Предметные: сформированы понятия «молекула», «атом», «ион»; сформировано представление о строении атома, составляющих его элементарных частицах и механизме образования иона.
Метапредметные: развитие умений ставить задачи, организовывать и контролировать процесс их выполнения, работать с текстом, правильно строить речь, сотрудничать с учителем; развитие процессов обобщения, сравнения, установления причинно-следственных связей; развитие абстрактного мышления.
Личностные: формирование химически грамотной личности, формирование научного мировоззрения.
Коррекционные: Коррекция логического мышления на основе аналитико-синтетической деятельности (деление целого на части и восстановление целого из частей); коррекция устной речи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организа-ционный | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | |
Проверка домашнего задания | «Физические и химические явления. Химические реакции», § 6, задания 1, 2, 3. По желанию прочитайте свой ответ на один из вопросов домашнего задания. | Зачитывают свои ответы |
Раскрытие темы урока, постановка учебной задачи | Древнегреческий философ Демокрит задался вопросом: почему железные гири разного размера имеют разный вес (слайд 2)? Ответ на него он нашел. А вы как думаете, почему? Как вы думаете, тела, имеющие разные свойства, например, стеклянная и металлическая кружки, состоят из одинаковых или разных частиц? Аргументируйте свой ответ. Давайте сегодня на уроке разберемся из каких частиц состоят тела и узнаем кто из вас прав. Сформулируйте цель нашего урока (Учитель помогает, слайд 3). Ученые уже многое узнали о строении вещества и обнаружили, что оно состоит из частиц, называемых атомами, молекулами и ионами. Учение о построени вещества из частиц – молекул и атомов – разработал российский ученый 18-го века Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4). Посмотрим, чем же эти частицы различаются между собой. Запишите тему урока «Структурные элементы вещества: молекулы, атомы, ионы» (слайд 5). | Правильный ответ: предметы, состоящие из одного и того же вещества, имеют разный вес по причине разного количества неделимых частиц, из которых они состоят. Дают ответы. Формулируют цель урока. |
Актуализация опорных знаний | - Что такое вещество? - Что такое структура? Если вы затрудняетесь с ответом, найдите в интернете определение. - Что такое структурный элемент? Приведите примеры структуры и ее структурного элемента (слайд 6). | Дают ответы. Вещество, это то из чего состоят тела. Структура, это строение или устройство чего-либо. Структурный элемент, это составная часть, деталь структуры. Например: структура – дом; структурный элемент – кирпич. |
Объяснение нового материала 1.Атомы и молекулы: отличия. 2.Доказательство опытным путем, что молекулы состоят из атомов. | Итак, вещество, из которого построены тела, можно разделять на части. До каких пределов можно делить вещество зависит от способа деления. Прочитайте текст §7 стр. 25, от заголовка Атомы и молекулы до стр.27. До каких частиц мы можем разделить вещество химическими способами? Какова наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? Можно ли разделить молекулу? Как мы можем это доказать? Молекулу можно разделить. Это доказывает разложение воды на водород и кислород под действием постоянного электрического тока (слайд 7). Из каких частиц состоят молекулы? Что такое атом? Посмотрите на рисунок с изображением молекулы воды: красный шарик – атом кислорода, белые шарики – атомы водорода (слайд 8). Как видите, Молекулы могут состоять из одинаковых или разных атомов. Соберите из конструктора по две молекулы воды, кислорода и водорода. Как видите, молекулы могут состоять из разных или одинаковых атомов и из разного количества атомов (слайд 9). | Дают ответ: Химическим способом мы можем разделить вещество до атомов. Молекула, это самая малая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Молекулы состоят из атомов. Атом – самая малая, химически неделимая частица вещества. Конструируют молекулы. |
3.Проверка усвоенности материала | Выполните тестовые задания «Атом» и «Молекула» на DVD-приложении. Проверьте правильность выполнения заданий друг у друга (соседа по парте). | Выполняют тестовые задания в тетради. |
4. Построение атома из более мелких – элементарных частиц: протонов, электронов, нейтронов. 5. Ионы: получение, взаимодействия. | Атом также можно разделить. Но сделать это можно только физическими методами. Атом состоит из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов (слайд 10). Протоны несут положительный заряд, обозначаемый знаком плюс. Электроны несут отрицательный заряд, обозначаемый знаком минус. Нейтроны заряда не имеют. Зарисуйте в тетради строение атома, обозначьте и подпишите элементарные частицы, из которых он состоит. Общий заряд атома нулевой – атом электронейтрален. Как вы думаете, почему? Атом может отдавать электроны или приобретать. Будет ли при этом изменяться заряд атома? Какой будет заряд атома, отдавшего электроны? Каков будет заряд атома, присоединившего электроны? Атом, отдавший или присоединивший электроны и, таким образом имеющий положительный или отрицательный заряд, называют ионом (слайд 11). | Делают в тетради рисунок строения атома. Дают ответ: Количество протонов в атоме равно количеству электронов. Заряд будет изменяться. Положительный. Потому, что отрицательно заряженных частиц в атоме станет меньше, чем положительно заряженных. Отрицательный. Потому, что отрицательно заряженных частиц в атоме станет больше чем положительно заряженных. |
6.Проверка усвоенности материала | Выполните тестовое задание № 2 в учебнике. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания по слайду (слайд 12). | Выполняют тестовое задание в тетради. Взаимопроверяют правильность выполнения по слайду. |
7.Общий вывод | Что мы теперь можем сказать о строении вещества? Запишите этот вывод в тетради (слайд 13). | Дают ответ и записывают вывод. |
Оценивание | Каждое правильно выполненное задание дает один балл. Каждый правильный устный ответ дает один балл. | |
Организация домашнего задания | Прочитайте дома § 7. Выучите определения атома, молекулы, иона. Для закрепления материала выберите из восьми заданий на стр. 28 любые три, чтобы получить оценку 5, и любые два задания, чтобы получить оценку 4. Будет интересно, если кто-нибудь подготовит сообщение об экспериментах, доказывающих построение молекул из атомов. Сообщение будет дополнительно оценено. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия | Что вы узнали сегодня на уроке? Что было наиболее интересным? Что было наиболее трудным? Почему? Что бы вы хотели еще узнать о строении вещества? | Дают ответы. |