Профессионально-ориентированные задания
по учебной дисциплине «Химия»
Захарова Светлана Геннадьевна, преподаватель химии
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»
А.Дистервег
Введение ФГОС СПО заставляет по-новому взглянуть на качество подготовки выпускников ПОО.
Результатом освоения учебных дисциплин являются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Согласно ФГОС СПО результатом освоения дисциплин, кроме знаний и умений, должны быть и общие компетенции.
Преподавание общеобразовательных предметов важно связать с профессией, которую получают студенты.
Профессионально-ориентированные задания и задачи
занимают в процессе обучения химии важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний .
Профессионально-ориентированная задача
- Профессионально - ориентированной называется сюжетная задача, фабула которой заимствована из той или иной сферы профессиональной деятельности человека, решение которой отыскивается средствами предметной области.
- Профессионально-ориентированная задача – это задача, представляющая абстрактную модель некоторой реальной ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, решаемая методами предметной области или методами, применяемыми в профессиональной деятельности будущих специалистов, и способствующая развитию личности будущего специалиста.
- Профессионально-ориентированное задание – это задание, в ходе выполнения которого моделируется профессиональная деятельность будущих специалистов.
Основные требования для профессионально-ориентированных задач
- Сюжетная
- Содержать законченные операции (ситуации, задания) профессиональной деятельности
- Личностно-ориентированная
ЗАДАЧИ при преподавании профессионально-ориентировнных заданий и задач по УД «Химия»
- активизировать познавательную деятельность студентов и убедить в том, что знания, получаемые на занятиях химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в производственной деятельности;
- способствовать развитию интереса к химии
и предметам профессионального цикла;
- помочь студентам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения профессиональных проблем.
Сестринское дело
Ртуть является тяжелым металлом, пары и соли которого опасны для здоровья и жизни человека. При комнатной температуре она находится в жидком состоянии, поэтому легко испарятся и может попадать в организм при дыхании.
В лаборатории при разливах ртути для недопущения распространения ртутных паров используют порошок серы.
Составьте уравнения реакций взаимодействия ртути с серой
Лечебное дело
- Для лечения малокровия(пониженное содержание в крови гемоглобина) с давних пор применяют препараты железа, в том числе сульфат железа(II)
- Известен старинный народный рецепт от малокровия – «железное яблоко» : в яблоко (лучше антоновка) втыкают несколько железных гвоздей и выдерживают сутки.Затем гвозди вынимают. А яблоко больной съедает.
- Как вы можете объяснить эффективность «железного яблока» с точки зрения химика?
Акушерское дело
- Нитрат серебра – довольно распространенный и надежный антисептический препарат.
- Современный человек сталкивается с нитратом серебра буквально с первых секунд жизни: 2%-ный его раствор закапывают в глаза новорожденным для профилактики конъюнктивита.
- Для борьбы с инфекцией в носоглотке используют полученные из нитрата серебра коллоидные растворы (колларгол, протаргол).
- Какая масса воды и соли потребуется для приготовления 500 г 2%-ного раствора нитрата серебра?
Лабораторная диагностика
- В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием.
При проведении качественного и количественного анализа было установлено, что это производное фенола и массовые доли химических элементов в нем таковы: 55% углерода, 4% водорода , 14% кислорода, 27% хлора.
- Установите молекулярную формулу вещества. Укажите возможные причины попадания этого вещества в окружающую среду (хлорфенол)
Лабораторная диагностика
- Лаборант перевозил банки с поваренной солью и хлоридом бария, забыв наклеить этикетки.
Затем ему понадобилась соль. Попробовать на вкус нельзя, поскольку все соединения бария сильно ядовиты.
- С помощью какой реакции можно отличить раствор хлорида бария от раствора хлорида натрия? Напишите уравнение реакции.
Фармация
- В аптеке у двух склянок отклеились этикетки.
В одной склянке находился раствор хлорида натрия, в котором должны были растворить лекарство для укола больному.
- Содержимое второй склянки очень ждали окулисты: им нужен был 0,25% раствор сульфата цинка.
- Определите, какое вещество в какой склянке находится.
I2 *(C6H10O5)n йод крахмал соединение темно- синего цвета Давно известно, что нечестные торговцы подмешивали в сметану некое вещество, для повышения её веса, чтобы увеличить свою прибыль; для борьбы с такими мошенниками по рынку ходили контролёры, у которых под рукой всегда был раствор реактива, при добавлении которого к сметане, загрязнённой этим веществом, последняя окрашивалась в специфичный цвет. Каким веществом загрязняли сметану нерадивые торговцы? Ответ: Мукой! Напишите уравнение качественного обнаружения крахмала в пищевых продуктах " width="640"
Правоохранительная деятельность
Одно из свойств крахмала – это способность давать синюю окраску при взаимодействии с йодом.
I2 + (C6H10O5)n = I2 *(C6H10O5)n
йод крахмал соединение темно- синего цвета
- Давно известно, что нечестные торговцы подмешивали в сметану некое вещество, для повышения её веса, чтобы увеличить свою прибыль;
- для борьбы с такими мошенниками по рынку ходили контролёры, у которых под рукой всегда был раствор реактива, при добавлении которого к сметане, загрязнённой этим веществом, последняя окрашивалась в специфичный цвет. Каким веществом загрязняли сметану нерадивые торговцы?
Ответ: Мукой!
- Напишите уравнение качественного обнаружения крахмала в пищевых продуктах
Текстовое задание по теме «Химия и здоровье человека.
Тема «Лекарственные средства. Правила использования лекарственных препаратов. Роль химии в развитии медицины»
- 1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова по смыслу
- Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________.
- Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________.
- При __________ использовании лекарство становиться ________.
- слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.
Кроссворд на тему "Химия в медицине"
- По горизонтали
- 4. Химическое соединение, применяется для получения серной кислоты
- 5. Металл, который в обычных условиях является жидкостью, используется при изготовлении градусников
- 7. Вещество полученное из нефти, применяется в медицине и косметике
- 8. Спиртовой раствор, которым обрабатывают раны
-
- По вертикали
- 1. Название таблеток (молекула созданная искусственно).Жаропонижающее и болеутоляющее средство.
- 2. Вещество наркотического типа
- 3. Используется при малокровии
- 6. Класс органических соединений, оказывающих обезболивающее воздействие
Ребусы
холестерин
гликолиз
Задания из дифзачета
- Задание
- 1. Порошок Боткина используется как лёгкое слабительное. В его состав входят гидрокарбонат натрия и сульфат натрия. Составьте формулы этих солей.
- 2. Микстура Бехтерева используется как успокаивающее средство. В её состав входят бромиды натрия, калия, аммония. Составьте формулы этих веществ. К какому классу веществ они относятся?.
-
- 3. Жидкость Алибура применяется для лечения гнойничковых заболеваний устьев волосяных мешочков. В её состав входят сульфаты цинка и меди( II ), камфорный спирт и вода. Составьте формулы солей.
- NaBr
- KBr
- NH 4 Br
- Все вещества относятся к классу средних солей
- 4. Раствор Липовецкого используется при лечении кожных заболеваний. Он применяется наружно. В его состав входят иодид калия, соляная кислота, вода. Составьте формулы веществ.