Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
Учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Внеаудиторная самостоятельная работа
По общеобразовательной учебной дисциплине «Физ-ра»
Классификация строевых упражнений
Выполнила
Студентка 1 курса группы «В»
_______ Соколова
Александра Алексеевна.
Преподаватель Физ-ры
______ Тихонова
Оксана Павловна
Астрахань 2019
У
1. Основные понятия о строе Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий. Фланг - правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется. Фронт - сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом. Интервал - расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся. Дистанция - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперёд руку. Направляющий - учащийся, идущий в колонне первым. Замыкающий - учащийся, двигающийся в колоне последним. Шеренга - строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону. Колонна - строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу. Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Строевые приёмы выполняются по следующим командам. " Становись! " - команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка - термин, принятый в физическом воспитании, является синонимом строевой стойки и подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развёрнуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперёд. " Равняйсь! " - по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову на право (налево) при команде "Направо (налево) - равняйсь!" и видят грудь четвёртого человека, считая себя первым. По команде " Смирно! "учащиеся быстро принимают строевую стойку. " Вольно! " - встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда "Правой (левой) - вольно!" При этом одна нога оставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину. " Отставить! " - команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде. " Разойдись! " - команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий. Расчёт группы учащихся может производиться по следующим командам. По команде "По порядку - рассчитайсь!" каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчёта левофланговый делает шаг вперёд и произносит: "Расчёт окончен!" Другие команды для расчёта: "На первый - второй - рассчитайсь!", "По три (четыре и т.д.) - рассчитайсь!", "На шесть, три, на месте - рассчитайсь!" Расчёт колонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево; в движении - с постановкой левой ноги. Повороты на месте и в движении выполняются по командам: "Напра-во!", "Нале-во!", "Полповорота напра-во!", "Полповорота нале-во!", "Кру-гом!" В движении исполнительная команда для поворота налево подаётся под левую, для поворота направо - под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подаётся команда "Кругом (предварительная, подаётся под любую ногу) - марш!" (исполнительная, подаётся под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперёд для передвижения в противоположном направлении. 2. Виды построения и перестроения Для удобства размещения занимающихся в зале на площадке установлены следующие виды построения и перестроения. Построение - действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определённого строя. Построение в шеренгу осуществляется по команде "Класс, в одну (две, три и т.д.) шеренгу - становись!" Подавая команду, учитель становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а группа выстраивается слева от него. Построение в колонну осуществляется по команде: "В колонну по одному (два, три и т.д.) - становись!" Учащиеся выстраиваются за учителем. Перестроение - действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя. Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: "В две шеренги - стройся!" По этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет "раз"), затем правую на шаг в сторону (счет "два") и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет "три"). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде: "В одну шеренгу - стройся!", при этом все действия выполняются в обратном порядке. Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета по три. Для этого подается команда: "В три шеренги - стройся!" По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет "раз"), затем левую ставят на шаг в сторону (счет "два") и, приставляя правую ногу к левой (счет "три"), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет "раз"), правую - на шаг в сторону (счет "два") и, приставляя к ней левую (счет "три"), становится впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Перестроение из трёх шеренг в одну производится по команде: "В одну шеренгу - стройся!", все действия выполняются в обратной последовательности. строевой прием ходьба маршировка Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: "В колонну по два (по три) стройся!" Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две (три). Перестроение уступами из шеренги выполняется после предварительного расчета: "Шесть, три, на месте!" или "Девять, шесть, три, на месте!" Для этого подается команда: "По расчету шагом - марш!" Учащиеся выполняют соответствующее расчету число шагов и приставляют ногу. Обратное перестроение производится по команде: "На свои места шагом - марш!" Учащиеся поворачиваются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом. Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три ( по четыре ) производится также после предварительного расчета. Возможны такие же варианты расчета, как при перестроении уступами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае используется команда: "Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом - марш!" При обратном перестроении подается команда: "На свои места приставными шагами шагом - марш!". Перестроение из шеренги захождением плечом производится после предварительного расчета по три (четыре и т.д.) по команде: "Правое (левое) плечо вперед шагом - марш!" Учащиеся продвигаются по радиусу круга до очередной команды. В момент, когда учащиеся перестроятся в нужном для учителя положении, могут подаваться следующие команды: "Класс - стой!", "На месте!" Для перестроения из колонны по одному в колонну по три (четыре и т.д.) одновременными поворотами налево (направо) подается команда: "Налево (направо) в колонну по три (четыре и т. д.) - марш!" Исполнительная команда "марш!" подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки и т. д.) последующие выполняют его на том же месте; команду "марш!" подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо) и подается команда: "Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом - марш!" ("марш!" - в движении). Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: "Через центр - марш!", затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: "В колонну по одному направо (налево) в обход - марш!" (дробление). При встрече колонн подается команда: "Через центр в колонну по два - марш!" (сведение). Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить учащихся в колонну по четыре, восемь и т.д. Обратное перестроение разведением и слиянием производится по команде: "В колонну по два направо и налево в обход - марш!" (разведение). При встрече колонн подается команда: "Через центр в колонну по два - марш!" (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить учащихся в колонну по одному. 3. Способы ходьбы Для передвижения занимающихся в ходе занятий могут быть использованы следующие способы ходьбы. Строевой шаг - шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком на 15-20 см от пола, а ставится тверд на всю ступню. Движение руками выполняется вперед (сгибая в локтях) так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела. В процессе проведения урока учителю приходится применять различные способы ходьбы - на носках, на пятках, приставными шагами, в полуприс я де и приседе, выпадами, а также упражнения типа задания. Для перемены способа ходьбы или для выполнения упражнений в движении подается команда: "На носках - марш!" или "С выполнением задания - марш!" и т. д. Исполнительная команда подается под левую ногу, правой делается шаг вперед. Под левую ногу начинается новое упражнение, для прекращения выполнения упражнения в движении подается команда: "Без задания - марш!" или "Закончить упражнение" (если не требуется согласованного выполнения). Остановка строя осуществляется по команде: "Класс - стой!" Исполнительная команда подается с постановкой левой ноги, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога. Движение на месте выполняется по команде: "На месте шагом (бегом) - марш!" Для остановки строя в определенном месте: "Направляющий - на месте!" По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед по дистанции в 1 шаг. Для того чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю, подается команда: "Дистанция 2-3-4 шага. Класс - на месте!" Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда: "Прямо!" Для достижения большей согласованности движений может быть использована предварительная команда: "Класс - прямо!" Исполнительная команда подается под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперед. Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: "Шире - шаг!", "Короче - шаг!", "Чаще - шаг!", "Реже!", "Полный - шаг!" Исполнительная команда подается под левую ногу. Для обеспечения большей согласованности в действиях учащихся учитель подсчетом задает темп и ритм выполнения. Захождение плечом выполняется по команде: "Правое плечо вперед шагом - марш!" (в движении слово "шагом" опускается). При выполнении захождения плечом вперед до необходимого учителю положения могут быть использованы команды: "На месте!", "Прямо!". 4. Виды фигурной маршировки На учебных занятиях по гимнастике, во время массовых спортивно-показательных выступлений, праздников применяются различные виды фигурной маршировки. Обход - передвижение вдоль границ зала, выполняется по команде: "В обход налево (направо) шагом - марш!" (в движении "шагом" опускается). Исполнительная команда подается в момент, когда направляющий походит к границе в любой точке зала. Диагональ - передвижение по диагонали зала, площадки выполняется по команде: "По диагонали - марш!" Исполнительная команда подается на одном из углов зала. Противоход - движение колонны за направляющим в противоположном направлении, выполняется по команде: "Противоходом налево (направо) - марш!". Змейка- ряд противоходов, соответствующих первому противоходу. По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой команды учителя. Круг - движение занимающихся по кругу выполняется по команде: "Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу - марш!". В процессе продвижения учитель может дополнительно указывать дистанцию между занимающимися. Скрещение - фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещивании учащиеся проходят поочерёдно определённую точку зала, не нарушая при этом темпа и ритма передвижения. Для выполнения скрещения подаётся команда: "Через центр (или другую точку зала) со скрещением - марш!". Петля форме может быть открытой и закрытой. Она выполняется в любом направлении (поперечном, продольном, косом). Для выполнения подаются команды: "Налево (направо) открытой петлёй - марш!", "По диагонали открытой петлёй - марш!", Налево (направо) по диагонали закрытой петлёй - марш!" Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или площадке применяются размыкания и смыкания строя. Размыкание - действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции. Смыкание - уплотнение разомкнутого строя. Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выполняется по команде: "Класс, от середины на два (три) шага приставными шагами разом-кнись!" После исполнительной команды "-кнись!" учитель начинает подсчёт до четырёх при размыкании на 2 шага, до шести - при размыкании на 3 шага. Из колонны по четыре размыкание осуществляется по команде: "От середины на два (три) шага приставными шагами разомкнись!" Движение начинают крайние колонны, затем через два шага вступают остальные и размыкаются так, чтобы между колоннами был указанный в предварительной команде интервал в шагах. Размыкание из колонны по три (четыре) в одну сторону выполняется по команде: "Влево (вправо) приставными шагами на два (три) шага разом-кнись!" Действия учащихся аналогичны тем, которые описаны выше. Смыкание приставными шагами выполняется по команде: "К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!" Действия выполняются одновременно всеми занимающимися. Размыкание из колонны по три (четыре) от середины или в одну с поворотами выполняется по команде: "От середины (или влево, вправо) с поворотами на два (три) шага разом-кнись!" Учителю необходимо производит подсчет с учетом количества колонн и интервала между учащимися в шагах. Например, для размыкания из колонны по два шага подсчет идет до семи: первые два счета - поворот, затем два шага вперед - счет "три", "четыре", на "пять" приставить ногу и на "шесть", "семь" -поворот лицом в первоначальное положение. Различные виды размыкания могут проводиться не по команде, а по распоряжению учителя: "Разомкнитесь по ориентирам" (для этого необходимо заранее расставить ориентиры - флажки, кубики, мячи и т.д.). Размыкания могут выполняться с применение акробатических упражнений, переворотов боком, кувырков, движений руками, подскоков. 5. Методические указания При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися учитель использует команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по командетребуется от учащихся строго регламентированных двигательных действий. Например, по команде "Равняйсь!" учащиеся в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил РФ должны выполнить комплекс двигательных действий: выровняться по носкам ног, встать в строевую стойку, повернуть голову направо, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым.