Художественное образование как средство социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Некоторые аспекты работы
с детьми-инвалидами в
МБОУ ДОД «Чайковская детская музыкальная школа №2»
Татьяна Евгеньевна Паешкова,
г.Чайковский
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России почти 10% населения страны – это люди, имеющие инвалидность, как врождённую, так и приобретённую. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию населения, численность которой постоянно растёт.
Проблемы инвалидов обсуждаются на различных уровнях власти, их пытаются решить многие общественные организации.
Социальная адаптация инвалидов проходит успешней не в оторванности от жизни, а в обычных условиях динамично развивающегося общества, среди здоровых его членов.
Особенное значение в организации процесса социальной адаптации личности придаётся искусству и художественной деятельности.
Художественная деятельность позволяет: - успешно решать социальные и психологические проблемы; - повышает уровень социальной адаптированности; - расширяет связи; - способствует формированию статуса полноценного и активного члена общества.
1. Чайковская районная организация – филиал Всероссийского общества инвалидов 2. Чайковская общественная организация по работе с детьми-инвалидами «Ласточка» 3. Реабилитационный центр «Восхождение» 4. Центр социального обслуживания населения 5. Дом инвалидов и престарелых
2005 году в МБОУ ДОД «Чайковская детская музыкальная школа №2» было открыто отделение по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Возраст учащихся - от 7 до 20 лет. Перечень ограничений : - потеря речи после автомобильных аварий; - врождённый детский церебральный паралич; - нарушения слуха и зрения; - ограничения движений рук, ног, пальцев; - другие отклонения в состоянии здоровья.
В настоящее время с данными учащимися занятия ведутся по следующим разделам: 1. Физические упражнения по работе с руками и пальцами; 2. Логопедические упражнения на развитие речи; 3. Работа над голосом (обучение пению); 4. Обучение музыкальной грамоте; 5. Обучение игре на музыкальных инструментах.
Обучающие задачи: 1. Обучение детей игре на музыкальных инструментах : фортепиано, балалайке, баяне, аккордеоне, гитаре, домре, синтезаторе. 2. Обучение детей, не владеющих движениями рук, приёмам игры на шумовых инструментах. 3. Закрепление навыков исполнения элементарных ритмических рисунков на различных музыкальных инструментах. 4. Обучение вокальным навыкам: формирование певческого голоса, выработка простоты, естественности, выразительности во время пения. 5. Овладение музыкальной грамотой. 6. Ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры, русской и современной музыки, фольклором.
Развивающие задачи: 1. Развитие музыкальных и творческих способностей, воображения и фантазии детей с учётом возможностей каждого ребёнка посредством различных видов музыкальной деятельности. 2. Развитие музыкальных способностей детей с использованием музыкальных игр: коммуникативных, пальчиковых, подвижных, музыкально-ритмических и др. 3. Приобщение детей к музыкально-эстетической культуре с целью ориентации в культурном пространстве общества. 4. Обогащение слушательского опыта детей. 5. Закрепление навыков общения в процессе музыкальной деятельности. 6. Развитие исполнительских навыков.
Воспитательные задачи: 1. Формирование основ музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры. 2. Воспитание положительного эмоционального отношения к различным видам музыкальной деятельности, духовного наслаждения от занятий музыкой. 3. Формирование личности музыканта-исполнителя. 4. Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий. 5. Формирование стремления к активному участию в различных областях общественной жизни. 6. Воспитание чувства собственного достоинства. 7. Воспитание музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о народной музыке, классических произведениях русских и зарубежных композиторов.
Большую роль в социальной адаптации детей-инвалидов играют такие виды музыкальной деятельности, как концерты, праздники, творческие встречи.
Важное достижение такой работы – это изменение отношений между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, обучающимися в школе. А это первый шаг к созданию общества равных возможностей для каждого, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Первые ученики отделения ОВЗ– выпускники 2009 года
Анастасия Хозяшева и Ермолин Максим
Ермолин Максим и преподователь Макшакова Е.В.
Лабутин Илья – выпускник 2011 года
Ученик 4 класса Владислав Юрков и преподаватель Челпанов И.В.
Выпускник 2010 года – Василий Трубкин и преподаватель Колосова Л.С.
Зябрина Елена на Новогоднем концерте 21.12.2010 г.
Праздник в объединении «Ласточка» 8.11.2010г.
Спасибо за внимание