Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 17 имени Героя Советского Союза генерал-майора В.В. Колесника г. Славянска – на – Кубани муниципального образования Славянский район.
Классный час
«Молочные дары Кубани»
Для учащихся начальной школы
Учитель: Каткова Виктория Валериевна.


2014 год
Классный час
Тема: «Молочные дары Кубани»
знакомство с продовольственной молочной продукцией;
воспитание чувства гордости за свой край;
воспитание любви к родному краю, чувство гордости за качественные продукты Кубани;
Развитие внимания, логического мышления, наблюдательности, речи;
Ознакомление учащихся с изображением защитного знака «Качество Кубань»
Оборудование:
картинки домашних животных",
"инструкция к уроку",
образцы молочной продукции,
фотографии и иллюстрации молочных продуктов.
вырезанные стаканчики
бумага, цветные карандаши
презентация
Ход занятия.
Класс поделен на четыре группы.
I Мотивация. (Слайд № 1)
- Здравствуйте ребята.
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперёд.
Пенал, учебник и тетрадь
Вас устали ожидать.
И рады встрече с вами снова.
А вы к открытиям готовы?
- Молодцы. Улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу удачи, и у нас все получится. Послушайте песню и определите тему нашего урока. (Слушают песню о молоке.)
- Так какая будет тема нашего урока? Ученики – Мы будем говорить о молоке. (Слайд №2) - Правильно, мы будем говорить о молочных продуктах питания. (Слайд № 3). У вас на партах лежат бумажные стаканчики, но они пустые. Наша задача их за урок наполнить знаниями. Если вы узнали для себя что-то новое или интересное, то вы закрашиваете в стакане деление.
II Актуализация знаний.
- Отправляемся в путешествие по молочной реке. Человек дитя природы, поэтому он состоит из всех веществ, которые в ней есть. И чтобы поддерживать наш организм здоровым, мы должны употреблять качественные продукты. Что такое качество? Ученик – По словарю Ожегова: Качество – это то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. (Слайд № 4). Ученик-корреспондент №1. В 1990 году был утвержден Всемирный день качества. Земля на которой мы живем, называется Кубанью. Кубанские продукты считаются лучшими и качественными. На Кубани по инициативе Губернатора края А. Ткачева принята программа «Качество». Вот так выглядит индивидуальный знак «Качество Кубань».
Право использовать этот знак может продукция, которая прошла специальную проверку. (Слайд № 5).
- Одним из качественных продуктов является молоко. Давайте остановимся у берега и окунемся в историю. Ученик – корреспондент №2. История молока
Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках и кисельных берегах» — символе сытости и благополучия. Человек открыл для себя молоко примерно 7–8 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы. А начиналось все давным-давно в одной очень далекой стране…Нижней планкой появления молока и продуктов его переработки является примерно 10 тысячелетие до нашей эры, когда появились первые свидетельства того, что люди стали использовать домашних животных не только в качестве тягловой силы и мяса. Об этом говорят находки специальных подойников, отстойников для приготовления творога и других уникальных приспособлений. Однозначно свидетельствуют об использовании молока домашних животных рисунки на стенах Египетских пирамид. В районе Вавилона на раскопках было обнаружено сооружение, построенное более шести тысячелетий назад, на одной из стен которого изображены мужчины, которые доят коров в высокие кувшины. Самые первые мифы в истории человечества были связаны с молоком и у каждого народа они свои. (Слайд № 6).
Ученик – корреспондент №3. Считается, что прародителем некоторых современных домашних животных был тур. Легенды о туре все еще остаются популярным мотивом в фольклоре и отражены в названии такого известного белорусского города, как Туров. Со временем некоторые породы этого животного приспособили для получения молока. Поэтому тура можно считать родней нашей коровы. Уже 500 лет назад в северных частях России появились молочные буренки, а сам молочный промысел известен с IX века, о чем сохранились письменные свидетельства на берестяных грамотах. Длительное время внимание производителей было сосредоточено на двух основных продуктах переработки – масле и сыре. (Слайд № 7).

- Скажите, а чье молоко мы употребляем в наше время? Ученики – (Ответы детей) (Слайд № 8). - Точное место появления молока, увы, неизвестно. Коровы и овцы были одомашнены на территории современного Ирана и Афганистана, приблизительно в 9 тысячелетии до нашей эры. Содержать дойных животных было для населения того времени втройне выгодным.
– Следующая остановка будет очень интересная. Называется она «Легенда». Ученик – корреспондент №4. Легенды народов мира пронизаны упоминаниями о божественной роли этого напитка. Например, древние римляне считали, что Юпитер был выкормлен молоком небожительницы - козы Амалфеи и потому в качестве жертвоприношения подносили воинственному богу именно молоко. Выкормленные молоком волчицы основатели Рима всю жизнь отдавали дань уважения молоку. Кстати, изобретение сыра приписывают как раз благодарным римлянам. "Потчевали" молочком и жителей Олимпа, покровительствовавших самым разным сферам человеческой деятельности. (Слайд № 9).
- А на следующей станции нам ребята расскажут о составе молока. Ученик – корреспондент №5. Состав молока
Молоко – это биологическая жидкость, выделяемая молочной железой млекопитающих и предназначена для поддержания жизни и роста новорожденного.
Сырьем в молочной промышленности является цельное молоко и его отдельные компоненты, в частности жир, белок, казеин, лактоза.
Молоко состоит из воды и сухого остатка, белки, молочный сахар, минеральные соли, а также микроэлементы, витамины.
Вода играет важную роль. Она является растворителем органических и неорганических веществ. В молоке содержится 87-88% воды.
Сухие вещества - это вещества, которые остаются в молоке после высушивания до постоянной массы. В питательном отношении сухой остаток является самой ценной частью молока. Молочный жир находится в виде эмульсии или суспензии и имеет форму мелких шариков. Число и размер жировых шариков зависят от породы скота, периода лактации, корма и условий содержания. В молочном жире растворены витамины А,D,E.
Количество белков в молоке колеблется от 3,05 до 3,85%. В их состав входит около 82% казеина, 12% альбумина, 6% глобулина.
Казеин - белый аморфный порошок, без запаха и вкуса. Под действием кислот, солей и ферментов казеин свертывается и выпадает в осадок. Свертывание молока происходит под действием молочной кислоты, образующейся в результате молочнокислого брожения.
Молочный сахар, или лактоза, содержится только в молоке. Он менее сладкий, чем свекловичный. В молоке содержатся соли кальция, магния, железа. Молоко содержит следующие микроэлементы: медь, марганец, йод, алюминий, хром, цинк, кобальт, мышьяк, титан, серебро, гелий и пр
(Слайд № 10). – - Следующая станция будет необычная. Мы узнаем о том, чего нет на самом деле. Называется она «Мифы» . Ученик – корреспондент №6.
Мифы о молоке
1. Миф: От молока полнеют. (Слайд № 11).
Как раз наоборот. В результате исследований австралийские ученые установили, что употребление молока позволяет дольше испытывать чувство сытости. По расчетам ученых за счет молока можно потреблять на 50 калорий в день меньше.
2. Миф: Не важно, во что разлито молоко, вся упаковка одинаковая.
Многие зря не придают значения упаковке. В магазинах можно увидеть самые разные виды молочной упаковки (картонные пакеты, пластиковые бутылки, полиэтиленовую пленку и т.д.).
Молоко – капризный продукт. Для сохранения его полезных качеств требуется соблюдение множества условий, в первую очередь, защита от света и окружающего воздуха. Каждый из видов упаковки в той или иной мере – какой-то лучше, какой-то хуже – охраняет молоко от разрушительных внешних воздействий. Упаковка как "одежка" для любимого продукта, которая оберегает его от солнца, света и влаги, позволяет чувствовать себя комфортно.
Под воздействием света молочные жиры и белки разрушаются, и молоко теряет свои полезные и питательные свойства.
Кроме сохранности молока важную роль играет удобство самой упаковки. Хорошо, если она легкая, держит форму, не протекает и не бьется. (Слайд № 12). 




Ученик – корреспондент №7. 3. Миф: В ультрапастеризованном молоке практически нет витаминов и других полезных веществ.
Технология ультрапастеризации основана на бережной температурной обработке, при которой всего за несколько секунд молоко нагревается и охлаждается, и затем сразу же разливается в уникальную картонную упаковку в стерильных условиях. При такой обработке все витамины и микроэлементы, а главное - столь необходимый нашему организму кальций, остаются в целости и сохранности.
4. Миф: Ультрапастеризованное молоко необходимо кипятить.
Ни в коем случае! Кипячением вы уничтожите добрую часть полезных веществ, бережно сохраненных для вас ультрапастеризацией. Кипятить нужно молоко, купленное на рынке, для того, чтобы нейтрализовать болезнетворные бактерии, которые попадают и размножаются в молоке сразу после дойки. – - На следующей остановке нам расскажут какие продукты производят из молока. Это станция загадок. Ученик – корреспондент №8.
ы | в | м | о | л | о | к | о | р | н | и |
м | о | л | о | ч | н | ы | е | с | ь | ю |
ф | р | я | п | р | о | д | у | к | т | ы |
Все мы любим без обмана (Слайд № 13).
Деревенскую : (сметану)
Она любима тем, кто вкус имеет тонкий,
Густая, сладкая варёная : (сгущёнка)
Она вполне годится для окрошки, Оближем пальчики и не оставим вам ни крошки! (сыворотка)
Готовить пищу так легко,
Коль есть:(сухое молоко)
Не надеясь на прививки,
Мы употребляем :.(сливки)
Чтобы стала жизнь прекрасной,
Вы на хлеб намажьте :(масло)
Он бывает в шоколаде,
Дети очень ему рады,
Он сытнее, чем хот-дог,
Глазированный : (сырок)
Очень вкусное печенье
И отличнейший пирог
Будет, если мы добавим
По пропорции : (творог)
Ну что вкусней быть может в мире,
Чем жёлтые бесчисленные дыры? (сыр)


- Ребята, а где производят все эти продукты? Ученики (На маслосырзаводе) (Слайд № 14,15). - Из истории: До 1957 года Маслосырзавод Славянский располагался на территории г. Славянска-на-Кубани по ул. Школьной, где осуществлялась приемка молока у населения, и вырабатывалось масло животное. В 1954 году было принято решение о строительстве Головного маслосырзавода Славянский. Мы продолжим беседу о молоке. Рассмотрите прямоугольник. Используйте шифр, прочтите слова и сформулируйте тему беседы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | З | К | Л | М | О | П | Ь |
Первое слово: 7, 6, 4, 8, 2, 1
Второе слово: 5, 6, 4, 6, 3, 1
Ученики -( Польза молока.)
III Рефлексия. – У вас на партах лежит бумага и цветные карандаши. Ваша задача составить рекламу о любом молочном продукте и рассказать о его пользе. (Слайд № 16). Ученики – (Показывают свои проекты). – -Ребята, давайте посмотрим насколько у вас наполнились стаканы. Молодцы. Спасибо за урок.
ПЕЙТЕ ДЕТИ МОЛОКО, БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!!!