СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химический ринг: Умники и Умницы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие предназначено для проведения между студентами 1 курса.

Просмотр содержимого документа
«Химический ринг: Умники и Умницы»

Сценарий мероприятия по химии в формате телепередачи

"Умники и умницы"

Название мероприятия: "Химический ринг: Умники и Умницы"

Цели мероприятия:
1. Повысить интерес обучающихся к химии и её практическому применению.
2. Развить у обучающихся аналитическое и критическое мышление, умение работать в команде.
3. Способствовать углублению знаний по химии и пониманию основных понятий и законов.

Задачи:
1. Сформировать командный дух и навыки сотрудничества среди участников.
2. Проверить и закрепить знания по различным темам химии (органическая, неорганическая, физическая химия и т.д.).
3. Развивать умение аргументировать свою точку зрения и обосновывать ответы.

Оборудование:
- Микрофон (или любой альтернативный способ передачи звука).
- Сцена или большая доска для написания вопросов и ответов.
-Таймер (или приложение для отслеживания времени).
- Карточки с вопросами и заданиями.
- Призы для победителей (медали, сертификаты, подарки).

Задания для участников составлены по источнику: Контекстные задачи по химии: методическое пособие [Электронное издание] / Ахметов М.А. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017.

Описание: Мероприятие предназначено для проведения между студентами 1 курса специальностей нефтегазового направления.

Трёх игроков основной игры, называют агонистами.

Игрокам предлагается сделать выбор из трёх дорожек, имеющих различную длину. Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков на заданную тему, которое участники должны приготовить по заданной теме до игры.

Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:

  • Зелёная состоит из четырёх этапов, на двух из которых можно дать неверный ответ. Это даёт преимущество для неуверенных в себе игроков в случае безуспешной игры оппонентов.

  • На жёлтой дорожке лишь три сектора, и одну ошибку разрешается допустить.

  • Красная дорожка является самой короткой и состоит лишь из двух секций, но ошибок на ней допускать уже нельзя. Если игрок всё же дал неверный ответ, от может «реабилитироваться», сыграв в «Ва-банк»: ответить на дополнительный вопрос. Однако преимущество этой дорожки - в скорости победы, если игрок не допустит ошибок.

Победителем становится тот участник, который дойдёт до конца дорожки быстрее оппонентов, то есть тот, кто ответил верно на два вопроса до того, как это сделают противники. Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, то он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.

В программе также принимают участие студенты, которые ещё не становились агонистами, сидящие в зале. Эти участники называются теоретиками и в случае ответа на вопрос, на котором ошибся агонист, они получают орден.

Третья группа участников - гости, которые также могут давать ответы, в случае если агонист и теоретики верно не отвечают. За верный ответ им могут вручить либо приз, либо перевести в группу теоретиков.

По окончании серии происходит подсчёт орденов теоретиков и в следующий тур игры проходят те, кто набрал их в наибольшем количестве.

Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей-председатель, секретарь, ответственный секретарь. Как правило, председатель жюри является приглашённым.


 Ход мероприятия
1. Введение (5 минут)
*Ведущий приветствует участников и зрителей.*
- "Добрый день, уважаемые участники и зрители! Сегодня в нашем интеллектуальном шоу «Химический ринг: Умники и умницы» мы проверим знания участников в области химии.
2. Обозначение правил (5 минут)
*Ведущий объясняет правила игры.*

3. Представление «ареопага» и помощницы.
4. Основная часть (40 минут)

На мероприятии в зале присутствуют гости и теоретики. Всего за мероприятие будет проведен 1 агон (по 3 участника - агониста), которые выбираются из числа присутствующих - теоретиков в ходе тестирования.

Теоретики, ответившие правильно на максимальное количество вопросов за минимальное время в предварительном тесте, становятся агонистами.

Ведущий: Уважаемый «ареопаг», вам слово! Назовите имена агонистов!

Ведущий: Уважаемые агонисты, приглашаем вас на дорожки!

Ведущий: Давайте определимся с дорожками. Вам, уважаемые агонисты, было необходимо подготовить речь на 30 секунд по объяснению смысла высказывания М.В. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» (далее даётся слово каждому агонисту и засекается время).

Ведущий: Уважаемый «ареопаг», вам слово! Как распределились места!

Каждый из агонистов выбирает свою дорожку


Ведущий: Тематика сегодняшнего мероприятия посвящена контекстным задачам по химии. Слово «контекст» в русском языке появилось в конце XVII века. Оно было заимствовано из французского языка, где сontexte произошло от латинского contextus, что означает соединение или сплетение. Такие задачи, демонстрируют взаимосвязь предметного содержания с различными сторонами жизни и деятельности человека. Наиболее значимыми является взаимосвязь с: историей химии как науки, литературой, поэзией, живописью, скульптурой, художественным и документальным кино; практической деятельностью человека (быт, здоровье, профессия); средствами массовой информации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);


Ведущий: Игра пойдёт поэтапно, т.е. перед вами будет три вопроса (называет: нож, поэт, яды) и вы выбираете

1 этап: вопросы:

1. Суд был скорым. И казнь не заставила себя ждать долго. Нож гильотины поднялся и замер. Всего лишь на мгновенье… Замерла и разноликая толпа, окружавшая эшафот. Всем вдруг показалось, что нож гильотины скорее взовьѐтся вверх и утонет в синеве неба, но никогда не посмеет опуститься вниз, на шею величайшего учѐного Франции. Да что там говорить на плахе лежала голова гения! Однако нож упал… Это было после, а сейчас... Анализ проводился сжиганием навески вещества, плававшей на поверхности ртути под колоколом. Внутри колокола находился кислород или воздух. Содержание углерода определялось по весу выделявшегося углекислого газа, а водорода – по весу образующейся воды. О каком учёном идёт речь и состав какого вещества он исследовал?

Ответ: Лавуазье, занимался органической химией, например, исследовал состав тростникового сахара.


2. Алхимики не знали состава используемых веществ, не умели их анализировать и химические взаимодействия записывали словами. Вещества, участвующие в химических реакциях они называли, не руководствуясь никакими правилами, и поэтому понять, что они делали, было очень трудно. Вопрос: Гѐте в «Фаусте» дал пример записи алхимической процедуры:

«Являлся красный лев – и был он женихом,

И в тѐплой жидкости они его венчали

С прекрасной лилией, и грели их огнѐм,

И из сосуда их в сосуд перемещали…»

Что означают фразы «красный лев» и «красная лилия»?

Ответ: Зная особое пристрастие алхимиков к соединениям ртути, можно предположить, что «красный лев» - это красный оксид ртути HgO, а «прекрасная лилия» - хлороводородная кислота HCl.

3. 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов с сообщниками пытался отравить приближенного к семье последнего российского императора, одну из самых одиозных фигур российской истории - Григория Распутина, добавив некий яд в пирожные. Однако яд не подействовал, и Распутин был убит 11выстрелами. Каким ядом пытались отравить Распутина и почему яд не подействовал?

Ответ: цианистый калий, глюкоза является противоядием (содержалась в сладких эклерах)
2 этап: (кто виноват? Война и Мир, сказка) вопросы:

1. Источник утверждает, что йод был открыт, когда в один из дней французский химик Бернар Куртуа как обычно завтракал за своим лабораторным столом. Бутыли, стоявшие на столе покатились, упали на пол и разбились, а их содержимое смешалось. Какие вещества находились в бутылях?

Ответ: На плече у него восседал кот. Коту надоело сидеть на плече и он спрыгнул, но неудачно, столкнув стоящие на столе бутыли, в одной из которых был настой морских водорослей, а в другой концентрированная серная кислота. Бутыли покатились и, упав на пол, разбились. Содержимое бутылей смешалось, а комнату наполнилась фиолетовыми парами йода.

2. Это же вещество используют с вполне мирной целью. Однако, Германия его применила 22 апреля 1915 г. в долине р. Ипр против французской дивизии впервые как боевое отравляющее вещество. Только в один этот день было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли.

О каком веществе идёт речь? Как его используют с мирной целью?

Ответ: Хлор. Его используют для обеззараживания воды

3. «Тепло ли тебе, девица?» – фраза из известной сказки. Холод досаждает не только полярникам. Люди самых различных профессий и увлечений – геологи, строители, охотники, альпинисты – защищаются от него всеми возможными средствами.

Ещѐ в двадцатых годах прошлого столетия в Германии для разогрева пищи в полевых условиях предложили использовать тепло, выделяющееся при... Назовите вещества, которые использовали с этой целью и каким образом использовали?

Ответ: Негашёная известь и вода. Был изготовлен металлический стакан с двойными стенками. Между ними помещали известь, а разогреваемую пищу предполагали помещать внутрь этого стакана. Однако недостаточно большой тепловой эффект этой реакции помешал на первых порах еѐ практическому применению. Шагом вперѐд стало сочетание двух реакций: гашения извести и еѐ нейтрализации. Для этого в известь ввели кристаллогидраты щавелевой кислоты.

С помощью этих двух реакций можно в портативном устройстве получать температуру от 100 до 300 0С. Кроме этого использование кристаллогидратов кислот позволяет запускать грелку небольшим количеством воды. А с очередными порциями негашѐной извести будет реагировать вода, выделяющаяся при нейтрализации.


3 этап: (спорт, огонь, экология) вопросы:

1. Оказывается, теннисные мячи не надувают, а что же тогда в них вводят и каким образом?

Ответ: вводят в них специальные вещества-вздуватели. Это вещества, которые при нагревании разлагаются с образованием газообразных веществ. В теннисные мячи, заготовки которых в виде двух полушарий заготовлены заранее и смазаны клеем, кладут таблетки, содержащие смесь нитрита натрия NaNO2 и хлорида аммония NH4Cl. Склеенные половинки мяча помещают в форму для вулканизации и нагревают. Происходит химическая реакция с выделением газообразного азота, который и создаѐт в мяче повышенное давление.

2. Более 300 лет нас отделяют от того момента, когда гамбургский алхимик Геннинг Бранд открыл новый элемент – фосфор. При каких обстоятельствах ему удалось это сделать?

Ответ: Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать эликсир жизни или философский камень, с помощью которых старики молодеют, больные выздоравливают, а неблагородные металлы превращаются в золото. В ходе одного из опытов он выпарил мочу, смешал остаток с углѐм и песком и продолжил нагревание. Вскоре в реторте образовалось вещество, светившееся в темноте. «Мой огонь», как назвал его Бранд, не превратил свинец в золото, и не изменил облика старых людей. Но то, что полученное вещество светилось без подогрева, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор различным привелигированным лицам, получая от них подарки и деньги.

3. Более тридцати лет полимеры лидируют среди упаковочных материалов. Все бы хорошо с полимерами, но в отличие от стекла (которое используют повторно), и от бумаги, которая разлагается в естественных условиях, упаковка из синтетических материалов практически вечна. Поскольку именно упаковка составляет 40% бытового мусора, утилизация упаковки становится глобальной экологической проблемой. Учёные считают, что единственным способ решить проблему полимерного мусора… Назовите этот способ и что уже создали ученые для решения этой проблемы?

Ответ: Учёные считают, что единственным способ решить проблему полимерного мусора, создать полимеры, которые способны разлагаться в природе на безвредные компоненты. И такой полимер был создан!
Называется он полилактид, поскольку образуется при поликонденсации молочной кислоты. Молочную кислоту можно получать как синтетическим, так и биологическим способом, при молочнокислом брожении глюкозы.


Для Ва - банка Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками? Ответ: Так как глюкоза содержит альдегидную группу атомов, то, как и альдегиды, она с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию серебряного зеркала. В этой реакции оксид серебра – окислитель, глюкоза – восстановитель. Как восстановитель глюкоза  используется для изготовления елочных игрушек (реакция серебрения)

Элемент, который был выделен в 1886 году имеет название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. О каком элементе идёт речь? (Ответ: Фтор) В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель.

4. Награждение (5 минут)
- "А теперь у нас результаты! Поздравляем нашего победителя! Вы -настоящий(ая) Умник(ца)!"
5. Заключение (5 минут)
*Ведущий подводит итоги мероприятия.*
- "Спасибо всем за участие! Надеемся, вам было интересно и познавательно. Не забывайте, что химия — это не только наука, но и увлекательное приключение!"




Приложение

Вопросы теста (для выбора агонистов):

1. Какой индикатор использовать для определения только щелочной среды

фенолфталеин

метиловый оранжевый

лакмус

2. Укажите название кислотного остатка уксусной кислоты

Ацетат

Сульфат

Сульфид

3. Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение и свойства называются

Гомологи

Изомеры

Полимеры

4. Вещества, содержащие в своём составе одну или несколько гидроксильных групп, связанных с углеводородным радикалом, называются:

Альдегиды

Кетоны

Спирты

5. Величина молярного объёма равна:

22,4 л/моль

6 · 1023

29 г/моль

6. Постоянная числа Авогадро равна:

22,4 л/моль

6 · 1023

29 г/моль

7. Учёный, разработавший теорию строения органических соединений:

М.В. Ломоносов

А.М. Бутлеров

Д.И. Менделеев

8. Валентность углерода в органических соединениях равна

IV

II

IV, II

9. Общая формула Сn H2n+2 характерна для

Алкенов

Алкинов

Алканов

10. Вещества, растворы или расплавы которых, проводят электрический ток, называются

Диэлектрики

Электролиты

Неэлектролиты















Приложение 2

Ссылка и код для прохождения теста

https://4exam.ru/dashboard/