекомендаций для классных руководителей |
| Мастер-класс, методическая неделя. | «Формы работы с родителями» | Школьный | Буклеты для кл.руководителей |
| Участие в семинарах по адаптации уч-ся 1,2 и 5 классов. | Результаты школьная диагностика | Школьный | |
| Методическая помощь учителям. | Подбор материалов и литературы для проведения классных часов и родительских собраний. Выступления на ШМО классных руководителей. | Школьный | Буклеты |
| Род. собрание | «Трудности адаптации первоклассников» «Трудности подросткового возраста» «Адаптация ребенка к школе». «Как помочь ребенку учиться». «Причины трудностей обучения и воспитания» «Возрастные особенности детей 9-10 лет» | Школьный | Буклеты для родителей |
| Выступление на педсоветах, тренинги для учителей | «Профессиональное выгорание» Знакомство с релаксационными техниками, снимающие высокое эмоциональное напряжение | Школьный | протоколы |
| Психологические тренинг для учащихся | «Как предотвратить конфликтные ситуации в классе» «Что сделать, если чувствуешь отчаяние и беспомощность» «Познай себя» «Агрессивный человек – слабый человек» «Надо мечтать!» «Дорога добра» «Мотивация к обучению» | Школьный | Отчет по диагностике |
| Выступление на педсоветах | «Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия с ребенком с ОВЗ» «Игровые технологии в работе педагога-психолога» «Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе» «Использование элементов арт-терапии в сохранении психологического здоровья школьников» | Школьный | протоколы |
| Участие в сетевых сообществах: |
| Публикация авторского материала на сайте «Копилка уроков – сайт для учителей» | «Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления для детей мл.шк. возраста» | Свидетельство №542604, 12.03.2020 г. |
| Публикация материала на сайте ««VIDEOUROKI.NET»» | «Детский эгоизм и агрессия» | Свидетельство №99746791, 12.01.2020 |
| Всеросийское тестирование на сайте «Альманах педагогов» | «Возрастные кризисы развития школьников психологическая помощь» | Сертификат Серия ТП № 8719 от 23.11.2017 |
| Создание персонального сайта https://multiurok.ru/LINekrasova/edit/ | Персональный сайт https://multiurok.ru/LINekrasova/edit/ https://vk.link/psihologos_nliь | Сертификат MUS911863, 19.02.2019г. |
| Публикация материала на сайте «VIDEOUROKI.NET» | «Рекомендации для общения» | Сертификат №99746789,12.08.2019г. |
| Участник вебинара на сайте «urokidoma.org» | «Создание персонального сайта учителя и использование его в работе» | Свидетельство №VU4-17781, 15.07.2018г. |
| Всероссийская научно-практическая конференция | «Личностно-ориентированное образование детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС общего образования: проблемы и перспективы» | Участие как слушатель. |
| Научно-практическая конференция | Дискуссионная площадка «Развитие творческой активности и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья» | Участие как слушатель |
| Авторский материал «Современный урок глазами учеников» | мультиурок | 24.01.2018 |
| Методическая разработка «Развитие творческого мышления младших школьников» | «инфоурок» | 26.03.2018 |
| Авторский материал. "Использование элементов арт-терапии в сохранении психологического здоровья школьников" | «инфоурок» | 19.11.2019 |
Таблица 7.
Результаты диагностики уровня школьной тревожности по методике Филлипса.
Уч.год | Высокий уровень тревожности | Повышенный Уровень тревожности | Низкий уровень тревожности |
1, 2 классы | 5 классы | 1, 2 классы | 5 классы | 1, 2 классы | 5 классы |
2016-2017 | - 0% | 2 чел 20% | 5 чел 45% | 2 чел 20% | 6 чел 55% | 6 чел 60% |
2017-2018 | 1 чел 12% | 6 чел 28% | 3 чел 37% | 3 чел 14% | 5 чел 51% | 12 чел 57% |
2018-2019 | - | - | - | 9 чел 50% | - | 9 чел 50% |
2019-2020 | 2 чел 25% | 2 чел 29% | 2 чел 25% | 1 чел 14% | 4 чел 50% | 4 чел 57% |
Таблица 8.
Результаты изучения учебной мотивации (в целом по школе).
Уч. год | Высокий и очень высокий | Нормальный | Сниженный |
2016-2017 | 2 6% | 24 75% | 6 19% |
2017-2018 | 2 5% | 23 73% | 6 22% |
2018-2019 | 3 10% | 24 80% | 3 10% |
2019-2020 | 6 17% | 26 72% | 4 11% |
Помимо этих диагностических мероприятий ежегодно проводится комплексное исследование уровня развития уч-ся 6-7 классов. Вместе с этим, провожу анкетирование по тем или иным запросам администрации ОУ.
Психологическое сопровождение детей «группы риска», детей с девиантным поведением, учащихся КРО, детьми суицидального поведения (1-11 классы) – изучение уровня самооценки, семейной комфортности, психологического климата в школе и классе, уровня развития эмоционально-волевой сферы (страхи, тревожность, агрессивность), изучение уровня толерантности.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года.
Психолого-педагогическая работа проводилась соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
Целью работы являлось: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными задачами отчетного периода являлось:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности, работа велась по основным направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, просвещение, профилактическая работа, организационно-методическая работа.
Таблица 9.
Диагностическая работа.
Уч. год | Индивидуальная форма работы | Групповая форма работы |
2017-2018 | 83 | 71 |
2018-2019 | 68 | 59 |
2019-2020 | 74 | 92 |
Таблица 10.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год | Количество занятий | Индивидуальных | Групповых |
2017-2018 | 447 | 220 | 227 |
2018-2019 | 385 | 176 | 209 |
2019-2020 | 347 | 144 | 203 |
Таблица 11.
Консультативная робота.
Уч.год | Педагоги | Обучающиеся | Родители (лица, их заменяющие) |
Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. |
2017-2018 | 13 | 4 | 54 | 4 | 103 | 8 |
2018-2019 | 47 | 1 | 74 | 8 | 40 | 1 |
2019-2020 | 25 | 1 | 18 | 7 | 16 | 2 |
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике. Количество конфликтов межличностных отношений сведено к минимуму. У учащихся школы наблюдается снижение уровня агрессии, конфликтности, страхов, тревоги, эмоционального напряжения. Дети стали более активными, уверенными в себе. Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную.
Моё твёрдое убеждение, что коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение.
В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с тяжелой адаптацией и переходом в средне звено, профилактике асоциальных явлений. В приоритете на следующий учебный год ставлю работу с обучающимися требующими снятие психо-эмоционального напряжения. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
Задачи на 2021-2022 учебный год.
1. Создать план индивидуальных и групповых занятий.
2. Разработать программу профилактика асоциального поведения.
3. Улучшить работу, направленную на координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса – учащихся, классных руководителей, учителей-предметников и родителей (проведение совместных занятий, разработка индивидуальных рекомендаций и т.д.);
4. Продолжать отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы и продолжать работу с группами.