Конспект классного часа в 7 классе на тему «Семья – как много в этом слове!»
Цель: создать условия для формирования понятия о семье и ценностях семейных отношений.
Задачи: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
способствовать сплочению коллектива, развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развивать интерес к истории своей семьи.
Оборудование: презентация «Семья…как много в этом слове», подготовленная классным руководителем; мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, пословицы, текст песни «Родительский дом»), клей-карандаш.
Ход классного часа
Вступительное слово.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Руслана Владимировна и сегодня я проведу у вас классный час. Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Улыбка создает счастье, она ничего не стоит, но многое дает. Давайте повернемся и подарим улыбку друг другу и конечно же нашим гостям. Настроимся на волну хорошего настроения.
-Сегодня мы будем вместе работать, играть и конечно общаться. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
Мотивация.
· Прием «Дерево ожиданий»
- Скажите, чего вы ожидаете от нашего классного часа?
- Если вы ожидаете новых знаний, возьмите зелёный листок, если вы ожидаете интересного общения со мной и одноклассниками, то выберете жёлтый листок, если вы пришли просто, потому что вас пригласил классный руководитель, возьмите оранжевый листок.
- В конце классного часа мы вернемся к нашему «Дереву ожиданий» и посмотрим, оправдались ли наши ожидания.
2. Введение в тему.
Просмотрев презентацию, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы учащихся).
-Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях.
- Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.
- Тема нашего классного часа называется «Семья – как много в этом слове!». (слайд1)
- А с какой геометрической фигурой у вас ассоциируется слово семья? (круг). Сегодня мы собрались в кругу нашей классной семьи. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук и скажем: «Мы – семья!» А в семье все должны помогать друг другу. Вы будете мне помогать?
3.Формулировка целей и задач
-Давайте сформулируем цель и задачи нашего занятия. Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня?
Ответ детей (Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?).
Цели нашего занятия: (Слайд 2)
определение понятия семья.
расширение представления о семейных ценностях.
расширить представление о семейных традициях, ценностях;
способствовать развитию интереса, внимания, мышления, речи, творческих способностей;
формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.
Сегодня мы будем работать в группах. Вам нужно разбиться на три группы, условно – три семьи. Выберите, пожалуйста, главу семьи.
3. Основная часть
Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания учащихся)
- А где мы можем найти определение слова? (в словаре)
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». (Слайд 3)
-Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос.
(читает учитель)
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Почему именно семь?
(Предположения)
- Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)
-Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: серединки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята склеивают свою ромашку )
-А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.
-Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.
-Итак, семьи все разные. А чем они отличаются? Как вы думаете? (Высказывания ребят).
(Бывают семьи маленькие и большие. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями.)
-Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (ответы детей)
Традиции- это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.
Семейные традиции – это не только праздники. Это и совместные походы на природу, поездка в разные города, уважение и почитание старших членов семьи, поздравления их с праздниками, приглашение к праздничному обеду, забота о младших, бережное отношение к природе и всему живому на Земле. Семейные праздники и традиции это неотъемлемая часть жизни русского народа и других народов мира.
-А какие традиции есть в ваших семьях? (работа в группах):
Каждый ребенок выходит и выбирает карточку и называет семейные традиции, прикрепляет на доску.
АССОЦИОГРАММА
Семейные реликвии
- Учитель: Кроме семейных традиций, существуют ещё и семейные реликвии.
В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
- Спросить у детей есть ли у них в семье такие реликвии.(ответы детй)
Учитель: Во все времена было очень уважительное отношение к семье. И доказательством этому мы находим в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны.
-Ребята, я предлагаю выполнить задание в парах - соедините рассыпавшиеся пословицы о семье, а затем прочитайте их (раздать каждой паре набор пословиц).
В гостях хорошо, а дома лучше.
Сын берет пример с отца, дочь –с матери.
Без хозяина - дом сирота.
Дом построить – не шапку на голову надеть.
Домой придёшь – хлеб-соль найдешь.
Дети – цветы души и свет для глаз.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто сеет мир, пожнёт счастье.
Воспитание ребёнка начинается с колыбели.
Дома и стены помогают.
Что видел в гнезде, то и будет ловить, когда вылетит.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В дружной семье и в холод тепло.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, когда в семье лад.
При солнышке тепло, при матери добро.
Физкультурная минутка:
«Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
-А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.
(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 3) По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)
***
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее .
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
9. Рефлексия.
- Написать синквейн про семью на ромашках
Напишите на серединке цветка слово «семья».
На первом лепестке 2 слова, 2 признака семьи. Семья какая? (крепкая, дружная)
На следующем лепестке напишите 3 слова — действия, которые связаны с семьей (помогает, оберегает, советует, утешает, развеселит, успокоит)
На следующем лепестке напишите предложение о семье (Моя семья счастливая)
И на последнем лепестке — 1 слово. Когда говорят семья, какое чувство у вас возникает? (любовь, преданность, согласие, мир, счастье, дом, очаг)
Рефлексия
- Вернемся к «Дереву ожиданий». Посмотрите, большинство из вас прикрепили зеленые листочки. Это значит, вы пришли, чтобы узнать что-то новое. Поднимите руку. Оправдались ли ваши ожидания? Что нового вы узнали? Поделитесь те, кто хочет высказаться. Кто прикрепил оранжевые листочки…