Классный час: Информационная безопасность в сети Интернет
Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи: ознакомить учащихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Ход занятия
Здравствуйте уважаемые гости, дорогие коллеги и ребята. Очень рада вас видеть. Я надеюсь, у вас хорошее настроение. И мы отправляемся с вами в увлекательный мир новых знаний. Сначала я предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика. (ВИДЕОРОЛИК № 1 «Я сегодня встал пораньше…») Спасибо за внимание! Где найти подругу Олю? Прочитать, что было в школе? И узнать про все на свете? Ну конечно, в Интернете!
Там музеи, книги, игры, Музыка, живые тигры! Можно все, друзья, найти в этой сказочной сети! Как вы думаете, о чем сегодня на нашем занятии пойдет речь? (Мнения детей)
Да, действительно, вы правильно догадались, сегодня на уроке мы с вами поговорим об интернете, точнее о безопасности в интернете. (СЛАЙД № 1) А как вы думаете, какая опасность может подстерегать пользователей интернета? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Мы можем получить доступ к любой информации в интернете, но точно также и другие компьютеры могут получить доступ к нашему компьютеру. (СЛАЙДЫ № 2, 3)
На сегодняшний день, вы, наверное, со мной согласитесь, что практически все люди не представляют своей жизни без интернет (это работа; досуг, а именно: сетевые игры, просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами, общение, использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов и пр.). Согласитесь, что это действительно так. Давайте теперь взглянем на результаты опроса учащихся нашей школы. (Диаграмма с результатами анкетирования). (СЛАЙДЫ № 4-14) Какие можно сделать выводы? (Мнения детей) Да, по результатам опроса видно, что мир интернета затягивает детей с неизмеримой силой! Однако, мы должны понимать, что не все так безопасно в интернете, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому необходимо ограничивать свое времяпровождения в интернете и соблюдать несколько несложных правил безопасности в сети.
А сейчас предлагаю разобраться, какие же все-таки правила поведения в сети интернет мы должны соблюдать. Дома вы должны были подумать над тем, как обезопасить себя в интернете. Каждой группе было предложено подумать над некоторыми вопросами. Давайте сейчас каждая группа поделится с нами своими мыслями.
Итак, первая группа размышляла над вопросом: Как защитить свой компьютер? и Как защитить себя в Интернете? Прошу, вам слово.
(Выступление первой группы: (СЛАЙДЫ № 15, 16)
Регулярно обновляйте операционную систему.
Используйте антивирусную программу.
Создавайте резервные копии важных файлов.
Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Чтобы минимально защитить себя в интернете, никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. Думайте о том, с кем разговариваете.
При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы ―Условия использования или ―Политика защиты конфиденциальной информации, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна, и не все пользователи откровенны).
Вторая группа разбирала вопрос: Нужно ли думать о других пользователях? Пожалуйста, ваше мнение.
(Выступление второй группы: (СЛАЙД № 17)
Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия).
Третьей группе был предложен вопрос: Что делать с всплывающими окнами? и Как остерегаться мошенничества! Итак, что выдумаете по этому поводу?Пожалуйста, ваше мнение.
(Выступление третьей группы: (СЛАЙД № 18)
Их обязательно нужно закрывать. Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки: Нет).
В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах). Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия? Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних).
И последний вопрос, над которым думала 4 группа учащихся: Что такое «зависимость» и как ее избежать? Пожалуйста, ваше мнение.
(Выступление четвертой группы: (СЛАЙД № 19)
Немаловажная проблема – интернет-зависимость – это навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета, замена реального мира виртуальным. Какие зависимости вы знаете? Вот некоторые типы интернет – зависимости:
1. Навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми.
Для того, чтобы у вас не возникло никакой интернет-зависимости не меняйте виртуальный мир на реальный – больше общайтесь с друзьями, гуляйте на свежем воздухе, имейте творческие увлечения (рисование, чтение художественной литературы)).
Спасибо большое за прекрасную подготовку! Давайте еще раз повторим эти правила! Внимание на экран. (ВИДЕОРОЛИК № 2)
Подведение итогов работы.
А теперь подведем итог нашего урока. Интернет – это хорошо или все - таки, плохо?
1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования – это хорошо или плохо, почему? (Ответы детей) – конечно же, это хорошо.
2. Интернет – это море информации – это хорошо или плохо, почему? (Ответы детей) – это хорошо, но бывает и плохо.
3. Общение в интернете - это хорошо или плохо, почему? (Ответы детей) – это хорошо в меру, но не стоит заменять живое общение виртуальному.
4. Интернет - магазины это хорошо или плохо, почему? (Ответы детей) – это плохо, потому, что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.
Исходя из всего нами изложенного, я думаю, если все ваши ответы на эти 4 вопроса собрать в один список, получится не что иное, как правила поведения в сети интернет! Вы со мной согласны? (Ответы детей) Соблюдайте эти правила. Я предлагаю вам сделать и раздать листовки с этими правилами другим учащимся, и будем надеяться, что при условии их соблюдения, использование интернета будет менее опасным. Желаю вам безопасного интернета и всего самого наилучшего! Спасибо за сотрудничество! (СЛАЙД № 20)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета-тест для учащихся.
1.Есть ли у тебя компьютер?
А) да; Б) нет;
2. Есть ли у тебя доступ к сети Интернет?
(Мобильный телефон, компьютер)
А) да; Б) нет;
3. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?
А) не бываю в сети; Б) менее 1 часа; В) 1-2 часа; Г) Более 2 часов;
4. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?
А) да; Б) нет;
5. Чем занимаешься в Интернете?
А) учусь; Б) общаюсь в социальных сетях; В) скачиваю программы;
Г) пользуюсь e-mail; Д) играю в игры on-line; Е) смотрю ТВ, фильмы;
6. Получаете ли удовольствие от работы в Интернете?
А) да; Б) нет;
7. Встречал ли ты когда-нибудь угрозы, противоправные призывы в сети
Интернет?
А) да; Б) нет;
8. Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет?
А) разрешают свободно; Б) устанавливают временной режим;
В) разрешают заходить в своём присутствии; Г) запрещают пользоваться;
Д) не знают о том, что я выхожу в Интернет.
9. В каких социальных сетях вы зарегистрированы?
10. Для чего вы зарегистрировались в социальной сети?
11. Все ли люди из списка друзей действительно являются вашими друзьями?
А) да; Б) нет;
12. Добавляете ли вы незнакомых людей в список ваших друзей?
А) да; Б) нет;
13. В информации о себе вы указываете правдивые сведения, ничего не преувеличивая?
А) да; Б) нет;
14. В каких группах вы состоите?
15. Сколько времени в течение дня вы проводите в социальных сетях?
16. Способствуют ли социальные сети вашему самовыражению?
А) да; Б) нет;
17. В чем вы видите преимущества социальных сетей?
18. В чем вы видите недостатки социальных сетей?