Муниципальное бюджеетное учреждение
Дополнительного образования
«Районная школа искусств»
Классный час



Для учащихся 11-х классов

Преподаватель О.А.Слободскова
пгт. Октябрьское
В конце XVI - середины XVIII века – появилось одно из главных стилей искусства европейских стран – искусство барокко. Буквальный перевод этого слова с итальянского языка означает «странный, причудливый, вычурный». Чаще всего его применяют в отношении к архитектуре, где барокко – символ величия, пышности, декоративности. Здания, построенные в этом стиле, украшались лепкой, орнаментами, скульптурами. Внутри помещения располагали множество зеркал, расписных панно, которые зрительно ещё больше расширяли помещение. Таков, например, построенный по проекту В. Растрелли Зимний дворец в Санкт – Петербурге.
Искусство барокко ярче других современных ему направлений отразило глубокие противоречия эпохи. Ведь это время, с одной стороны, было отмечено церковной и монархической реакцией, а с другой - подъёмом передовых сил. Эта эпоха необычайного взлёта человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г.Галилей, И.Ньютон, Ж.-Б. Мольер, Х. Рембрандт, Дж. Свифт. Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов К. Монтеверди, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Генделя.
Но если когда - либо и существовала фамилия, имевшая особую, как бы наследственную предрасположенность к одному и тому, же виду искусства, то это, конечно же, был род Бахов. На протяжении шести поколений едва ли можно выискать хотя бы двух или трёх представителей этой фамилии, которых природа не наградила бы блестящим музыкальным, и для которых это искусство не стало бы главным делом жизни. Увлечение музыкой они передавали своим детям, а те в свою очередь своим и так далее - из поколение в поколение. Представители этого рода сделали музыку своей профессией. Конечно, не все без исключения они были большими мастерами, однако в каждом поколении, по крайней мере, несколько человек выделялись своей незаурядностью. Красой и гордостью фамилии Бахов был человек, которому как никому другому покровительствовало само Искусство Музыки – это Иоганн Себастьян Бах.
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе. Его отец был придворным музыкантом. В 1695 году, когда мальчику не было ещё и десяти лет, скончался его отец. Мама умерла ещё раньше. Оставшись сиротой, Бах был вынужден искать пристанище у своего старшего брата Иоганна Кристофа, который был органистом в Ордруфе. У него он получил первые уроки игры на клавире. Мальчик проявлял исключительную одарённость, очень быстро выучивал пьесы, которые брат давал ему для разучивания и стремился заполучить более трудные сочинения. Наиболее известными клавирными композиторами того времени были Фишер, Пахельбель, Бём, Букстехуде, Брунс. Мальчик заметил, что у брата есть сборник сочинений названных мастеров и принялся его упрашивать дать ему эти ноты. Однако всегда получал отказ. Из-за упорства брата желание мальчика иметь сборник становилось всё сильнее, так, что он, в конце концов, стал искать способ овладеть им тайно. Заветная тетрадь хранилась в запертом шкафу с решетчатыми дверцами, а руки мальчика были так малы, что он мог просунуть их сквозь решётку и вытащить заветную тетрадь из шкафа. При лунном свете, ночью, втайне от своего брата Бах переписывал ноты известных композиторов. Прошло целых шесть месяцев, прежде чем он завершил это трудоёмкое дело. Когда же он, наконец, был уверен, что сокровище находится в его руках, и хотел использовать его по назначению, брат раскрыл его тайну и без всякой жалости отобрал у него добытые с таким трудом ноты. Надо сказать, что со временем эти ноты всё же оказались в его распоряжении, но – лишь после смерти брата (умер он вскоре после того). Вторично осиротевший Бах отправился в Люнебург и становится хористом в школе святого Михаила. Красивый дискант способствовал быстрому продвижению мальчика, но вскоре он его лишился, а нового певческого голоса у него не оказалось.
Послушаем «Шутку» И.С.Бах
У него была в это время всё такая же страстная тяга к игре на клавире и органе, как и в прежние годы. Он хотел смотреть и слушать все, что способствовало совершенствованию в этом деле. Будучи учеником, Бах неоднократно ездил в Гамбург, чтобы послушать знаменитых музыкантов того времени. В 1703 году восемнадцатилетний композитор переезжает в Веймар, там он становится придворным музыкантом. Здесь он с величайшим рвением изучает сочинения прославленных органистов. Композитор пользовался любым случаем свести личное знакомство с выдающимися музыкантами, чтобы манеру их исполнения. Однажды, для того, чтобы удовлетворить свою любознательность, Бах даже совершил пешком путешествие в Любек, желая там познакомиться с игрой органиста Дитриха Букстехуде. Композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку и личное отношение к творчеству.
С особой любовью Бах использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Один из сборников, где композитор как раз использует темы народных песен и танцев – это «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Анна Магдалена – это вторая жена Иоганна Себастьяна Баха, для которой он написал эти произведения для клавира. Это был своеобразный музыкальный альбом для домашнего музицирования, куда входят небольшие танцевальные пьесы, например менуэт. Менуэт – старинный танец с поклонами и реверансами. Послушайте два менуэта из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
Исполняется Менуэт – G-dur, BWV 116, и Менуэт – G-dur, BWV 114.
Есть в этом сборнике и такой танец, как полонез – старинный величественный танец-шествие. Полонезом открывались торжественные вечера, балы. Послушайте полонез из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
Звучит Полонез G-moll BWV 119.
Иоганн Себастьян Бах включил в сборник такую торжественную пьесу, как марш.
Звучит Марш G- dur, BWV 119.
Бах был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. В импровизациях на органе его мастерство было непревзойдённым, и это признавали даже его соперники и недоброжелатели.
Однажды Бах был приглашён в Дрезден для участия в соревновании с Луи Маршаном – гремевшим тогда в музыкальном мире французским органистом и клавесинистом. После предварительного знакомства музыкантов, которое позволило Маршану услышать игру Баха, французский виртуоз поспешно уехал, тем самым признав неоспоримое превосходство соперника. В другой раз, в городе Касселе, Бах исполнил соло на органе, чем восхитил и изумил ценителей органной музыки. Подобные успехи не кружили Баху голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком, а вопрос, как удалось ему достичь такого совершенства, неизменно отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
Послушаем фрагмент Токкаты ре минор для органа.
Конечно, большей частью Баху приходилось писать церковную музыку. Но от этого сочинения композитора не стали холодными и строгими, как бы лишённые жизненных тревог и радостей. Они воплощали в себе живые человеческие чувства. Он был великим философом в музыке. Произведения Баха – это глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами.
В Кётене Баха создаёт такие вершины его творчества, как двухголосные и трёхголосные инвенции. Латинское слово inventio значит «изобретение, выдумка». Для каждой своей инвенции Бах придумал особый план построения, особую форму, особый ритм. Свои трёхголосные инвенции Бах назвал «симфониями». Это слово в переводе с греческого значит «созвучие». Композитор словно подчёркивает эти названием, что в его пьесах одновременное звучание трёх мелодических линий образует удивительные созвучия.
Послушаем жизнерадостную весёлую инвенцию И.С.Бах до-мажор.
Следующая будет другого характера – это инвенция ля-минор.
Талант Баха не ограничивался сочинением музыки. Как композитор он, к сожалению, при жизни не был признан. Писал он буквально во всех жанрах. До наших дней дошло более пятисот творений И.С. Баха, хотя при жизни композитора были напечатаны лишь единицы его произведений. А многие из них до сих пор ещё не найдены.
В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и провёл всю свою оставшуюся жизнь. Он стал кантором певческой школы при церкви святого Фомы. Здесь им были созданы истинные вершины его творчества, одни из которых – монументальные вокально-инструментальные произведения «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор. В них кроме оркестра принимали участие хор и солисты. «Страсти», или как их ещё называют «пассионы», что означает страдание, - это описание страданий и смерти Иисуса, записанное евангелистами Иоанном и Матфеем. Обычно такие произведения исполнялись в церкви. В настоящее время это полноправное концертное произведение. Параллельно Бах продолжал писать клавирную музыку. Был закончен «Итальянский концерт», «Гольдберговские вариации».
Послушаем «Арию» из оркестровой сюиты И.С. Баха.
В Лейпциге Бах активно занялся общественной деятельностью. Он возглавил Музыкальную коллегию, выступал как дирижёр и исполнитель в концертах, которые проводились в городском саду, кофейных залах и местах народных гуляний. Серьёзная болезнь глаз омрачила последние годы жизни композитора, а после неудачной операции Бах совсем ослеп. Но он продолжал сочинять, а музыку записывали его родственники.
28 июля 1750 года не стало величайшего музыканта той эпохи. Говорят, что перед самой смертью, композитору на несколько минут вернулось зрение. Он вновь увидел мир своими глазами, для того, чтобы с ним попрощаться.
Слово «бах» в переводе с немецкого языка означает ручей. Используя эту игру слов, очень точно сказал о Бахе Бетховен: «Не ручей! – Море должно быть его имя…». Действительно, музыка Баха – это море, даже целый океан человеческих чувств, переживаний и размышлений. Вся его жизнь – служение Музыке. Одному ученику, который не знал, как выразить ему свою благодарность, Бах скромно сказал: «Мне ничего от вас не нужно, кроме заверения, что в своё время вы будете стараться передать то немногое, что вы получили от меня, другим хорошим людям». Передавать друг другу доброе – таков смысл простых слов великого Баха. И это – его завет нам с вами.
Список использованной литературы:
Кравченко Т.Ю. Композиторы и музыканты. М., Астрель 2004.
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М., Музыка 1986.
Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха. М., Классика XXI, 2004.
Шорникова М. Музыкальная литература. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.
5