СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия по Гоголю

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проводимое мною на неделе химии.

Просмотр содержимого документа
«Химия по Гоголю»

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ».

Картина 1.

(За столом сидит ученик, читает журнал «Химия и жизнь». Входит ученица.)

Ученица:Ну что, братец, все уроки выучил?

Ученик: Да не все ещё! Вот, зачитался! Химия - изумительная наука. Хочешь

фокус покажу?

(Берёт у ученицы носовой платок и проводит опыт «Несгораемый платок». Смачивает пла-ток водой и ацетоном. Затем берёт его пинцетом, поджигает и вращает. Ацетон сгорает, платок- нет).

Ученица (забирает платок): Опыт, конечно, интересный. Но ты ещё к сочинению не подготовился. Вот, я тебе книгу принесла. Повторяй!

Ученик (Открывает книгу): Так, Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». (Читает.)

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Гля-нули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру. (Зевает, засыпает.)

(Гаснет свет.)

Картина 2. (Включают свет. Звучит музыка. На метле появляется Солоха.)

Солоха: Ох и холодно!Надо печку растопить. Но где, же спички? Опять сынок Ва- кула забрал! Ладно, я и так могу огонь разжечь.

(Колдует, проводит опыт «Самовозгорание лучинок». Сложенные горкой лучинки смочены бензином. За лучинками стоит небольшая фарфоровая чаша, в которую помещено несколько кристалликов перманганата калия, смоченных концентрированной серной кислотой. В руке Со-лоха держит кусок ваты, смоченной спиртом, незаметно выжимает спирт (руку держит высоко. Костёр загорается.)

Солоха: Ну, вот и теплее стало. Ох, скучно мне что-то. Приворотное зелье приго-товить, что ли? (Колдует, проводит опыт «Хамелеон». Наливает в пробирку 3 мл насыщен-ного раствора перманганата калия и 1 мл 10 %- ного раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляет 1-15 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зе-лёной окраски. При сильном размешивании зелёный раствор становится, синим, а затем фиоле-тово -малиновым: 2KMnO4 + 2KOH + Na2SO3 = 2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O Синяя окраска при-суща малоустойчивому аниону [MnO4]3-, который на воздухе окисляется до фиолетово-малино-вого перманганата калия. При избытке сульфита натрия и недостатке гидроксида калия манга-нат не образуется)!

Солоха: Ох, качественное зелье! Сейчас что-то будет!

Картина 3.

(Из-за кулис появляется белый дым и выскакивает чёртик. В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливают немного концентрированной соляной кислоты и столько же 25 %-ного раствора наша тырного спирта: NH3 + HCl = NH4Cl Появляется «дым без огня».)

Чёртик :(поёт). Здравствуй милая моя!

Ты меня заждалась!

Я с химическим букетом,

Что ж ты растерялась?

( Цветы из плотной бумаги заранее смачивают раствором щёлочи (бумага белая). В нужный мо-мент обрызгивают их из пульверизатора фенолфталеином. Цветы окрашиваются в малиновый цвет).

Чёртик: Ох, несравненная Солоха! Я так без вас скучал! Вот, даже письмо вам на-писал. (Падает листок.)

Солоха: Да тут же ничего не написано!

Чёртик: А вы над пламенем подержите, любезная Солоха! Я и огонёк вам разожгу волшебной палочкой.

(Стеклянную палочку смачивают в смеси перманганата калия и концентрированной серной кис-лоты и подносят к фитилю спиртовки. Он загорается. Солоха держит бумагу над пламенем. На бумаге появляется рисунок. Заранее на бумаге разбавленной серной кислотой делают рисунок например, пронзенное стрелой сердце. При нагревании вода испаряется, и концентрированная серная кислота обугливает бумагу).

Чёртик: Ну, как вам моё письмо?

Солоха: Замечательно! Ой, а мне и угостить вас нечем. Одна водица холодная.

Чёртик:А вы поколдуйте, дорогая Солоха!

Солоха: Да и, правда! (Колдует.) Ну, вот вам и сок, дорогой гость!

(В стакан наливают раствор щёлочи, добавляют несколько капель фенолфталеина.

Чёртик: (делает вид, что пьёт.) Ох, спасибо! Ну, просто «инвайт» и «юпи» в одном стакане!

(Раздаётся стук в дверь).

Солоха: Ой! Неровен час - Вакула! Спрячься, спрячься скорее! (Прячет чёртика в ме-шок.)

Картина 4.

(Входит Дьячок.)

Дьячок: Добрый вечер, великолепная Солоха! Вот с тех пор как увидел вас давеча на ярмарке, так и забыть не могу, всё об вас думаю. А что это у вас, дражайшая Солоха? (Показывает на стакан с малиновой жидкостью.)

Солоха: Да сок!

Дьячок: Не люблю я его, уж лучше водицы чистой попить!

Солоха: Да пожалуйста, Осип Никифорович!

(К раствору щёлочи с фенолфталеином приливают кислоту. Малиновая окраска изчезает:

NaOH + HCl = NaCl + H2O)

Дьячок: Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.

Солоха: Нет ничего проще, дорогой гость!

(К раствору хлорида бария приливают щёлочь: 2NaOH + BaCl2 = 2NaCl + Ba(OH)2)

Дьячок: Вот уважили, милейшая Солоха! (Стук в дверь.) Ой, спрячьте меня скорей! Я ни за что на свете не хочу показываться на глаза Вакуле, чтоб ему набежало под обоими глазами по пузырю с копну величиною! (Солоха прячет дьячка в мешок.)

Картина 5.

(Входит Вакула.)

Вакула: Ох, ходил в корчму пивка попить! Что так долго не открывала, мама?

Солоха:Да я тут немножко заколдовалась. Вот, смотри, золотишко получилось! (Загораживает мешки юбкой. К 20 мл 0,5 н. раствора нитрата свинца приливают 40 мл 0,5 н. раствора йодида свинца: Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3.

Вакула: Золотишко, оно, конечно, хорошо! Да зачем тут лежат эти мешки? Давно пора всякую дрянь из хаты выбросить! (Подходит к мешкам и вытаскивает дьячка за чуб, а чёртика за хвост.) Это ещё что такое?

(С криками все разбегаются в разные стороны. Чёртик колдует у стола. На керамическую плит-ку заранее горкой насыпать дихромат аммония. Его зажигают с помощью длинной лучины:

(NH4)Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2.

Картина 6.

(Включают свет, входит ученица. Она подходит к спящему у стола ученику.)

Ученица: Вставай, соня! Так-то к сочинению готовишься?

Ученик: (просыпаясь.) Так это мне всё приснилось? Ох, и замечательный сон! Толь-

ко я не всё там понял. Может, ребята помогут разобраться?
























«Спокойной ночи, малыши в гостях у школьников».


(Звучит музыкальная заставка из передачи «Спокойной ночи, малыши».За столом сидит Хрюша и листает журнал «Химия и жизнь», при этом таинственно

оглядывается по сторонам. Заходит Степашка. Хрюша, испугавшись, прячет жур-нал за спину.)

Степашка: Хрюша, а что это ты там прячешь?

Хрюша: Да нет, Степашка, ничего я не прячу, тебе показалось.

(Степашка обходит Хрюшу. Хрюша все время поворачивается так, чтобы

Степашке не было видно журнала. Наконец Степашка увидел журнал).

Степашка: Что это за книжка у тебя? Где ты её взял?

Хрюша: Да, а как называется эта книжка с картинками?

Хрюша: (полушёпотом, приложив палец к губам). Я взял её у дяди Володи.

Знаешь, Степашка, тут такие интересные картинки.

(Хрюша листает журнал, Степашка сидит рядом и тоже рассматривает жур-нал).

Хрюша: Степашечка, смотри, какая красивая картинка.

Степашечка: Да, а как называется эта книжка с картинками?

Хрюша: (читает по слогам). Хими-я и жизнь. Степашечка, ты случайно не знаешь, кто такая – Химия?

Степашка: (листает книгу). Нет, не знаю. Наверное, это название ка-

кого- нибудь коммерческого магазина. Не знаю, Хрюша.

(Влетает Каркуша).

Каркуша: Привет, Хрюша! Привет, Степашка! Здравствуйте дорогие ребята! ( Обращается к Хрюше и Степашке). Чем это вы здесь занимае-тесь? Книжки что ли читаете?

Хрюша: Каркуша, ты везде летаешь и все всегда знаешь. Ты никог да не встречала магазина под названием … (Задумывается). Степашка, ну как он называется, какое слово, я забыл что-то.

(Степашка смотрит в журнал и вспоминает).

Степашка: Химия!!!

Каркуша: Да какой же это магазин?!! Никакой это и не магазин. Это очень

красивая и интересная наука.

Степашка: Каркушечка, ну расскажи нам о ней.

(Каркуша задумывается.)

Каркуша: Ах, не помню точно когда. Кажется, 32 января я летала в Химивыдумлядию навестить своих родственников и …

(Поёт песню на мотив песни «Учат в школе».)

Я недавно где была, догадайтесь-ка, друзья:

В Выдумляндию летала я, ребята.

Научилась я всему, околдую, рассмешу,

Чудеса всем покажу и вам, зверята.

(Обращается к Степашке и Хрюше)

Сейчас факел мы зажжём,

Представление начнём.

(Зажигает факел).

Вы науку эту нашу уважайте -

Сами будете тогда удивлять всех и всегда

И творить, и получать, и наслаждаться.

(В конце песни Каркуша наливает в стакан с пищевой содой и малиновым сиропом раствор лимонной кислоты и получает газированный напиток, ко-торый выпивает).

Степашка: (с восхищением) Вот это да! Это тебя в Химивыдумлян-дии научили, да, Каркуша?

Хрюша: (с восхищением) Вот это да! Это тебя в Химивыдумляндии научили, да, Каркуша?

Степашка: Каркуша, а не могла бы ты наколдовать нам тоже … лимонадику?

Каркуша: Конечно могу. Чего вы желаете: молока? Фанты? Газиров-

ки? Малинового сока?

Хрюша: Каркушечка, дорогая, мне бы всего понемногу хотелось.

Степашка: И мне тоже!

Каркуша: Да, пожалуйста. (Собирается наливать в химические стаканы

прозрачную жидкость из графина, в котором предварительно налит раствор

серной кислоты и фенолфталеина).

Хрюша: Нет уж, Каркушечка, давай я лучше сам. Подумаешь, вели-кое дело – воду в стаканы наливать! Что ты нам голову морочишь?! Мы же просили у тебя лимонадику, а ты нам воду предлагаешь.

Каркуша: Хрюша, ты со мной не спорь! Вот тебе графин, вот тебе стаканчики. Сейчас будет вам и молоко, и фанта, и газировка, и

малиновый сок.

( Хрюша наливает в стаканы жидкость из графина, в стаканах появляются

«напитки» разной окраски.)

Степашка: Ура! Здорово!

Хрюша: Получилось! Получилось!

(Берут стаканы, приготовились пить... Звучит таинственная музыка, гаснет свет, зажигаются свечи появляется фиолетовый дым. Все притаились. Хрюша

залез под стол, Степашка дрожит от страха.)

Каркуша: Не бойтесь, друзья. По-моему, это летит Великий Маг и

Волшебник из Химивыдумляндии – Тетрааквагексацианоферрат

ибн Сульфат Катионович.

(Входит Волшебник).

Волшебник: Да- да, правильно дорогая Каркуша, это я!

Каркуша: Приветствуем тебя, многоуважаемый Тетрааквагексациано-феррат ибн Сульфат Катионович! Ты прилетел очень вовремя! Хрюша и Степашка интересуются, что такое химия.

(Х рюша вылезает из- под стола.)

Хрюша: Точно – точно, мы интересуемся, многоуважаемый…( Пыта-ется выговорить имя волшебника, но у него получается иначе). Аквариум ибн Котович.

(Каркуша поправляет).

Каркуша: Не Котович, а Сульфат ибн Катионович.

Хрюша: А я и говорю - Катионович.

Волшебник: Конечно, конечно, я обязательно вам помогу. Правда

рассказчик из меня неважный, поэтому я буду только показывать.

(Волшебник показывает опыты).

Каркуша: (гордо). Ну, Степашка? Ну, Хрюша? Что теперь скажете

Теперь вы понимаете, что Химия - это не магазин?!

Хрюша: Вот это да!

Степашка: Ну и чудеса!

Каркуша: Это- Химия !!!

(Поют заключительную песню на мотив песни «Улыбка».)

Хрюша: Я сегодня многое узнал,

Степашка: Меня тоже покорило это диво.

Каркуша: Так давайте будем изучать

Все: Химию – ведь это так красиво.

(Припев поют вместе).

Все: И тогда наверняка я, и все мои друзья

Синтезируем из брома шоколадку,

Апельсины и «Тархун»,

И жвачку «Бубль - гум»,

Будет всем тогда нам очень, очень сладко.

Волшебник: Химия – красивейший предмет.

Каркуша: Красочный, до умопомраченья.

Все: Изучает свойства всех веществ,

Получение, строенье и значенье.

И тогда наверняка вы, и ваши все друзья

Синтезируют из брома шоколадку,

Апельсины и «Тархун»,

И жвачку «Бубль - гум»,

Будет всем тогда нам очень, очень сладко.