СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические реакции. Скорость химических реакций.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей химии общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Химические реакции. Скорость химических реакций.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1



Технологическая карта открытого урока



Химические реакции. Скорость химических реакций.



9 класс.







Учитель химии: Сольвар Татьяна Александровна











2018-19 учебный год

Химические реакции. Скорость химических реакций.



Тип урока

Урок усвоения нового знания

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о скорости химических реакций и её зависимости от различных условий; обратить внимание на значимость химических знаний для управления различными процессами

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна «Химия» 9 класс; ряд напряжения металлов (ряд активности металлов); оборудование и реактивы для проведения ученического и демонстрационного экспериментов; раздаточный материал

Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядно-практические.

Формы: беседа, лабораторная работа, демонстрационный эксперимент, работа с опросником

Формы контроля

Устный (вопросы), самоконтроль (по образцу)

Основные понятия

Химические реакции. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Тепловой эффект реакций. Экзотермические реакции. Эндотермические реакции. Скорость химических реакций. Факторы, от которых зависит скорость химических реакций.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: устанавливать зависимость скорости химических реакций от различных условий.

Получат возможность: повторить классификацию химических реакций по разным признакам

Метапредметные

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить речевые высказывания в устной и письменной формах; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные

Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности.



Организационная структура урока.



Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Показатели достижения результата

1.Организационный этап.

Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне


Приветствует учеников, организует рабочую обстановку

Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку.

Класс и оборудование полностью готовы к уроку;

Обучающиеся включены в ритм работы

Организовано внимание всех учеников

2. Проверка домашнего задания.

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление проблем и их коррекция

Выучить определения понятий параграфа 4

Проводит проверку домашнего задания

На интерактивной доске соединяют термины и их определения (макроэлементы, микроэлементы, ферменты

, гормоны, витамины)

Проверены и скорректированы опорные знания

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель. Создание условий, в результате которых обучающиеся самостоятельно выдвигать и формулировать задачи урока

Устное задание:

1Как называют превращения, происходящие с веществами?

2 Какие вы знаете примеры химических реакций в жизни человека?

3 Почему молоко лучше хранить в холодильнике?

4 Что быстрее происходит: ржавление автомобиля или выплавка стали?

-- Мы повторили состав веществ, а сегодня будем рассматривать превращения, которые могут происходить с веществами.

Обращается к классу с вопросами и подводит к формулированию темы урока.

Вы будете проводить опыты и составлять химические уравнения. При этом мы повторим классификацию химических реакций, а также выясним, от чего зависит скорость взаимодействия веществ друг с другом, то есть скорость химических реакций.

Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры из практики.

Определяют основные темы урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, определены задачи

4. Актуализация знаний.

Цель: актуализация знаний через повторение ранее изученного, необходимого для работы с новым материалом

Лабораторная работа №3

Напоминает правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Предлагает повторить классификацию реакций по признакам, выполнив лабораторную работу №3 в учебнике.

Контролирует ход работы.

Организует общее обсуждение результатов задания в классе.

Дает понятие скорости химической реакции.

Работают с учебником.

По заданному алгоритму выполняют работу.

Участвуют в обсуждении итогов работы, делают выводы и дают оценку своего результата.

Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы

5. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организация усвоения нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем.

Лабораторная работа (см. Приложение 1)














Демонстрационный опыт: получение кислорода разложением перманганата калия и сбор кислорода в колбу.

Демонстрационный опыт: сжигание серы на воздухе и в кислороде.

Координирует работу обучающихся, напоминает правила техники безопасности.

Организует лабораторную работу в парах. Предлагает заполнить таблицу (см. Приложение 1)










Обращает внимание, что для протекания некоторых химических реакций необходим нагрев – это реакции с поглощением тепла.

Такие реакции называют эндотермическими.

В ложке для сжигания поджигает порошок серы и предлагает понаблюдать за интенсивностью горения серы. Затем горящую серу вносит в колбу с кислородом. Сера горит ярче.

Обращает внимание, что реакции горения идут с выделением тепла. Такие реакции называют экзотермическими.

Проводят эксперимент, составляют уравнения химических реакций, определяют тип реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) и выявляют, от чего зависит скорость взаимодействия веществ: опыт №1 –от природы реагирующих веществ; опыт №2 – от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ; опыт №3 – от температуры.


Записывают уравнение разложения перманганата калия:

2KMnO4 = K2 MnO4 + MnO2 + O2



Делают вывод, что скорость химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ, поскольку в воздухе лишь 21% кислорода, а в колбе -- 100 –ный кислород.

Записывают уравнение реакции горения серы:

S + O2 = SO2

Организована и методически обеспечена самостоятельная работа по усвоению новых знаний

6. Первичная проверка понимания.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление

Контрольные вопросы:

1Какие типы химических реакций повторили на уроке?

2 От каких условий зависит скорость химических реакций?

3 Основываясь на своих наблюдениях, назовите факторы химических реакций

4 Что такое скорость?

Проводит устный опрос по изученному материалу.

Выясняет затруднения и корректирует ошибки.









Предлагает познакомиться с информацией из Интернета о понятии скорости (информация готовится заранее)

Отвечают на контрольные вопросы

1По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции и по тепловому эффекту

2 От природы реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, концентрации реагирующих веществ.

4. Один обучающийся делает краткое сообщение о понятии скорости, используя знания из физики, математики и интересные факты%%% из Интернета

Организована проверка правильности выполнения задания по эталону;

Выявлены и проанализированы типичные ошибки, допущенные обучающимися

7. Первичное закрепление.

Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

Опросник «Зависимость скорости химических реакций от различных условий» (см. Приложение 2)

На экране появляются правильные ответы

Организует фронтальную работу с раздаточным материалом (см. Приложение 2).

Осуществляет проверку с использованием интерактивной доски.

Работают с опросником. Отвечают, вставляя соответствующие слова.

Проводят самопроверку по предоставленной информации:

1 Увеличивается

2 Быстрее

3 Меньше

4 Быстрее

5 Медленнее

6 Больше

7 Больше

8 Жидким

9 Медленнее

10 Твердым веществом

Использованы приобретенные знания в практической деятельности;

Решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), исправлены ошибки

Самостоятельно выполнены задания

8. Информация о домашнем задании , инструктаж по его выполнению.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 5. Упр. 1, 4, 7

В уравнениях химических реакций, записанных на уроке, указать степень окисления каждого элемента. Подписать тип реакции по признаку «изменения степеней окисления химических элементов»

Объясняет домашнее задание.

Отвечает на вопросы учеников.

Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителю

Сообщены объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

Произведен анализ домашнего задания; указаны трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся;

Объявлены критерии оценки домашнего задания

9. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности обучающихся

Задание на обобщение и систематизацию знаний (см. Приложение 3)

На экране демонстрируются химические уравнения

-- Какой это тип реакции (по двум рассмотренным признакам классификации) и как можно увеличить скорость данной химической реакции?

Проводит рефлексию:

-- Что нового вы узнали на уроке?

-- Что у вас получилось лучше всего?

-- Возникли ли у вас трудности при выполнении заданий?

-- Оцените свой вклад в решение общих задач.

-- Пусть вашу работу оценит одноклассник из вашей группы.

Озвучивает оценки за урок, поощряет активных учеников

Выполняют устно задание на обобщение и систематизацию полученных знаний на уроке.

Обсуждают результаты выполнения задания, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя.

Проводят самооценку.

Высказывают своё мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками

Подведён итог урока;

Проведена рефлексия учебной деятельности;

Осуществлён анализ достижения цели урока, самооценка, оценка учителя









Приложение 1.



Лабораторная работа «Химические реакции. Зависимость скорости химических реакций от различных условий»



№ опыта

Исходные вещества

Наблюдения, запись химических реакций

Тип реакций (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции)

От каких условий зависит скорость реакции

1

Fe(порошок) + HCl

Mg(порошок) + HCl


Fe + HCl ---

Mg + HCl ---



2

Zn(гранулы) + CuSO4

Zn_порошок) + CuSO4


Zn + CuSO4 ---



3

CuO + H2 SO4

CuO + H2 SO4 (нагревание)


CuO + H2 SO4 ---















Приложение 2.

Опросник «Зависимость скорости химических реакций от различных условий»

  1. При измельчении серы скорость реакции горения серы (увеличится или уменьшится?)____________________________.

  2. Горение угля в чистом кислороде идет (быстрее или медленнее?) ______________, чем на воздухе.

  3. Чем ниже температура, тем скорость реакции (больше или меньше?) _____________________.

  4. Концентрированная соляная кислота реагирует с металлами (быстрее или медленнее?)________________ по сравнению с разбавленной.

  5. С уксусной кислотой магний будет реагировать (быстрее или медленнее?) ________________, чем с серной, так как серная кислота сильнее уксусной.

  6. Чем сильнее измельчить исходное твердое вещество, тем скорость его взаимодействия с другими веществами будет (больше или меньше?) ______________.

  7. Скорость взаимодействия железного порошка с соляной кислотой будет (больше или меньше?) _____________ по сравнению со скоростью взаимодействия с кислотой железной пластинки той же массы.

  8. Увеличение или уменьшение концентрации реагирующих веществ для изменения скорости химической реакции применимо к (газам, жидкостям, твердым веществам?)

  9. Олово растворяется в кислотах (быстрее или медленнее?) ______________ , чем магний, так как магний активнее олова.

  10. Увеличение площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ применимо лишь к (газам, жидкостям или твердым веществам?) ________________.











Приложение 3



Классификация химических реакций. Способы увеличения скорости реакций.



C + O2 = CO2 + Q

Fe + HCl = FeCl2 + H2 + Q

CaCO3 = CaO + CO2 - Q