План классного часа для 4 класса на тему: "Какой он – пятый класс?"
Цели:
- Снизить тревожность перед переходом в среднее звено.
- Познакомить детей с изменениями в 5 классе в позитивном ключе.
- Развить навыки адаптации к новым условиям.
- Создать атмосферу поддержки и уверенности.
Оборудование:
- Листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
- Мягкий мяч или игрушка для передач.
- Плакаты с мотивирующими фразами (например, "5 класс – это новые возможности!").
- Аудиозапись спокойной музыки для релаксации.
Ход классного часа
1. Орг.момент (5-7 мин)
Приветствие и настрой на работу
- Учитель начинает с доброго приветствия и вопроса:
"Ребята, как вы думаете, что вас ждёт в 5 классе? Чего вы ждёте с радостью, а что вас немного тревожит?"
- Дети кратко высказываются (можно передавать мягкий мяч по кругу).
Мотивация
- Учитель объясняет, что переход в 5 класс – это новый этап, который открывает много интересного: новые предметы, учителя, друзья, возможности.
2. Основная часть (30 мин)
Упражнение 1: "Чем 5 класс лучше?" (10 мин)
Цель: Сформировать позитивный образ 5 класса.
- Дети делятся на группы (по 3-4 человека).
- Каждая группа записывает на листе:
- 3 плюса 5 класса (например, новые предметы, больше самостоятельности, интересные мероприятия).
-1 миф (страх), который нужно развеять (например, "Учителя будут строже").
- Затем группы представляют свои списки, учитель комментирует и дополняет.
Упражнение 2: "Советы бывалых" (10 мин)
Цель: Показать, что старшеклассники успешно справились с переходом.
- Записать на доске вопросы:
-"Как быстро найти кабинет?"
-"Что делать, если забыл учебник?"
-"Как подружиться с новыми учителями?"
- Дети предлагают свои ответы, учитель добавляет реальные советы от пятиклассников (можно заранее взять интервью у старших ребят).
Упражнение 3: "Мои ресурсы" (10 мин)
Цель: Помочь детям осознать свои сильные стороны для успешной адаптации.
- Дети рисуют "ромашку": в центре пишут своё имя, на лепестках – свои качества, которые помогут в 5 классе (например, "я общительный", "умею быстро запоминать", "хорошо решаю задачи").
- По желанию зачитывают вслух (можно похвалить каждого за сильные стороны).
3. Заключительная часть (10-15 мин)
Релаксация: "Путешествие в 5 класс" (5 мин)
- Под спокойную музыку учитель предлагает представить:
"Закройте глаза. Представьте, что вы заходите в свою новую школу. Вы уверенно идёте по коридору, находите свой класс. Вас встречает добрый учитель. Вы садитесь за парту и чувствуете, что всё будет хорошо…"
- После упражнения дети делятся ощущениями.
Рефлексия: "Капсула пожеланий" (5 мин)
- Каждый пишет на листочке пожелание себе в 5 классе (например, "Хочу легко находить новых друзей") и опускает в общую коробку.
- Учитель запечатывает её и обещает открыть на встрече выпускников.
Итог урока:
"Ребята, 5 класс – это новый интересный этап. Вы справитесь, потому что вы – умные, дружные и талантливые! А мы всегда вас поддержим!"
Дополнительно:
- Можно пригласить школьного психолога для участия в упражнениях.
- Памятки "Лайфхаки для пятиклассника" (как организовать уроки, запомнить расписание и т. д.).
Такой классный час снизит тревожность, создаст позитивный настрой и даст детям практические инструменты для адаптации.
Памятка "Лайфхаки для пятиклассника"
Переход в 5 класс – это круто! Новые предметы, учителя, друзья – столько возможностей! Чтобы всё прошло гладко, вот полезные советы:
Как запомнить расписание?
Нарисуй схему – заведи блокнот или стикеры с расписанием и номерами кабинетов.
Фото на телефон – сфотографируй расписание и поставь на заставку.
Цветные пометки – выделяй разными цветами сложные и лёгкие предметы.
Как не забыть учебники и тетради?
Собери рюкзак с вечера – сверись с расписанием и положи всё нужное.
Чек-лист на дверь – напиши список предметов и проверяй перед выходом.
Доп. комплект – если часто забываешь тетради, оставь запасные в кабинете (если разрешат).
Как успевать на уроках?
Концентрация – слушай учителя, записывай главное, не отвлекайся.
Краткие заметки – выделяй ключевые слова в тетради маркером.
Повторяй – 5 минут после урока = меньше зубрёжки дома.
Как подружиться с новыми учителями?
Уважение + улыбка – здоровайся, задавай вопросы, будь вежливым.
Выполняй задания – учителя ценят старательных учеников.
Не бойся спрашивать – если что-то непонятно, лучше уточнить сразу.
Как не потеряться в школе?
Исследуй школу заранее – пройдись по кабинетам до начала учёбы.
Ориентиры – запомни, что рядом с твоими классами (столовая, спортзал).
Друзья-проводники – договаривайся с одноклассниками ходить вместе.
Организация домашних заданий
План на неделю – записывай ДЗ в дневник или приложение (например, "Google Keep").
Таймер-помощник – 25 минут учишься → 5 минут отдых (метод "Помидора").
Папки по предметам – чтобы тетради и листочки не терялись.
Как меньше переживать?
Дыши – если страшно, сделай 3 глубоких вдоха.
Делись с близкими – рассказывай родителям или друзьям о своих переживаниях.
Ошибки – это нормально – все через это проходили, ты справишься!
Важно: 5 класс – это не страшно, а интересно! Ты уже многому научился в начальной школе, и теперь у тебя будет ещё больше крутых возможностей.
(Можно распечатать в виде карточек или вклеить в дневник!)
Анкета для учеников 4 класса
Тема "Готов ли я к пятому классу?"
Цель: Определить уровень психологической, эмоциональной и организационной готовности учащихся к переходу в 5 класс.
Инструкция:
Ребята! Скоро вы перейдёте в 5 класс. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет вашим учителям и родителям сделать переход в среднюю школу более комфортным.
Выбирайте ответ, который больше подходит, или дописывайте свой вариант.
1. Учёба и организация
1. Я самостоятельно собираю портфель:
- [ ] Да, всегда
- [ ] Иногда забываю что-то положить
- [ ] Мне часто помогают родители
2. Я записываю домашнее задание:
- [ ] Всегда и без напоминаний
- [ ] Иногда пропускаю
- [ ] Часто забываю
3. Мне легко планировать время на уроки:
- [ ] Да, я сам(а) распределяю, что делать
- [ ] Иногда откладываю на потом
- [ ] Мне сложно организоваться
2. Эмоции и отношение к переходу
4. Как ты относишься к переходу в 5 класс?
- [ ] Радуюсь – будет интересно!
- [ ] Немного волнуюсь
- [ ] Боюсь, что будет сложно
- [ ] Мне всё равно
5. Что тебя больше всего беспокоит? (можно выбрать несколько)*
- [ ] Новые учителя
- [ ] Больше уроков и домашних заданий
- [ ] Контрольные работы
- [ ] Ничего не беспокоит
- [ ] Другое: _________________
3. Учебная мотивация
6. Как ты учишься?
- [ ] Стараюсь получать хорошие оценки
- [ ] Учусь, потому что надо
- [ ] Люблю узнавать новое, даже если это не оценка
7. Если задание кажется сложным, я:
- [ ] Пробую разобраться сам(а)
- [ ] Прошу помощи у родителей или учителя
- [ ] Откладываю или не делаю
4. Общение и поддержка
8. Как ты общаешься с одноклассниками?
- [ ] У меня много друзей
- [ ] Общаюсь с несколькими ребятами
- [ ] Мне трудно находить общий язык
9. К кому ты обратишься за помощью в 5 классе?
- [ ] К учителю
- [ ] К родителям
- [ ] К друзьям
- [ ] Постараюсь справиться сам(а)
5. Дополнительные вопросы
10. Что тебе нравится в школе?
_________________________________________________________________________
11. Чего бы ты хотел(а) в 5 классе? (например, новые предметы, кружки, меньше домашних заданий)
________________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Как использовать анкету?
1. Для учителя:
- Выявить детей, которым нужна помощь в самоорганизации.
- Определить уровень тревожности класса и провести адаптационные мероприятия.
2. Для психолога:
- Отметить учащихся с высокой тревожностью или низкой мотивацией для индивидуальной работы.
3. Для родителей:
- Обсудить с ребёнком его ответы и поддержать в слабых местах (например, научить планировать время).