8 класс.
Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД. (Взаимодействие кислот с металлами и с солями)
.
Педагогическая цель | Закрепить знания о кислотах; сформировать представления о химических свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации. |
Тип, вид урока | Урок решения учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные0 | Обучающиеся научатся пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; будут знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ |
Личностные результаты | Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы с учителем, товарищами; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулировка проблемы. Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками , схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с лабораторным оборудованием и реактивами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ряд напряжения металлов. |
Оборудование | Растворы серной и соляной кислот, цинк, алюминий, медь, раствор силиката натрия, карбонат натрия, хлорид натрия, пробирки, штатив для пробирок |
Образовательные ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организацион- ный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный Настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Самопроверка, самоконтроль | Наблюдение. |
2. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала. | Фронтальная беседа, самостоятельная работа, фронтальный контроль. | Активизирует знания, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. -- Дайте определение понятию «электролитическая диссоциация». (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.) -- На какие ионы распадаются кислоты при растворении? (Катионы водорода и анионы кислотного остатка.) -- Какие условия необходимы для того, чтобы реакции ионного обмена проходили до конца? (Выделение газа, образование осадка или воды.) -- Дайте определение кислотам. (Кислоты – это сложные вещества, образованные катионом водорода и анионом кислотного остатка.) -- Запишите уравнения реакций соляной кислоты с оксидом кальция и с гидроксидом кальция; азотной кислоты с оксидом магния и гидроксидом магния. Организует выполнение задания, коллективную проверку выполнения задания (или проверку в парах). CaO + 2HCl = CaCl2 +H2O Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2HCl MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O Mg(OH)2 + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O | Отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников, выполняют задания, проверяют, исправляют ошибки | Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Вопросы учителя, устные ответы, письменная работа. |
3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику | Мотивируют обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Демонстрирует растворение металлов в кислоте (соляной или серной). -- Мы продолжим изучать химические свойства металлов и закрепим полученные знания с помощью практики. -- Для того чтобы разобраться со свойствами взаимодействия металлов с кислотами, сегодня мы проделаем несколько опытов. --Как вы думаете, все ли металлы способны взаимодействовать с кислотами? | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Осуществляют взаимоконтроль. | Вопросы учителя, устные ответы. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия , осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся у самостоятельному выбору способа действия с информацией. | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику. | Объясняет новый материал. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Демонстрирует взаимодействие соляной кислоты с цинком, железом и медью. -- Что происходит в пробирках? (В двух пробирках выделяется газ, в пробирке с медью ничего не происходит). -- Почему в пробирке с медью нет видимых изменений? Демонстрирует нагревание пробирки с медью, если обучающиеся предположили, что необходимо нагревание. -- Как вы видите, ничего не происходит. Обратите внимание на ряд напряжений металлов (учебник стр. 239, таблица Менделеева). -- Особенность взаимодействия металлов с растворами кислот заключается в том, что металлы, находящиеся в ряду после водорода, не способны замещать его из растворов кислот. -- Запишите уравнения реакций цинка и железа с соляной кислотой. Обращаю ваше внимание, что при взаимодействии железа с соляной кислотой , железо отдаёт 2 электрона. Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2 Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 -- Нужно помнить о том, что концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации взаимодействуют с металлами по другой схеме, которую будем изучать в 9 классе. В 8 классе эти кислоты брать не будем. -- давайте ещё раз вспомним, какие изменения говорят о протекании реакций ионного обмена. (Выпадение осадка, выделение газа, образование воды (изменение цвета индикатора)). | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию | Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя |
5. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Лабораторные работы №22, №23 | Контролирует выполнение лабораторных работ. Лабораторная работа №22. «Взаимодействие кислот с металлами» (учебник стр. 240) Лабораторная работа №23. «Взаимодействие кислот с солями» (учебник стр. 241) Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдений правил техники безопасности на уроках химии. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между активностью металлов и их способностью взаимодействовать с кислотами. | Выполняют лабораторные работы: наблюдают за изменениями, происходящими при проведении опытов; закрепляют знания о реакциях ионного обмена в растворах; соблюдают технику безопасности; формулируют выводы. | Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют полученный результат. Оценивают промежуточные результаты. | Наблюдение, письменный отчет о проделанной работе |
6. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | -- Что нового вы узнали на уроке? -- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Устные ответы |
7. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Закрепляющая беседа. | Оценивают работу обучающихся во время урока, комментирует оценки | Слушают учителя | Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свою позицию | Устные ответы |
Домашнее задание | Дает комментарий к домашнему заданию: параграф 39, упражнения | Записывают задания | Читают задания. Задают уточняющие вопросы | наблюдение |