СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Что такое толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Что такое толерантность"

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Что такое толерантность"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чучковская средняя школа»

муниципального образования – Чучковский муниципальный район

Рязанской области





Сценарий классного часа

во 2а классе,

разработанный и проведённый

учителем начальных классов

Новиковой Ольгой Николаевной.



Чучково, 2017г

Цель:

формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.



Задачи:

- Познакомить учащихся с понятием «толерантность» .

- Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми.

- Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

- Воспитывать умение слушать другого человека.



Оборудование:

магнитная доска, интерактивная доска, презентация, цветные кружки, конверты со словами, клубок, карточки со словами ( комплимент, толерантность), солнышки и лучики разных цветов, памятка «Правила толерантного общения».



























Краткий план занятия


1.Организационный момент - 4 мин.

2. Введение в тему – 6 мин.

3. Основная часть – 17 мин.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5.Закрепление – 4 мин.

6.Вывод – 3 мин.

7. Рефлексия – 4 мин.





























Ход занятия.

1. Организационный момент.

(1 слайд)

Учитель:

– Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


- Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно.


(Ответы детей.)

Учитель:

-Все люди различаются по внешнему виду. Есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, разной национальности, веры. Нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы и будем сегодня говорить с вами на нашем классном часе.


2. Введение в тему.


Учитель:


(2 слайд)

- Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.


3. Основная часть.


а) Игра «Паутинка».

Цели:

-показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

-дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.


Ход игры.

Учитель:

У меня в руках клубочек плохих поступков, и сейчас мы будем называть их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)


Обсуждение.

Учитель:

-Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

-Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент, назвать хороший поступок, который он совершал)

Выясняют значение слова комплимент (ответы детей).

Комплимент – приятное, любезное слово, сказанное в чей-либо адрес.

( Учитель помещает карточку с этим словом на магнитную доску.)


б) Игра «Комплименты».

(Слайд 3)

Цель:

-создание доброжелательной атмосферы;

-повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

Учитель:

– Сейчас мы будем называть хорошие поступки или делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята делают комплименты, пожимают руку друг другу, гостям).

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать хорошие поступки или плохие поступки?

(Ответы детей.)


- Послушайте стихотворение, которое прочитает наизусть Лобанова Александра.

«Злое чувство».

Мне сказали слово злое,

Грустно стало на душе,

Захотелось мне, не скрою,

Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,

Злое слово подбирать.

Но подумала: любовью

Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,

Не взлетала высоко,

Я взяла и улыбнулась.

Стало вдруг легко-легко…


Учитель:

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!


в) Работа в группах.

-Мы разделимся на группы. У вас на столах солнышко разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садиться за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.

( Жёлтый, красный, оранжевый).

-Вы разбились на 3 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

- Ребята, я дам вам конверты с названиями качеств человека. Попробуйте выбрать те из них, которыми должен обладать человек. Названия качеств, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, положите обратно в конверт.

Конверт №1: умный, глупый, злой, чуткий, внимательный, решительный.


Конверт №2: смелый, честный, лживый, надёжный, жадный.


Конверт №3: грубый, добрый, ябеда, терпеливый, насмешник, справедливый.

(Каждая группа зачитывает выбранные слова.)


- Все эти качества можно заменить одним словом толерантность.

( Учитель помещает на магнитную доску карточку с этим словом.)


- Тема нашего классного часа «Что такое толерантность».


( Тема записана на доске, учитель открывает название темы.)


Человека, обладающего этими качествами, называют «толерантный человек».

(Слайд 4)

Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность?

(Ответы детей.)

(Слайд 5)

( Читают все вместе.)

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

(Слайд 6)

( Учащиеся читают по одному слова: мир, любовь, уважение и т.д.)

(Слайд 7)

-16 ноября Международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он? Филянов Максим прочтёт стихотворение Акрамовой Галии «Люди на свет рождаются разными»

Учитель:

- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название? Об этом нам расскажет ученица нашего класса Макарова Екатерина.

(Слайд 8)

-На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.


Учитель:


-Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности?


4. Физкультминутка.

(Слайд 9)


5. Закрепление.


_ Ученики прочтут стихотворение Торопова И. В. « Доброта и толерантность спасут мир».


Идиятов Эльдар:

1.Доброта и толерантность спасут мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может, он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?


Евтюнина Наталия:

2.Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.


Смирнова Евгения:
3.Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!


Евтюнина Ксения:

4. Доброта – это мир, это истина, правда..
Добрый должен быть каждый из нас,,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.


Ефремов Дмитрий:
5.Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!



Ерохин Павел:
6.Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас!



Рябова Надежда:

7.Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.


Самохин Михаил:
8.Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!



Игра.

Учитель:

-А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1. Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.



Учитель:


- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимыми, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.


Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Послушайте китайскую притчу «Ладная семья»

( Читает учитель.)

(Слайд 10)


Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.




Три слова были начертаны на бумаге:

(Слайд 11)

любовь;


прощение;


терпение.


И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.



Учитель:

-Вот и подошло наше занятие к завершению, мне бы хотелось узнать ваше мнение, что нового, интересного вы сегодня получили во время нашей встречи? Чтобы наше занятие вам запомнилось, я подготовила для вас памятку «Правила толерантного общения», которая поможет вам проверить себя, проявляете ли вы толерантность в общении.


6.Вывод.


-Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Пусть всегда в ваших сердцах живут любовь, терпение, прощение.


7.Рефлексия.

Учитель:

-Напишите на лучиках слова, которые помогут сделать наше общение толерантным.

(Ученики помещают лучики с написанными словами на магнитную доску).

- Какое красивое солнышко появилось у каждой группы, которое своими тёплыми и ласковыми лучами согревает всех живущих на Земле людей, независимо от их происхождения, веры, физических данных.