СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: Воспитание толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на кл.часу

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: Воспитание толерантности»

ИННОВАЦИОННАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1  ИМ. А.С. ПУШКИНА  КЛАССНЫЙ ЧАС  НА ТЕМУ  «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»  ПРОВЕЛА АКМАТОВА БУРУЛ  АСАНБЕКОВНА

ИННОВАЦИОННАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1

ИМ. А.С. ПУШКИНА

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПРОВЕЛА АКМАТОВА БУРУЛ

АСАНБЕКОВНА

ЦЕЛИ:  познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
ЗАДАЧИ:  дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

ЗАДАЧИ:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
  • Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
ВСТУПЛЕНИЕ Сегодня наш разговор посвящён толерантности .  Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. – Наш классный час я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Сегодня наш разговор посвящён толерантности .

Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.Наш классный час я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

СКАЗКА: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

СКАЗКА:

  • Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
  • - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
  • Подумал волшебник и сказал:
  • - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
  • Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
  • - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
  • - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
  • - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
  • Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ А кого выбрали бы вы? Почему? Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы )

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

  • А кого выбрали бы вы? Почему?
  • Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
  • Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы )
К А К И Е   МЫ  В С Е  Р А З Н Ы Е !

К А К И Е МЫ В С Е Р А З Н Ы Е !

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
  • В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: Терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам Умение понимать и познавать других людей Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов

ТОЛЕРАНТНОСТЬ:

  • Терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам
  • Умение понимать и познавать других людей
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов
ТЕРПИМОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ ПРОЩЕНИЕ ПРИНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ СОСТРАДАНИЕ УВАЖЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА СОТРУДНИЧЕСТВО

ТЕРПИМОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

ПРОЩЕНИЕ

ПРИНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

УВАЖЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

СОТРУДНИЧЕСТВО

 «ВОЛШЕБНЫЕ АНАГРАММЫ» ИПМАОНЕИН НОРАВШИЕДУ СТЬОЛЗ ПОМИТЕРСТЬ  ДИРЕСЕМИЛО  МАННОГУСТЬ СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ ЕИВТСВУЧОС АТОРБОД ЖЕНУВАИЕ СБИАМОЛЮЕ

«ВОЛШЕБНЫЕ АНАГРАММЫ»

  • ИПМАОНЕИН
  • НОРАВШИЕДУ
  • СТЬОЛЗ
  • ПОМИТЕРСТЬ
  • ДИРЕСЕМИЛО
  • МАННОГУСТЬ
  • СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ
  • ЕИВТСВУЧОС
  • АТОРБОД
  • ЖЕНУВАИЕ
  • СБИАМОЛЮЕ
ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ  - Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими ”. ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ: Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии .

ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

  • ИНТОЛЕРАНТНАЯ
  • ЛИЧНОСТЬ

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими ”.

  • ТОЛЕРАНТНАЯ
  • ЛИЧНОСТЬ:
  • Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии .
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.   В каком народе живешь, того обычая и держись В чужом глазу сучок видим,  а в своем и бревна не замечаем.

Чего в другом не

любишь,

того и сам не делай.

В каком народе живешь,

того обычая и держись

В чужом глазу

сучок видим,

а в своем и

бревна не замечаем.

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует".

Дерево держится

корнями,

а человек - друзьями.

"Чтобы поверить

в добро,

надо начать его делать".

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ: Уважай собеседника Старайся понять то, о чём говорят другие Отстаивай своё мнение тактично Ищи лучшие аргументы Будь справедливым, готовым признать правоту другого Стремись учитывать интересы других

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ:

  • Уважай собеседника
  • Старайся понять то, о чём говорят другие
  • Отстаивай своё мнение тактично
  • Ищи лучшие аргументы
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  • Стремись учитывать интересы других
ТЕЗИСЫ: Мы не можем в одночасье сделать ни своё поведение, ни поведение других людей Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении Важно не то что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь

ТЕЗИСЫ:

  • Мы не можем в одночасье сделать ни своё поведение, ни поведение других людей
  • Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении
  • Важно не то что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь
«ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ…» Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её. - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку. -

«ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ…»

  • Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
  • - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
  • - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
  • - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
  • - А нам-то что? Он сам виноват.
  • - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
  • - Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
  • - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
  • - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
  • Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
  • -
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой. - Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”. - Спасибо, леди, спасибо... - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. - Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
  • - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
  • - Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
  • - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”. - Спасибо, леди, спасибо...
  • - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
  • Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
  • - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
  • - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
  • Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
  • - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. - Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
ВОПРОСЫ Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

ВОПРОСЫ

  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
  • Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
ЗАДАНИЕ - А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

ЗАДАНИЕ

  • - А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
  • Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
ЗАПОЛНИ Толерантная личность Интолерантная личность Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т.д. Непонимание Игнорирование Эгоизм и т.д.

ЗАПОЛНИ

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности»  В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности»

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани,

ни ссор.