СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Человек и мусор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан к Году Экологии для  6 класса.Наполнен теоретической и творческой частью.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Человек и мусор"»

Классный час  «Люди и мусор»

 

Цели:

  • расширить представление детей об экологических законах;

  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

  • побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

 Форма проведения : беседа с элементами проектной деятельности.

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют бережное отношение к природе.

  • Метапредметный: дети проявляют познавательные УУД (анализ, синтез);познавательный интерес, активность к теме классного часа; регулятивные УУД: (планирование, контроль, волевая саморегуляция); коммутативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  • Предметный: демонстрируют знания о бережном отношении к природе.

  • Оформление:

а) мультимедийная презентация   

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не даётся даром.

в) Раздаточный материал.

                

   План классного часа:

  1. Вступительное слово.

  2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».

  3. Информационный блок «Законы экологии».

  4. Творческая работа

  5. Подведение итогов: заселение планеты.

               

    Ход классного часа.

 

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проживем вместе классный час. Именно «проживем», так как я надеюсь на ваше активное участие.

2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».

Так уж устроен человек, что он любит мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять… Я думаю, что каждый из вас задумывался об этом. Но какими бы ни были эти мечты, они неразрывно связаны с нашим общим домом – ведь все мы живем на маленькой голубой планете с таким родным именем – Земля. И сейчас мы попробуем представить, что с нашим домом будет лет через 10, 20, 30…

Демонстрация сл 1

Мы с вами увидели два сюжета будущего нашей планеты, а, значит, и нашего будущего. Как вы думаете, от чего или кого зависит наше будущее?

Верно, будущее нашей планеты зависит от людей, то есть от нас с вами. Итак, тема нашего классного часа «человек и мусор»

3. Интерактивная беседа.

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы.

            В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, нашу планету.

            Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол.

            В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли. Природа живет по своим законам. Эти законы не в силах отменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их, уважать и использовать.

Каковы же законы экологии? Наверное, они очень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их?

Давайте попробуем сформулировать эти законы.

1 ситуация. Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но в лесу были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый рыбак молодому?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

ИТАК, первый закон экологии: ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ. (на доску)

И не стоит спорить с природой, потому что есть…второй закон экологии

2. ситуация. Почему человек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов? Почему человек начал сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы? Почему человек начал летать на парашютах, словно одуванчиковые пушинки?

Не кажется ли нам обидным перенимать у Природы ее инженерно - технические находки? Нет, потому что в природе всё устроено разумно. Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее.

второй закон экологии «Природа знает лучше»

Суть этого за­кона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или ве­ществом, как его можно использовать, это не значит, что дан­ное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «до­рос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.

3 ситуация. Как мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года?
Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом нам необходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимые источники энергии. К чему это приводит? Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.

При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность.

Мы отбираем жизнь у планеты. По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотни видов растений и животных. К чему это приводит? – «бесплатных обедов нет».

третий закон Б.Коммонера «За всё надо платить» или «Ничто не даётся даром» Глобальная эко­логическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либо взять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Таких платежей невоз­можно избежать, они могут быть только отсрочены.

4 ситуация. В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга. В них имеются механизмы, восстанавливающие равновесие при его нарушении. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.


ЗАКОН четвертый Всё должно куда-то деваться.

Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемеща­ется с места на место, переходит из одной молекулярной фор­мы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона – одна из главных причин кризиса окружающей среды.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее, например полиэтилен, пластмассы. Эти соединения не перерабатываются бактериями, и никогда не участвовали ни в каких природных круговоротах. Природа просто не знает, что с ними делать. То есть человек движется по пути: ресурс – продукт – отход. Мусор – это неразумно израсходованные природные ресурсы. На каждого из 7 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы (5642 м).

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

(Эти законы записаны на доске). Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.



4. Я предлагаю  вам  задуматься обо всём услышанном и поиграть со мной  в игру «Если вдруг…».

  • -Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало  ситуаций, а вы можете привести примеры поведения людей, подумать, к чему может привести такое поведение.

  • -Например: если люди уничтожат все цветы  на Земле ...погибнут многие

  • насекомые …не станет мёда, очень ценного продукта для здоровья человека.

  • -Продолжите теперь вы:

Мы должны иметь новый взгляд на проблему отходов. Природные ресурсы не безграничны. Сейчас мы переходим к творческому этапу урока, в ходе которого докажем, что можно использовать вторичное сырье повторно и с пользой для природы.

  • На этом этапе урока учащиеся работают в группах.

Каждая группа получает раздаточные материалы и делает кормушки из бутылок.

  • Учитель: Оказывается, из такого материала, как пластиковые бутылки, можно сделать настоящие произведения искусства, которые еще и могут быть полезны для животных.

Защита своих работ.

5. Подведение итогов (рефлексия).


Сегодня мы говорили о законах экологии. Нужна ещё и экология души. Я хочу прочитать одну притчу.

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

  1. Дерево успеха.