467884
Класс: 9
Тема урока: Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
Учитель русского языка и литературы: Козлова Лилия Ивановна
Предмет: русский язык
Дата проведения: 24 октября 2023 г.
Цели: совершенствовать знания о сложных предложениях;
повторить теоретические сведения о сложном предложении;
дать понятия учащимся о типах сложных предложений; изучить виды сложных предложений, и их средства связи
учиться распознавать разные типы сложных предложений;
Задачи:
Образовательные:
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц
Развивающие:
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации
Воспитательные:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения
Оборудование: стандартное, интерактивный комплекс
Структура урока.
Мотивация к учебной деятельности
СЛАЙД 1
- Определить тип предложений, предложение сложное или простое
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую –то незнакомую усадьбу. (Простое, осл. дееприч. об.)
Солнце уже спряталось, а на цветочной ржи растянулись вечерние тени. (сложное)
Я прошел мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. (сложное, второе осл. одн. чл.)
Когда я ступил на порог, мать кинулась мне на шею в объятья. (сложное)
- Последних 3 предложения сложные или простые? (Сложные предложения)
- И тема нашего урока? (Сложные предложения)
- Как соединяются части простых предложений в одно сложное? (союзами или по смыслу и знаками препинания)
- Какие цели урока поставим?
(Как соединяются простые предложения в одно сложное)
Актуализация знаний СЛАЙД 2
«Сложное предложение» СЛАЙД 3
- Определяем границы знания и незнания о сложных предложениях?
Слайд 4
«Сложное предложение» |
Типы предложений |
ССП | СПП | БСП |
Основные виды связей в сложных предложениях |
Построение проекта
Теоретический материал
Работа в парах (Раздаточный материал)
- Познакомиться с теоретическим материалом: Типы сложных предложений и основные виды связей в сложных предложениях
Определить тип предложений
«Сложное предложение» |
Основные виды связей в сложных предложениях |
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу. 3 вида сложных предложений |
Союзное | Бессоюзное БСП |
Сложносочиненное ССП | Сложноподчиненное СПП |
Части соединены союзом и союзным словом со знаком препинания и без | Части соединены союзом со знаком препинания | Части соединены по смыслу и знаком препинания |
Основные виды связей в сложных предложениях |
Союзное | Бессоюзное БСП |
Сложносочиненное ССП | Сложноподчиненное СПП |
Союзы и союзные слова: соединительные (и, да, также и т. д.), противительные (а, но, зато и т. д.), разделительные (либо, то… то, не то… не то и т. д.) | Подчинительные союзы : уступительные: хотя, несмотря на то что; причинные: так как, в связи с тем что, потому что, ибо (устар.); целевые: чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы, дабы (устар.); временные: когда, в то время как, пока, до тех пор пока, едва, лишь; следствия: так что; сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, чем; условные: если, кабы (устар.), коли (устар.); изъяснительные: что, как, чтобы. | |
Реализация построенного проекта 1.То мать пирогов напечет с яблоками, то бабушка с булочками приедет. 2. Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть. 3. Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели. 4. Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть. 5. Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра. 6. Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл. 7. Я быстро нашел место, где гнездились кукушки. |
Записи в тетради:
СПП
БСП
ССП
СПП
СПП
ССП
СПП
Первичное закрепление. СЛАЙД 4
- Записать предложения, расставить знаки препинания, определить тип, составить схемы.
1.Я быстро нашел место где гнездились кукушки.
2. Наступил октябрь и заметно похолодало.
3. Проснувшись поздно я увидел что буря утихла.
4. Покраснела рябина посинела вода.
- Проверка СЛАЙД 5
1.Я быстро нашел место, где гнездились кукушки. (СПП)
, (где ).
2. Наступил октябрь, и заметно похолодало. (ССП)
, и .
3.Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.(СПП)
, (что ).
4.Покраснела рябина, посинела вода.(БСС)
, .
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему.
Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.
После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.
Солнца еще не было, но дождь перестал.
Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.
Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.
Рефлексия учебной деятельности
- Какие типы предложений изучили?
- Какие средства связи между частями сложных предложений существуют?;
- Какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
(В союзных предложениях части соединяются при помощи союзов, союзных слов и интонации; а в бессоюзных предложениях части соединяются только при помощи интонации.)
- А также научились составлять схемы сложных предложений и соблюдать правильную интонацию при прочтении сложных предложений.
Домашнее задание : упр. 80, &7, стр. 46 - 47