Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: Воспитание толерантности»
ИННОВАЦИОННАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 1
ИМ. А.С. ПУШКИНА
КЛАССНЫЙ ЧАС
НА ТЕМУ
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
ПРОВЕЛА АКМАТОВА БУРУЛ
АСАНБЕКОВНА
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
ЗАДАЧИ:
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
- Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
ВСТУПЛЕНИЕ
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности .
Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. – Наш классный час я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
СКАЗКА:
- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
- Подумал волшебник и сказал:
- - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
- Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
- Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
- А кого выбрали бы вы? Почему?
- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы )
К А К И Е МЫ В С Е Р А З Н Ы Е !
- В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ:
- Терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам
- Умение понимать и познавать других людей
- Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов
ТЕРПИМОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ
ПРОЩЕНИЕ
ПРИНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
УВАЖЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
СОТРУДНИЧЕСТВО
«ВОЛШЕБНЫЕ АНАГРАММЫ»
- ИПМАОНЕИН
- НОРАВШИЕДУ
- СТЬОЛЗ
- ПОМИТЕРСТЬ
- ДИРЕСЕМИЛО
- МАННОГУСТЬ
- СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ
- ЕИВТСВУЧОС
- АТОРБОД
- ЖЕНУВАИЕ
- СБИАМОЛЮЕ
ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими ”.
- Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии .
Чего в другом не
любишь,
того и сам не делай.
В каком народе живешь,
того обычая и держись
В чужом глазу
сучок видим,
а в своем и
бревна не замечаем.
"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует".
Дерево держится
корнями,
а человек - друзьями.
"Чтобы поверить
в добро,
надо начать его делать".
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ:
- Уважай собеседника
- Старайся понять то, о чём говорят другие
- Отстаивай своё мнение тактично
- Ищи лучшие аргументы
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого
- Стремись учитывать интересы других
ТЕЗИСЫ:
- Мы не можем в одночасье сделать ни своё поведение, ни поведение других людей
- Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении
- Важно не то что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь
«ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ…»
- Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- - А нам-то что? Он сам виноват.
- - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- - Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
- Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- -
- - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- - Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”. - Спасибо, леди, спасибо...
- - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
- Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
- Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. - Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
ВОПРОСЫ
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
- Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
ЗАДАНИЕ
- - А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
- Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
ЗАПОЛНИ
Толерантная личность
Интолерантная личность
Терпение
Чувство юмора
Уважение мнения других
и т.д.
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности»
В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани,
ни ссор.