СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислоты. Классификация и свойства в свете ТЭД.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей химии общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Кислоты. Классификация и свойства в свете ТЭД.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1



Технологическая карта открытого урока



Кислоты. Классификация и свойства в свете ТЭД.

8 класс.







Учитель химии: Сольвар Татьяна Александровна











2017-18 учебный год



Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД. (Взаимодействие кислот с металлами и с солями)

.



Педагогическая цель

Закрепить знания о кислотах; сформировать представления о химических свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Тип, вид урока

Урок решения учебной задачи

Планируемые результаты

(предметные0

Обучающиеся научатся пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; будут знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулировка проблемы.

Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками , схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с лабораторным оборудованием и реактивами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Основное содержание темы, понятия и термины

Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ряд напряжения металлов.

Оборудование

Растворы серной и соляной кислот, цинк, алюминий, медь, раствор силиката натрия, карбонат натрия, хлорид натрия, пробирки, штатив для пробирок

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.







































Организационная структура урока



Этап урока,

цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1. Организацион-

ный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный

Настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Самопроверка, самоконтроль

Наблюдение.

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа, фронтальный контроль.

Активизирует знания, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

-- Дайте определение понятию «электролитическая диссоциация». (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)

-- На какие ионы распадаются кислоты при растворении? (Катионы водорода и анионы кислотного остатка.)

-- Какие условия необходимы для того, чтобы реакции ионного обмена проходили до конца? (Выделение газа, образование осадка или воды.)

-- Дайте определение кислотам. (Кислоты – это сложные вещества, образованные катионом водорода и анионом кислотного остатка.)

-- Запишите уравнения реакций соляной кислоты с оксидом кальция и с гидроксидом кальция; азотной кислоты с оксидом магния и гидроксидом магния.

Организует выполнение задания, коллективную проверку выполнения задания (или проверку в парах).

CaO + 2HCl = CaCl2 +H2O

Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2HCl

MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O

Mg(OH)2 + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O

Отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников, выполняют задания, проверяют, исправляют ошибки

Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, устные ответы, письменная работа.

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.




Записи в рабочей тетради.



Работа по учебнику

Мотивируют обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Демонстрирует растворение металлов в кислоте (соляной или серной).

-- Мы продолжим изучать химические свойства металлов и закрепим полученные знания с помощью практики.

-- Для того чтобы разобраться со свойствами взаимодействия металлов с кислотами, сегодня мы проделаем несколько опытов.

--Как вы думаете, все ли металлы способны взаимодействовать с кислотами?

Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Осуществляют взаимоконтроль.

Вопросы учителя, устные ответы.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия , осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся у самостоятельному выбору способа действия с информацией.

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику.

Объясняет новый материал. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Демонстрирует взаимодействие соляной кислоты с цинком, железом и медью.

-- Что происходит в пробирках? (В двух пробирках выделяется газ, в пробирке с медью ничего не происходит).

-- Почему в пробирке с медью нет видимых изменений?


Демонстрирует нагревание пробирки с медью, если обучающиеся предположили, что необходимо нагревание.

-- Как вы видите, ничего не происходит. Обратите внимание на ряд напряжений металлов (учебник стр. 239, таблица Менделеева).

-- Особенность взаимодействия металлов с растворами кислот заключается в том, что металлы, находящиеся в ряду после водорода, не способны замещать его из растворов кислот.

-- Запишите уравнения реакций цинка и железа с соляной кислотой. Обращаю ваше внимание, что при взаимодействии железа с соляной кислотой , железо отдаёт 2 электрона.

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

-- Нужно помнить о том, что концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации взаимодействуют с металлами по другой схеме, которую будем изучать в 9 классе. В 8 классе эти кислоты брать не будем.

-- давайте ещё раз вспомним, какие изменения говорят о протекании реакций ионного обмена. (Выпадение осадка, выделение газа, образование воды (изменение цвета индикатора)).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя

5. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Лабораторные работы №22, №23

Контролирует выполнение лабораторных работ.

Лабораторная работа №22. «Взаимодействие кислот с металлами» (учебник стр. 240)

Лабораторная работа №23. «Взаимодействие кислот с солями» (учебник стр. 241)

Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль

Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдений правил техники безопасности на уроках химии. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между активностью металлов и их способностью взаимодействовать с кислотами.

Выполняют лабораторные работы: наблюдают за изменениями, происходящими при проведении опытов; закрепляют знания о реакциях ионного обмена в растворах; соблюдают технику безопасности; формулируют выводы.

Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют полученный результат. Оценивают промежуточные результаты.

Наблюдение, письменный отчет о проделанной работе

6. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

-- Что нового вы узнали на уроке?

-- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

7. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа.

Оценивают работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свою позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: параграф 39, упражнения

Записывают задания

Читают задания. Задают уточняющие вопросы

наблюдение