КОНТРОЛЬГО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
разработала:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»
города Перми
Жвакина Татьяна Геннадьевна
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Цель и содержание итоговой диагностической работы.
Контрольно-измерительные материалы составлены с учетом целей изучения начального курса окружающего мира, сформулированных в ФГОС НОО и основных подходов обучения учащихся начальной школы.
По учебнику Н. Ф. Виноградовой (Начальная школа 21 века).
Целью итоговой диагностической работы является оценка сформированности основных знаний и умений учащихся в соответствии с программными требованиями за 2 класс и способности учащихся пользоваться этими знаниями при выполнении тестовой работы.
В работе проверяются следующие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Результаты обучения.
Метапредметные результаты:
Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
Коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Предметные результаты учащихся 2 класса, проверяемые данной итоговой диагностической работой:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Структура и характеристика заданий.
Диагностическая тестовая работа содержит 25 заданий. 21 задание базового уровня, 4 повышенного. Базовые задания оцениваются 1 баллом, задания повышенного уровня – 2 баллами.
В итоговой диагностической работе используются четыре типа заданий:
с выбором ответа (учащийся выбирает один правильный из 4-х предложенных вариантов ответа или два из 6-ти);
с соотнесением вопросов с правильными ответами;
с кратким ответом (учащийся записывает результат действия: слово, словосочетание);
с развернутым ответом (учащийся записывает развернутый ответ).
Полнота проверки обеспечивается за счет включения в работу заданий, составленных на основе материала из всех разделов курса окружающего мира за 2 класс.
ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В плане работы обозначена информация о каждом задании: из какого раздела, объект оценивания, уровень сложности, тип задания, максимальный балл. Условные обозначения: Б – базовый уровень сложности задания, П – повышенный уровень сложности задания, ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с записью краткого ответа, РО – задание с записью развернутого ответа, УС – установление соответствия.
№ | Раздел | Код | Умения | Уровень сложности | Тип задания | Баллы |
1 | Человек и мир природы | 1.1.2 | Различает изученные объекты и явления живой и неживой природы | Б | ВО | 1 |
2 | Человек и мир природы | 1.1.4 | Различает характерные свойства изученных объектов природы по их названию | Б | ВО | 1 |
3 | Человек и мир природы | 1.2.2 | Описывает на основе предложенного плана изученные объекты природы | П | КО | 2 |
4 | Человек и мир природы | 1.3.2 | Проводит простейшую классификацию изученных объектов природы | Б | КО | 1 |
5 | Человек и мир природы | 1.3.1 | Сравнивает объекты на основе внешних признаков | Б | КО | 1 |
6 | Человек и мир природы | 1.5.1 | Использует естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы | Б | КО | 1 |
7 | Человек и мир природы | 1.8.1 | Обнаруживает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | П | КО | 2 |
8 | Человек и мир природы | 1.1.4 | Различает характерные свойства изученных объектов природы по их названию | Б | ВО | 1 |
9 | Человек и мир природы | 1.1.8 | Обнаруживает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | Б | ВО | 1 |
10 | История родной страны | 2.1.1 | Узнает флаг Российской Федерации | Б | КО | 1 |
11 | История родной страны | 2.2.2 | Соотносит основные (изученные) исторические события с их датами | Б | КО | 1 |
12 | История родной страны | | Создает собственные письменные высказывания об истории и традициях своей страны | П | РО | 2 |
13 | Человек и мир природы | 1.5.1 | Использует естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы | Б | КО | 1 |
14 | Человек и мир природы | 1.3.2 | Проводит простейшую классификацию изученных объектов природы | Б | ВО | 1 |
15 | Человек и мир природы | 1.1.3 | Узнает изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений и собственного опыта | Б | КО | 1 |
16 | Человек и мир природы | 1.1.3 | Узнает изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений и собственного опыта | Б | УС | 1 |
17 | Человек и мир природы | 1.9.2 | Определяет характер взаимоотношений человека с природой | П | РО | 2 |
18 | Человек и мир природы | 1.6.2 | Использует справочные издания для поиска информации | Б | КО | 1 |
19 | Человек как биологическое существо | 1.10.1 | Понимает необходимость здорового образа жизни. | Б | ВО | 1 |
20 | Человек как биологическое существо | 1.10.1 | Понимает необходимость здорового образа жизни. | Б | КО | 1 |
21 | Человек как биологическое существо | 1.10.1 | Понимает необходимость здорового образа жизни. | Б | РО | 1 |
22 | Человек как биологическое существо | 1.10.3 | Использует знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья | Б | УС | 1 |
23 | Основы безопасности жизнедеятельности. | 1.10.2 | Понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения | Б | ВО | 1 |
24 | Основы безопасности жизнедеятельности. | 2.6.1 | Знает правила личной безопасности и безопасности окружающих | Б | ВО | 1 |
25 | Человек и другие люди | 2.5.3 | Определяет правильность высказываний о человеке и природе | Б | ВО | 1 |
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ
1 вариант
№ | Ответы | Баллы |
1 | Растения, рыбы | 1 |
2 | Устье | 1 |
3 | 3 состояния, растворяет некоторые вещества, не имеет вкуса, запаха, цвета, формы | 2 |
4 | Животные | 1 |
5 | Паукообразные | 1 |
6 | бобр | 1 |
7 | Ель – жук-короед – дятел Кора осины – заяц – лиса | 2 |
8 | Планета, Солнце | 1 |
9 | Земля вращается вокруг своей оси | 1 |
10 | Снизу: красный, голубой, белый | 1 |
11 | 9 мая | 1 |
12 | День Победы 9 мая в 1941 году: разгром фашистской Германии. Ежегодный парад Победы, шествие Бессмертного полка, праздничный салют | 2 |
13 | Луг | 1 |
14 | Утка, бобр, лягушка, жук-плавунец | 1 |
15 | корень | 1 |
16 | Хвойные деревья: пихта, ель, лиственница, кедр | 1 |
17 | Тушить костры и не разжигать их вблизи сухой травы, не разорять муравейники и птичьи гнезда, не мусорить, не вырубать леса и не охотиться без специального разрешения и т.д. | 2 |
18 | Вымирающие, исчезающие, редкие | 1 |
19 | После каждого приема пищи | 1 |
20 | Мыть руки, мыть руки, физкультурой и спортом | 1 |
21 | Для сохранения здоровья (возможна другая формулировка, по смыслу близкая данной) | 1 |
22 | Обоняние-нос, осязание-кожа, вкус-язык, зрение-глаза, слух-уши | 1 |
23 | Выйти из подъезда | 1 |
24 | запрещающие | 1 |
25 | У человека есть разум | 1 |
| Итого: | 29 баллов |
2 вариант
№ | Ответы | Баллы |
1 | Солнце, вода | 1 |
2 | Исток | 1 |
3 | В 3 состояниях, растворяет некоторые вещества, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачна | 2 |
4 | Животные | 1 |
5 | Насекомые | 1 |
6 | Рысь | 1 |
7 | Ель – жук-короед – дятел Комар – лягушка – цапля | 2 |
8 | Планета, Солнце | 1 |
9 | Земля вращается вокруг Солнца | 1 |
10 | Снизу: красный, голубой, белый | 1 |
11 | 9 мая | 1 |
12 | День Победы 9 мая в 1941 году: разгром фашистской Германии. Ежегодный парад Победы, шествие Бессмертного полка, праздничный салют | 2 |
13 | Болото Лось, лиса, дятел, бабочка | 1 |
14 | Стебель | 1 |
15 | Деревья: сосна, береза, дуб, лиственница | 1 |
16 | Тушить костры и не разжигать их вблизи сухой травы, не разорять муравейники и птичьи гнезда, не мусорить, не вырубать леса и не охотиться без специального разрешения и т.д. | 1 |
17 | Тушить костры и не разжигать их вблизи сухой травы, не разорять муравейники и птичьи гнезда, не мусорить, не вырубать леса и не охотиться без специального разрешения и т.д. | 2 |
18 | Красная книга | 1 |
19 | После каждого приема пищи | 1 |
20 | Физкультурой и спортом, мыть руки, мыть руки | 1 |
21 | Для сохранения здоровья (возможна другая формулировка, по смыслу близкая данной) | 1 |
22 | Обоняние-нос, осязание-кожа, вкус-язык, зрение-глаза, слух-уши | 1 |
23 | Нельзя купаться без присмотра взрослых | 1 |
24 | Никогда не играть спичками, нельзя играть с горючими жидкостями | 1 |
25 | Музей, цирк, концертный зал | 1 |
| Итого: | 29 баллов |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «5» ставится за 26 – 29 баллов.
Оценка «4» ставится за 21 – 25 баллов.
Оценка «3» ставится за 15 – 20 баллов.
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ВО 2 КЛАССЕ (1 ВАРИАНТ)
Отметь объекты живой природы. Солнце растения горы почва вода человек | Укажи место, где река впадает в другой водоём.
|
Вставь пропущенные слова:
Вода бывает в ____ состояниях, __________________некоторые вещества, не имеет ______________, ______________ и ____________, она ________________.
Назови одним словом:
птицы | рыбы | насекомые | звери |
 |  |  |  |
| | | |
Какой группы животных является признаком восемь ножек? _______________________________________
Определи, о каком зверьке идёт речь.
Этот зверёк умеет строить на реках плотины. Валит толстые деревья, сооружает хатки для жилья. Найдёт осину или иву, подгрызёт её со всех сторон и дерево упадёт. От упавшего дерева зверёк старательно отделяет ветки, сплавляет их по воде к своей хатке и складывает в большие кучи. Так зверёк запасает себе на зиму продукты. ______________________
Используя данные слова, составь две цепи питания:
Ель, лиса, дятел, жук-короед, заяц, кора осины. __________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни верные ответы:
Почему происходит смена дня и ночи?
Земля вращается вокруг Луны
Луна вращается вокруг Земли
Земля вращается вокруг Солнца
Земля вращается вокруг своей оси
Раскрась Российский флаг.
Когда мы отмечаем День Победы? ____________________
Что ты знаешь об этом празднике? ____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О каком природном сообществе идёт речь в следующем тексте?
Естественное природное сообщество, где буйно растут сплошным ковром такие травы, как мятлик, тимофеевка, колокольчик, клевер. Всюду много насекомых. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели. В траве стрекочут кузнечики.
Природное сообщество: ___________________________________
В какой строчке перечислены только животные водоёма?
стрекоза, заяц, мышь, жаворонок
утка, бобр, лягушка, жук-плавунец
выдра, лиса, дятел, бабочка
цапля, улитка, кабан, медведь
У гороха есть стебель, листья, цветок, плод с семенами, а ещё что? ________________________
Соотнеси названия деревьев с их видом.
пихта | | осина |
дуб | Хвойные | лиственница |
берёза | Лиственные | клён |
ель | | кедр |
Напиши 3-5 правил, которые надо соблюдать, находясь в лесу летом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Красная книга содержит сведения о ___________________ растениях и животных.
Чистить зубы надо:
Допиши:
Перед едой нужно обязательно _____________________________
После прогулки и посещения туалета нужно обязательно _________________________________________________________
Чтобы быть здоровым и сильным занимайся _________________________________________________________
Почему умственные занятия надо чередовать с подвижными играми? _______________________________
_________________________________________________________
Соотнеси при помощи стрелок:
обоняние | уши |
осязание | язык |
вкус | кожа |
зрение | нос |
слух | глаза |
Что следует сделать при встрече с незнакомым подозрительным человеком в подъезде?
выйти из подъезда
поздороваться с ним
познакомиться с ним
пригласить в гости
Какие знаки на дорогах изображены красным цветом?
все
разрешающие
запрещающие
специальные
Почему только человек смог создать науку и технику?
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ВО 2 КЛАССЕ (2 ВАРИАНТ)
Отметь объекты неживой природы. Солнце растения рыбы птицы вода грибы | Укажи место, где река берёт своё начало.
|
Вставь пропущенные слова:
Вода бывает в ____ состояниях, __________________некоторые вещества, не имеет ______________, ______________ и ____________, она ________________.
Назови одним словом:
| | | |
 |  |   | |
рыбы | насекомые | млекопитающие | птицы |
Какой группы животных является признаком шесть ножек? _______________________________________
Определи, о каком звере идёт речь.
Типичная для тайги хищница с гибким телом и коротким хвостом. У неё длинные ноги с широкими лапами, острые когти, на концах ушей – кисточки. Пятнистая шерсть делает её незаметной. Она затаивается на деревьях, выслеживая добычу, осторожно подкрадывается к ней и бросается большими прыжками. _________________________________________________________
Используя данные слова, составь две цепи питания:
Цапля, ель, комар, дятел, жук-короед, лягушка
__________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни верные ответы:
Почему происходит смена времён года?
Земля вращается вокруг Солнца
Солнце вращается вокруг Земли
Луна вращается вокруг Земли
Земля вращается вокруг своей оси
Раскрась Российский флаг.
Когда мы отмечаем День Победы? ____________________
Что ты знаешь об этом празднике? ____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О каком природном сообществе идёт речь в следующем тексте?
Это участок суши характеризуется большим увлажнением. Много ягодных растений: клюквы, голубики, морошки. Тут много комаров, которыми питаются лягушки и ужи. Это природное сообщество – излюбленное место для цапли.
Природное сообщество __________________________________
В какой строчке перечислены только животные леса?
стрекоза, заяц, мышь, жук-плавунец
утка, окунь, лягушка, медведь
лось, лиса, дятел, бабочка
белка, улитка, тюлень, кабан
У томата есть корень, листья, цветок, плод с семенами, а ещё что? ________________________
Соотнеси названия растений с их видом.
сосна | | дуб |
малина | деревья | лиственница |
берёза | кустарники | сирень |
смородина | | шиповник |
Напиши 3-5 правил, которые надо соблюдать, находясь в лесу летом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения об исчезающих и редких видах животных и растений содержатся в _______________________________
Чистить зубы надо:
Допиши:
Чтобы быть здоровым и сильным занимайся _________________________________________________________
Обязательно перед едой нужно _____________________________
После прогулки и посещения туалета нужно обязательно _________________________________________________________
Почему умственные занятия надо чередовать с подвижными играми? _______________________________
_________________________________________________________
Соотнеси при помощи стрелок:
зрение | нос |
осязание | язык |
вкус | кожа |
обоняние | уши |
слух | глаза |
Укажи верное правило поведения на водоёме.
можно плавать в незнакомом месте
можно играть на воде
нельзя купаться без присмотра взрослых
можно купаться в грязном водоёме
Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать?
никогда не играть со спичками и зажигалкой
оставлять без присмотра включённые электроприборы
разжигать костёр вблизи сухой травы
нельзя играть с горючими жидкостями
В какой группе перечислены только учреждения культуры?
театр, библиотека, школа
институт, гимназия, училище
музей, цирк, концертный зал
картинная галерея, лицей, детский сад