Конспект классного часа
«Блокада Ленинграда»
с использованием ИКТ
для учащихся 3 класса.
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Красновосходская СОШ»
Смирнова Н.В.
Классный час «Блокада Ленинграда».
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны
Оборудование:
экспозиция фотографий и продуктов блокадного Ленинграда, мультимедийная презентация, документальный фильм «Савичевы».
Ход классного часа:
1. Вводная беседа
- Сегодня наш классный час посвящен одному из городов нашей страны- Санкт-Петербургу.Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград - один из красивейших городов мира. (слайд 1,2).
Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.
-Ребята, как вы считаете, почему на классном часе речь пойдет об этом
удивительном городе?
Санкт-Петербург-это не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
2. Основная часть
-Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый дом.
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без
предупреждения напали на нашу Родину (слайд 4). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград .(слайд 5)
Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Город подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам. Враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и в конце концов сами сдадут оккупантам город.
Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость . Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города . Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей.
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, (слайд 6) отрезав Ленинград от всей страны.
- Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада? (Блокада - окружение города со всех сторон (слайд 7-8).
-Это была блокада длинной в 900 дней и ночей. 900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встаёт сразу за этими строками – 900 героических дней.
В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. (слайд 9)
Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (слайд10-11) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.
Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, под их обломками гибли люди, город был в огне. В город перестало поступать продовольствие (продукты), людей терзал голод. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который умещался на ладони, 125 граммов хлеба делили на три части: завтрак , обед, ужин. Хлеб выдавали по карточкам, блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег (слайд12-13).
В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
-Но далеко за кольцом блокады есть продовольствие- мука, мясо, масло. Как же достать? Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера (слайд 14). каждый рейс был подвигом.
По этой дороге В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. ( Слайд 15) Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях. Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на другом её берегу. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали
«Дорогой жизни».
- Смерть входила во все дома. Многие жители не перенесли этой зимы. Главной причиной смертности была дистрофия, т. е. голодное истощение. (слайд 16)
Мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть настигала людей везде.
Но даже в тяжелые времена, работали школы. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев. Слайд18. Ученики шатались от голода. Умирали– прямо в классе.
Все тяготы наравне со взрослыми переносили и дети. . Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.) У всех была одна цель-победа.(слайд 19-20)
(на экране – портрет Тани)-Многие ленинградцы в блокаду вели дневники .Одной из таких жительниц была 11- летняя девочка Таня Савичева.
На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги... и всё это было счастье. Но вот грянула война.
Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
В этом дневнике она записывала, когда от голода и холода умирали ее родные. В ее дневнике всего несколько страниц.
«Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. (слайд 23)В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.
Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха.
Наши войска пытались прорвать кольцо блокады четыре раза. И наконец после тяжелых боев 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода. Ленинградцы стали получать продовольствие, заводы – топливо и сырьё.
Окончательно разгром оккупантов был завершен через год – 14 января 1944 года.
За две недели кровопролитных боёв они разгромили 18-ую немецкую армию, освободили более 800 населенных пунктов на 65-100 км от Ленинграда. Город был полностью освобожден. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.
Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил.
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки. Над нами мирное чистое небо над головой. И мы должны его сберечь.
Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.(слайд) Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.
В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта» (слайд), созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.
Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни»(слайд 12, 13).
- Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома, слайд 18).
3. Заключение.
-Сегодня мы познакомились с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
-Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей, которую должен помнить каждый. И беречь, и хранить то, что имеем сегодня.