СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

совершенствовать знания о сложных предложениях; повторить теоретические сведения о сложном предложении; дать понятия учащимся о типах сложных предложений; изучить виды сложных предложений, и их средства связи

развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации 

Просмотр содержимого документа
«Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения»

 467884

Класс: 9

Тема урока: Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

Учитель русского языка и литературы: Козлова Лилия Ивановна

Предмет: русский язык

Дата проведения: 24 октября 2023 г.

Цели: совершенствовать знания о сложных предложениях;

повторить теоретические сведения о сложном предложении;

дать понятия учащимся о типах сложных предложений; изучить виды сложных предложений, и их средства связи

учиться распознавать разные типы сложных предложений;

Задачи:

 Образовательные:

совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц

 Развивающие:

развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации 



Воспитательные:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения

Оборудование: стандартное, интерактивный комплекс

Структура урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 1

- Определить тип предложений, предложение сложное или простое

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую –то незнакомую усадьбу. (Простое, осл. дееприч. об.)

Солнце уже спряталось, а на цветочной ржи растянулись вечерние тени. (сложное)

Я прошел мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. (сложное, второе осл. одн. чл.)

Когда я ступил на порог, мать кинулась мне на шею в объятья. (сложное)

- Последних 3 предложения сложные или простые? (Сложные предложения)

- И тема нашего урока? (Сложные предложения)

- Как соединяются части простых предложений в одно сложное? (союзами или по смыслу и знаками препинания)

- Какие цели урока поставим?

(Как соединяются простые предложения в одно сложное)

  1. Актуализация знаний СЛАЙД 2

«Сложное предложение» СЛАЙД 3

- Определяем границы знания и незнания о сложных предложениях?

Слайд 4


«Сложное предложение»

Типы предложений

ССП

СПП

БСП

Основные виды связей в сложных предложениях


  1. Построение проекта

Теоретический материал

Работа в парах (Раздаточный материал)

- Познакомиться с теоретическим материалом: Типы сложных предложений и основные виды связей в сложных предложениях

Определить тип предложений


«Сложное предложение»

Основные виды связей в сложных предложениях

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу.

3 вида сложных предложений

Союзное

Бессоюзное


БСП

Сложносочиненное

ССП

Сложноподчиненное

СПП

Части соединены союзом и союзным словом со знаком препинания и без


Части соединены союзом со знаком препинания

Части соединены по смыслу и знаком препинания


Основные виды связей в сложных предложениях

Союзное

Бессоюзное


БСП

Сложносочиненное

ССП

Сложноподчиненное

СПП

Союзы и союзные слова:

соединительные (и, да, также и т. д.), противительные (а, но, зато и т. д.), разделительные (либо, то… то, не то… не то и т. д.)


Подчинительные союзы :

уступительные: хотя, несмотря на то что;

причинные: так как, в связи с тем что, потому что, ибо (устар.);

целевые: чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы, дабы (устар.);

временные: когда, в то время как, пока, до тех пор пока, едва, лишь;

следствия: так что;

сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, чем;

условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

изъяснительные: что, как, чтобы.



Реализация построенного проекта

1.То мать пирогов напечет с яблоками, то бабушка с булочками приедет.

2. Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

3. Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

4. Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

5. Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

6. Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

7. Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.


Записи в тетради:

  1. СПП

  2. БСП

  3. ССП

  4. СПП

  5. СПП

  6. ССП

  7. СПП

  1. Первичное закрепление. СЛАЙД 4

- Записать предложения, расставить знаки препинания, определить тип, составить схемы.

1.Я быстро нашел место где гнездились кукушки.

2. Наступил октябрь и заметно похолодало.

3. Проснувшись поздно я увидел что буря утихла.

4. Покраснела рябина посинела вода.

- Проверка СЛАЙД 5

1.Я быстро нашел место, где гнездились кукушки. (СПП)

  , (где ).

2. Наступил октябрь, и заметно похолодало. (ССП)

  , и  .

3.Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.(СПП)

  , (что ).

4.Покраснела рябина, посинела вода.(БСС)

  ,  .

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему.

  1. Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было, но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.

  6. Рефлексия учебной деятельности

- Какие типы предложений изучили?

- Какие средства связи между частями сложных предложений существуют?;

- Какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях?

- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

(В союзных предложениях части соединяются при помощи союзов, союзных слов и интонации; а в бессоюзных предложениях части соединяются только при помощи интонации.)

- А также научились составлять схемы сложных предложений и соблюдать правильную интонацию при прочтении сложных предложений.

  1. Домашнее задание : упр. 80, &7, стр. 46 - 47