СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День толерантности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок-классный час посвящен "Дню толерантности" и нацелен на привлечение внимания учащихся к этому вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День толерантности"»

Урок-классный час на тему «День толерантности»

Цель – обеспечить понимание и осознание понятия «толерантность» в ходе совместной работы.

Задачи:

процессуальные – привлечение учащихся к вопросу толерантности, актуализация их знаний о данной проблеме, расширение общего понимания термина «толерантность» и акцентирование внимания учащихся на важности данного феномена в современной жизни, организация групповой работы с текстом Декларации принципов толерантности, фронтальное обсуждение выдвинутых аспектов проблемы, проведение рефлексии.

личностные – формирование доброжелательного уважения к иным культурам, развитие способности к успешному взаимодействию с другими людьми;

метапредметные – развитие умений аргументировать собственную точку зрения, работать в группе, анализировать предложенный текст согласно заданным параметрам, представлять информацию в зрительном формате, организовывать собственную работу в ограниченные промежутки времени.

Оборудование: текст Декларации принципов толерантности, листы для работы в группах, список качеств на экране.


  1. Привлечение учащихся к вопросу толерантности, актуализация их знаний о данной проблеме

Классный час начинается с притчи.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив, негр, будто весь вымазан сажей!» Черный презрительно сказал: «Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!»

Спорили они, спорили и никак не могли прийти к согласию. Тогда они решили пойти к мудрецу.

Мудрец посмотрел на них и сказал: «Посмотри, как красив, твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней подобно звездам сияют глаза его». Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца …» Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем, и представилась ему такая картина… Ходят по земле белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга, узнают новое, отличное от своего, родного, привычного. Они словно участники огромного хоровода, охватившего земной шар под музыку взаимопонимания. И перекрывает звуки музыки звонкий голос голос: «Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!»

Сегодня 16 ноября. День необычный. Как вы думаете, почему?

(Ответы учеников).

16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности.

Что такое толерантность?

(Ответы учеников).

В каждом языке это слово трактуется по-своему. В переводе с французского толерантность – это способность другого думать и действовать иначе, чем ты сам. Англичане воспринимают это понятие как снисхождение к другим. В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В России под толерантностью понимается способность терпеть что-то или кого-то.

Несмотря на разные трактовки термина «толерантность», нужно учесть, что каждая из них предполагает уважительное отношение к иному человеку, вне зависимости от его принадлежности к какой-либо возрастной, половой, культурной, религиозной группе.

Знаете ли вы что-либо о Дне толерантности?

(Ответы учеников).

  1. Расширение общего понимания термина «толерантность» и акцентирование внимания учащихся на важности данного феномена в современной жизни.

Данный праздник проводится на основании Декларации принципов толерантности, принятой в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Страны, входящие в состав ООН проводят политику о распространении толерантности. Этот день напоминает всем людям, живущим на нашей планете, что нет плохих и хороших культур, традиций, верований. Каждое культурное проявление достойно права на существование и уважение.

Благодаря действиям ЮНЕСКО понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

  1. Организация групповой работы с текстом Декларации принципов толерантности, фронтальное обсуждение выдвинутых аспектов проблемы

Далее ученикам предлагается поработать в группах. Каждой группе предлагается текст «Декларации принципов толерантности» для самостоятельного ознакомления и обсуждения.

Задание: прочитайте текст «Декларации принципов толерантности», ответьте в группах на вопросы, представьте свои рассуждения в виде кластера.

Вопросы для обсуждения:

  • Что означает толерантность согласно данной декларации?

  • Какую роль играет подобный документ, если он не обладает большой юридической силой?

  • Какие критерии толерантности можно выделить?


Декларация принципов толерантности

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО

от 16 ноября 1995 года.

Статья 1

Понятие толерантности

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство.

Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2

Государственный уровень

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

Статья 6

Международный день, посвященный толерантности. В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Следует обратить внимание учащихся на то, что изученный документ носит декларативный характер (он только провозглашает определенные взгляды на нормы законодательства, а нарушения положений документа не предполагает наказание). Тем не менее, декларируемые нормы прописаны в ряде международных документов. Государствам-членам ООН, в свою очередь, следует учитывать принципы Декларации, в противном случае их действия будут противоречить принятыми ими обязательствам. Это может привести к определенным санкциям ООН.


Группы презентуют свои кластеры и схемы, обсуждают прочитанный текст, подводят итог по каждому из выделенных вопросов.

Далее ученикам предлагается нарисовать словесный портрет толерантной личности.


Задание: выберите из предложенного качества толерантной личности. Какими из этих качеств обладаете вы?

  • Снисходительность

  • Доброта

  • Эгоизм

  • Эмпатия

  • Консерватизм

  • Открытость новому опыту

  • Миролюбие

  • Закрытость

  • Общительность

  • Сострадание

  • Любознательность

  • Искренность

  • Умение слушать


Совместный вывод в процессе обсуждений и презентации кластеров

Жизнь в современном обществе многообразна. Человек имеет многочисленные возможности заглянуть в другую культуру с помощью домашнего компьютера. Тем не менее вовсе непростым является процесс взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам. Особенно важным для современной личности является проявление толерантности к иным. День толерантности – повод задать себе вопрос: «Снисходителен ли я к иной культуре, терпелив лия к близким мне людям, уважительно ли я отношусь к иному, непривычному мне?» Ответы на эти вопросы можно найти после прочтения такого документа как Декларация принципов толерантности.

  1. Проведение рефлексии классного часа

Задание для рефлексии: закончите данные предложения.

  1. Толерантность – это …

  2. Важно … других людей.

  3. Мне кажется, что сегодня для личности важно …

  4. Чтобы быть толерантным, мне нужно развивать в себе такте качества как …