Урок НВП № 8
Когалинская сш
Поурочный план.
дата проведения________________
Класс 11 . Глава : ГО
Тема урока: Химическое оружие
Цель урока: Ознакомить учащихся с химическим оружием
Учебные вопросы:
Боевые свойства и специфические особенности химического оружия
Принципы применения химического оружия
Способы доставки химического оружия к цели
Дата проведения:
Место проведения: кабинет НВП
Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в
военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Химическое оружие (ХО) — один из видов оружия массового поражения, губительное действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ).
К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОБ) и токсины, оказывающие губительное действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для поражения различных видов растительности.
По мнению военных специалистов США и других стран НАТО, химическое оружие предназначается для поражения живой силы противника, снижения ее боеспособности, а также для затруднения (дезорганизации) боевой деятельности войск и объектов тыла.
Фитотоксиканты служат для уничтожения злаковых и других видов растительности с целью лишения противника продовольственной базы и подрыва военно-экономического потенциала, а также для снижения маскирующей способности древесно-кустарниковой растительности.
В качестве средств доставки химического оружия к объектам поражения используются авиация, ракеты, артиллерия, средства инженерных и химических войск.
К числу боевых свойств и специфических особенностей химического оружия относятся:
— высокая токсичность ОВ и токсинов, вызывающая даже в крайне малых дозах тяжелые и смертельные поражения;
биохимический механизм поражающего действия боевых токсичных химических веществ (БТХВ) на живой организм;
способность ОВ и токсинов проникать в покрытия вооружения и военной техники, а также в здания, сооружения и поражать находящихся там незащищенных людей;
длительность действия БХТВ ввиду их способности сохранять определенное время свои поражающие свойства на местности, вооружении, военной технике и в атмосфере;
трудность своевременного обнаружения факта применения противником БХТВ и установления его типа;
возможность управления характером и степенью поражения живой силы;
необходимость использования для защиты от поражения (заражения) и ликвидации последствий применения химического оружия комплекса специальных средств защиты химической разведки, индив. и коллективной защиты, дегазации, санитарной обработки, антидотов и др.
Военные специалисты стран НАТО к "достоинствам" химического оружия относят его способность избирательно поражать живую силу противника без разрушения сооружений и уничтожения (повреждения) материальных средств. Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.
Экология (от греч. огкоз — "жилище, местопребывание") — наука о взаимных связях растительных и животных организмов с окружающей их средой. Экологические последствия применения химического оружия заключаются в таком воздействии БТХВ на животные и растительные организмы, а также на почву, воду и воздух, которое приводит к критическому состоянию окружающей среды, за-
трудняющему существование человека. Генетические последствия связаны с нарушением аппарата наследственности человека, которое может отрицательно сказываться на последующих поколениях.
Указанные свойства и особенности химического оружия, возможные большие масштабы и тяжелые последствия от его применения, а также морально-психологический эффект воздействия на людей и другие признаки характеризуют его как один из видов оружия массового поражения.
Поражающими факторами химического оружия являются различные виды боевого состояния БТХВ. Боевым состоянием БТХВ называют дисперсное (раздробленное) их состояние в виде твердых или жидких частиц различных размеров. В таком состоянии вещество может быть представлено в виде начального облака (источника) различной формы и значительных размеров и в дальнейшем распространяться в приземном слое атмосферы или оседать на поверхности, оказывая поражающее воздействие на живую силу (растительность).
Видами боевого состояния БТХВ являются: пар, аэрозоль и капли. Качественные различия указанных видов боевых состояний БТХВ и характер их поведения и действия определяются главным образом размерами частиц вещества. Пар — вещество, находящееся в газообразном состоянии. Аэрозоли представляют собой дисперсные гетерогенные (неоднородные) системы, состоящие из взвешенных в воздухе твердых или жидких частиц вещества. Частицы размером К)-6—10~3 см образуют тонкодисперсные аэрозоли, которые могут долго находиться в воздухе, очень подвержены турбулентному рассеиванию, относительно свободно проникают в укрытия, попадают в легкие человека. Частицы размером 10~2 см образуют грубодисперсные аэрозоли, которые оседают в поле тяготения на различных поверхностях, подвергаясь при этом некоторому влиянию турбулентной диффузии в атмосфере.
Капли—частицы размером 0,5-10"1 см и более, которые по сравнению с грубодисперсными аэрозолями слабо подвергаются рассеивающему действию турбулентной диффузии.
Перевод в боевое состояние БТХВ осуществляется при выбросе (выливании) его из химического боеприпаса (боевого прибора).
Боевые токсичные химические вещества в состоянии пара и тонкодисперсного аэрозоля заражают воздух и поражают живую силу через органы дыхания (ингаляционные поражения). Количественной характеристикой степени заражения воздуха является концентрация С (мг/л, г/м3), измеряемая массой БТХВ, содержащейся в единице объема зараженного воздуха.
Боевые токсичные химические вещества в виде грубо-дисперсного аэрозоля или капель заражают местность, вооружение, военную технику, обмундирование, средства защиты, водоемы и способны поражать незащищенную живую силу как в момент оседания частиц на поверхности тела человека (кожно-резорбтивные поражения), так и после их оседания вследствие испарения с зараженной поверхности (ингаляционные поражения) или в результате контактов живой силы с зараженными поверхностями (контактные кожно-резорбтивные поражения). Поражения живой силы в результате непосредственного оседания частиц на коже человека могут быть названы первичными, а поражения после оседания частиц в результате контакта с зараженной поверхностью — вторичными- Степень заражения поверхности характеризуется плотностью заражения (5М (мг/м2, г/м2), измеряемой массой БТХВ, содержащейся в единице площади зараженной поверхности.
При оценке плотности заражения кожных покровов обычно используют размерность в миллиграммах на квадратный сантиметр (мг/см2).
Поражения живой силы возможны также при употреблении зараженных продуктов питания и воды (алиментарные поражения). Количественной, характеристикой заражения источников воды является концентрация БТХВ в воде С (мг/м3, г/м3), измеряемая массой вещества, содержащейся в единице объема воды.
Принципы применения химического оружия
Отличительными особенностями применения химического оружия, по мнению военных специалистов иностранных армий, являются внезапность нападения и мас-сированность химических ударов.
Под внезапностью нападения понимается совокупность таких мер и действий, осуществление которых обеспечивает неожиданное для противника применение химического оружия и способствует достижению наибольшей его эффективности. Главными условиями достижения внезапности считаются: сохранение в тайне замысла командования на использование химического оружия; скрытность подготовки к его применению, осуществление мер оперативной маскировки, дезинформация противника; сокращение сроков подготовки к использованию химического оружия; нанесение химических ударов в такой момент, когда противник не ожидает и полностью не подготовлен к защите (ночью, в период отдыха, в неблагоприятных метеорологических условиях и т. д.).
Важное значение придается маскировке начала химического нападения и созданию препятствий к его распознаванию. При этом применение химического оружия может сочетаться с ядерными ударами; кроме того, могут использоваться осколочно-фугасные, зажигательные и дымовые боеприпасы, комбинированные химические боеприпасы разных типов, а также ранее не известные БТХВ, боеприпасы и способы нападения.
Военные специалисты иностранных армий считают, что тактической внезапности применения химического оружия можно добиться мощными кратковременными артиллерийскими налетами, залпами реактивной артиллерии, ракетными ударами, бомбовыми ударами авиации, поливкой (распылением) БТХВ с самолетов на малых высотах и больших скоростях.
Под массированностыо химических ударов понимается сосредоточение большей части сил и средств для нанесения химических ударов на главных направлениях, по наиболее важным районам, объектам и в решающий момент боя в целях достижения результатов, оказывающих существенное влияние на ход боевых действий. Химическое оружие может применяться и на второстепенных направлениях, но в указанном месте, на широком фронте и в больших
количествах.
В армиях стран НАТО химическое оружие может использоваться всеми видами и родами вооруженных сил. Для этого в их составе имеются ракетные части, части и подразделения ствольной и реактивной артиллерии, части штурмовой, истребительно-бомбардировочной авиации, вертолетов, корабельной артиллерии ВМС, а также средства мотопехотных, инженерных и химических частей и подразделений.
По мнению военных специалистов иностранных армий, возможны следующие способы доставки химического оружия к цели:
• огневые налеты и методический огонь артиллерии и минометов;
залпы реактивной артиллерии;
одиночные и групповые пуски ракет классов "земля-земля" и "воздух — земля";
групповое применение авиацией химических бомб и бомбовых кассет;
стрельба малогабаритными бомбами из кассетных установок летательных аппаратов;
поливка ОВ или фитотоксикантами из выливных авиационных приборов (ВАП);
распыление ОВ и токсинов из распылительных авиационных приборов (РАП);
подрыв полей химических фугасов;
выпуск ОВ с помощью аэрозольных генераторов;
метание гранат и патронов с помощью гранатометов
или вручную.
Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Объявить раздел и тему следующего занятия, а также форму одежды.
3. Задание на дом:
Преподаватель-организатор НВП: ____________ Казангапов Е.С