Класс Амфибии
Особенности внешнего строения, приспособленность к среде обитания
Тип урока: организационно-деятельностный (урок объяснения нового материала с проблемным содержанием и обобщением знаний).
Цели:
Образовательные:
Способствовать развитию предметных знаний;
Раскрыть содержание основных терминов и понятий по теме;
Сформировать представления о приспособленности амфибий к среде обитания;
Способствовать развитию самоконтроля и интереса к предмету;
Развивающие:
Способствовать развитию метапредметных и личностных компетенций;
Работать с текстом учебника;
Заполнять таблицу;
Объективно оценивать свою деятельность и деятельность класса;
Применять теоретические знания в стандартных и нестандартных заданиях;
Делать выводы, выделять главное, устанавливая причинно-следственные связи;
Дискутировать;
Работать в группах и индивидуально;
Решать проблемные задачи;
Формировать элементы здоровой конкуренции;
Воспитательные:
Способствовать формированию научно-практических взглядов о целесообразности и взаимосвязях каждого вида;
Продолжить экологическое воспитание, воспитания бережного отношения к природе;
Способствовать воспитанию ценностного отношения к многообразию окружающего мира;
Развивать коммуникативные компетенции.
Оборудование:
Карточки для двух команд с перечисленными признаками приспособления лягушки к жизни в воде и на суши;
Фрагмент видеофильма «Земноводные»;
Проектор, компьютер, презентация «Урок “Амфибии”»;
Карточки-бонусы с интересной информацией о лягушках;
Полоски двухсторонние из цветной и белой бумаги;
Учебник;
Ассоциативные биологические задачи об амфибиях;
Стихотворение и лягушках;
Карточки с текстом «Письмо Ивана-царевича к своим братьям»;
Таблица с представителями отряда класса Амфибии.
Метод обучения: частично-поисковый, игровой, организационно-деятельностный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
Организационный момент, энергетическая зарядка
Мотивация изучения темы
В коробочке модель лягушки.
Учитель.
Здесь находится оно –
Царственное существо,
Некрасивое на взгляд.
Вот о нем что говорят…
Подсказки:
У древнего народа майя на одном из иероглифов изображено это животное, означавшее удачу;
Их называют «слюнтяями планеты»;
В Париже и Токио им поставили памятниками, называют их «мучениками науки»;
Весной и летом они дают бесплатные многоголосые концерты;
Их называют «пионерами суши»;
В русской сказке это животное – заколдованная царевна.
Кто же это? Верно! Это лягушка. Красавица. Рот до ушей, глаза навыкате, но настоящая царевна-лягушка.
Запишите в тетрадях тему урока: «класс Амфибии». Нарисуйте и заполните таблицу.
Отряд Бесхвостые | Лягушки, жабы, квакши |
Отряд Хвостатые | Саламандры, тритоны |
Отряд Безногие | Червяги |
Демонстрация слайда с изображением основных представителей класса.
Актуализация опорных знаний (повторение ранее изученного материала)
Учитель. Изучаем тип Хордовые. Перечислите основные признаки этих животных. Перенесемся в тот момент истории Земли, когда жизнь существовала в воде. Как вы думаете, от кого произошли амфибии?
Почему в процессе эволюции кистеперые рыбы стали выходить на сушу?
Переходной формой от водных организмов к наземным являются вымершие животные – стегоцефалы. Это предки амфибий. Они имеют признаки как приспособленности для жизни как в водной среде обитания, так и на суше.
Цель нашего урока – познакомиться с приспособленностью амфибий к жизни в воде и на суше на примере лягушки. В переводе с греческого слово «амфибии» означает «ведущие двойную жизнь».
Просмотр видеофрагмента «Земноводные» (необходимо увидеть признаки приспособленности амфибий к среде обитания, к жизни в воде и на суше).
Изучение, структурирование и обобщение нового материала
Ролевая игра «К барьеру» (класс делится на две группы, каждой выдаются одинаковые комплекты карточек с перечисленными признаками приспособленности амфибий к среде обитания, одна группа должна выбрать признаки приспособленности амфибий к водной среде обитания, другая – к жизни на суше.) Можно использовать текст учебника. Затем каждая команда выбирает выступающего, все слушают, карточки прикрепляют в соответствующую колонку таблицы. Остальные учащиеся группы дополняют ответы и задают вопросы оппоненту.
Приспособления к жизни на суше | Приспособления к жизни в воде |
Конечно пятипалые – прыжки. Дышат мешковидными легкими. | Плавательные перепонки (плавание – брасс без рук). Дышат кожей (кожа влажная, покрыта слизью, убивающей бактерии). |
Глаза имеют подвижное веко, слезные железы, глаза навыкате (помогают проглатывать пищу). Имеют среднее ухо и барабанные перепонки. Реагируют на движущуюся добычу, длинный язык, липкий на конце. | Размножение только в воде, выметывают икру. Холоднокровные, температура тела непостоянная. |
Почему же лягушка – царевна?
Она действительно в течении жизни несколько раз меняют кожу, является «пионером души», вносит неоценимый вклад в природу, а ее кожа обладает лечебными свойствами, о чем вы и узнаете на следующих уроках.
Контроль и обобщение знаний
Каждому выдается карточка с текстом, в который нужно вставить пропущенные слова.
Письмо Ивана-царевича своим братьям
Моя царевна – это лягушка, относится к классу…, жизнь ее связана как с…, так и с… .
Настоящая ее кожа…, покрыта…,защищающей тело от бактерий. В течении жизни она действительно меняет… . Дышит…воздухом. Органами дыхания служат… и … . Земноводное с непостоянной температурой тела, то есть… . Глаза имеют подвижное… и слезные … . Хорош слышит благодаря наличию…уха и…перепонки.
Имеет прекрасный голос, в хорошую погоду поет серенады. А плавает брассом лучше спортсменов, т.к. имеет между пальцами стоп… перепонки. Дорогие братья, не губите мою красавицу, она спасёт мир!
Затем письмо проверяется вслух. За каждый правильный ответ выступающий получает бонус: карточку с изображением амфибии и интересным фактом из ее жизни.
Интересные факты
Пионеры суши
Что касается жизни на суши, они были пионерами. Амфибии сделали переворот в жизни нашей планеты, ведь они первыми переселились на сушу. Ни у кого до них не было не было ног. Они были первыми существами, которые смогли «вздохнуть полной грудью». Наконец, они первыми услышали веселый шум первобытных лесов – никто до них ушей не имел. Амфибии сумели прожить миллионы лет, процветают и в наши дни.
Камерный глаз
Глаза имеют подвижные веки. Отлично видят днем и даже ночью! Они различают цвет, реагируют только на подвижные предметы.
Ученые нашли в лягушачьем глазе никому неизвестные нервные клетки, способные самостоятельно анализировать поступившую информацию, и только потом информация идет в мозг. Эта особенность строения глаза была положена в основу создания электронной модели так называемого «жабьего глаза» с избирательным восприятием движения.
Прибор позволяет непрерывно анализировать обстановку над аэродромом и фиксировать появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.
«Вот это язык!»
Язык лягушки прикреплен шиворот-навыворот к нижней челюсти недалеко от подбородка. Получив приказ от глаза, язык молниеносно, с силой выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу на расстоянии около 5 см. оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием. Причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше в желудок ее отправляет не язык, а глаза!
Замечательная одежка
Если лягушка способна глотать с помощью глаз, то неудивительно, что и пьёт она не ртом, а кожей. Кода тонкая и всегда влажная. Она выделяет ядовитую слизь, которая убивает бактерии и грибки. Зная это, некоторые хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком, чтобы оно дольше не прокисало.
Кожа помогает легким справляться со своей функцией, так как они пока просты, а к тому же: как дышать под водой?
Естествоиспытатели
Неприхотливая лягушка
Неприхотливая лягушка служит верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга – было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники.
Домашнее задание: параграф 36, выписать признаки приспособленности амфибий к жизни и воде и на суше.