Художественная роспись ткани
«Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика» _______________________________________________________
Цели:
1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие о художественной росписи ткани «Батик»
2.Развивающая: развить внимание, эстетический вкус и творческие способности.
3.Воспитательная: приобщить к различным видам ремесел, привить уважение к
творчеству народов России и других стран.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей искусства ручной росписи ткани.
Ознакомиться с материалами и оборудованием для выполнения техники «Батик».
Изучить техники «Батик».
Оборудование к уроку:
Кусок ткани бязь.
Набор для росписи ткани-батик акрил 5 цветов.
Состав резервирующий, стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава 1 шт.
Рама 15*21.
Кнопки.
Кисти и палитра.
Лист бумаги для наброски рисунка.
История искусства художественной росписи ткани
Рисовать можно на бумаге, а можно и на ткани. (Слайд 2)
Искусство художественной росписи ткани очень древнее. Такой способ использовали в Перу, Японии и африканских странах. Зародилось такое искусство в Индонезии на острове Ява. Еще до появления тканей малайцы наносили узоры с помощью расплавленного воска диких пчел на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
С появлением ткани, основы этого метода - нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя растворы красителей, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей - «Батик».
(Слайд 3) Батик - batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а – «tik» - «точка» или «капля». Рисовать, покрывать каплями, штрихами.
(Слайд 4) В Индии – в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски – бандхана - узор из мелких пятнышек.
(Слайд 5) В Японии искусство декоративных росписей имеет древнюю традицию начиная с 14 века. Особенно распространенной темой росписи были времена года.
(Слайд 6) В Европе и в России метод батика используется с 30 –х годов, когда изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Наша страна стала родиной «холодного батика». Промышленным способом изготавливали косынки, шарфы, занавески, скатерти и другие предметы быта и одежды.
Материалы и оборудование для выполнения техники батик. (Слайды 7,8)
1. Ткань - хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, атласная – главное, она должна быть гладкой, без узелков и утолщений.
2. В качестве основы – подрамник или пяльцы.
3. Резерв, контуры – специальный состав выполняющие роль воска, они могут быть различных цветов.
4. Стеклянные трубочки для нанесения резерва.
5. Кисти беличьи разной толщины, можно заменить ватными тампонами, палочками.
6. Мягкие карандаши для перевода рисунка на ткань.
7. Краски анилиновые или из специального набора «Батик - хобби»
8. Соль для создания спецэффектов.
9. Кнопки или нитки с иголкой для закрепления ткани на раме.
10. Эскиз будущей работы.
11. Фен для сушки изделия.
Техники батика
Существует несколько техник батика. Они различаются по степени сложности исполнения, материалам, получаемому эффекту изображения.
(Слайд 9) Горячий батик
Работа ведется с расплавленным на огне воском (чаще всего) или парафином, стеарином или их смесью. Их очень быстро (чтобы не успели застыть во время нанесения) наносят на ткань при помощи кисти из щетины. Потом наносится краска, она не затрагивает те места, где нанесен воск. Когда работа готова, воск удаляется с ткани с помощью горячего утюга и кипы старых газет.
(Слайд 10) Холодный батик
Данная техника была изобретена гораздо позже, чем горячий батик. Роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика. Холодный резерв можно наносить и специальными стеклянными трубочками для батика.
(Слайд 11) Узелковый батик
Это древний вид оформления ткани. Смысл его заключается в том, что на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Получается, что в качестве резерва выступают узелки и дополнительные средства. Можно использовать подручные средства для создания неожиданных рисунков – пуговицы, камешки и т.д. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, т.к. он будет кипятиться в воде с красящим раствором. Краску можно и просто наносить и не подвергать кипячению. Получается эффект прокрашенных и не прокрашенных частей ткани.
(Слайд 12) Свободная роспись
При выполнении данной техники не используется шаблон, здесь проявляется талант художника. Каждое произведение индивидуально и неповторимо. Используются анилиновые красители или масляные краски со специальными растворителями. Можно добавлять где-то резерв, использовать соль (называется «Кракелюр»), спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
(Слайд 13) Роспись «По-сырому»
Разновидность свободной росписи. На влажную поверхность полотна можно или непосредственно наносить краску или посыпать сухим красителем. Делается все быстро иначе образуются на подсыхающей ткани подтеки.
(Слайд 14) Техника «Сибори»
Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, напоминающая технику оригами. Способы складывания ткани «Мраморный узор», «Волна», « Конверт», «Диагональ», «Лучеобразная плиссировка» и т.д.
(Слайд 15) Техника печати (Набивка)
Изготавливается печатная доска с выбранным рисунком, на выпуклой части рисунка наносится краситель, который затем отпечатывается на ткани. Техника используется в том случае, если рисунок имеет определенные пропорции. Павло-посадские платки стали делать таким способом в конце 19 века.
А теперь, давайте закрепим наши знания, сейчас я Вам раздам вопросы, на работу дается 10 минут. Раздаю Приложение 1.
После закрепления теоретических знаний предлагаю Вам приступить к ручной росписи тканей, но прежде, давайте посмотрим Видео приложение – «Ручная роспись тканей».
После просмотра видео фрагментов раздаю ученицам приложение № 2 – «Практическая работа по холодному батику «Бабочка».
Выполняем практическую работу.
Итог урока: Выслушать чему научились девочки
Спасибо за урок .