Классный час:
Мир профессий: «Дороги, которые мы выбираем»
Классный руководитель
Дышекова Аксана Сафраиловна
Мир профессий: « Дороги, которые мы выбираем»
Цель: Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим.
«Жизнь для меня не таящая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу
заставить его пылать как можно ярче,
прежде чем передать грядущим поколениям» Б. Шоу.
- Вдумайтесь, ребята, в то, сколько труда нужно вложить, чтобы пройдя дорогу жизни передать этот факел идущему.
- Какая она дорога, по которой ты идёшь?
- Какой ты, идущий по этой дороге?
- Готовы мы подхватить этот факел?
- Помните вот эту старую добрую детскую песенку? Вслушайтесь внимательно в её слова.
Слайд 3 ( на экране показывается и звучит мультипликационная песня
«Точка, точка, запятая…) Слова на столах у каждой группы.
Классный руководитель:
- Вроде бы простая песенка.
О чём она? Не кажется ли вам, что в ней таится очень глубокий смысл (подтекст)?
- Глубокий смысл заключается именно в том, что из человечка должен получиться Человек.
- Как же выглядит дорога, по которой ты идёшь и что готов передать ты идущему по этой дороге?
Слайд 4 (На экране – дорога. В начале неё человечек, а в конце взрослый человек с факелом).
Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком с большой буквы.
Классный руководитель:
Изобразим нашу жизнь в виде дороги. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, взрослеем. Я предлагаю сегодня вместе с вами пройти этой дорогой, и пускай у каждого будет своё мнение, потому что одинаковых дорог не бывает, как и одинаковых людей. Но, в одном мы сойдёмся непременно. В том, что зажжённый нами факел будет полыхать языками пламени, символизирующими понятия, без которых Человек с большой буквы просто напросто не состоится.
- А с чего начинается дорога жизни?
- Где начало нашего жизненного пути?
- Конечно же в стране детства.
- А детство это…
Слайд 5
Самым главным человеком для меня в детстве была…
Самое первое воспоминание…
Что мне нравилось в людях…?
Классный руководитель:
- Начнём строить нашу дорогу. Что мы положим на начало жизненного пути?
Слайд 6 (Дорога. Ребята выбирают кирпичики, в которых написаны различные понятия: добро, честь, справедливость, радость и другие.

Работа в группах.
На столах у каждой группы стоят 4 сосуда: 1- с крупными камнями, 2- с галькой, 3- с песком, 4- пустой
- Ребята, у вас на столах стоят разные сосуды: 3 наполненных и пустой. Сделайте с содержимым этих сосудов всё, что хотите. Теперь тот, который был пустой, дайте мне.
Притча
Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой.
Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.
- А теперь посмотрите на свои сосуды и попробуйте проанализировать их.
- А сейчас давайте попытаемся наполнить свой сосуд по образцу мудреца вместе.

У нас получился сосуд, который символизирует нашу жизнь.
- Совсем скоро у вас начнётся совсем другая жизнь. Давайте заглянем в будущее.
Беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого
выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На
доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, которое занимает человек в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…) Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не
могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени
одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии»
Вторая группа- «Самые забытые профессии»
Третья группа- «Профессии, которые всегда нужны»
Четвертая- «Самые отважные профессии»
Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург
Самые забытые: конюх, ключник, шорник, трубочист
Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения её поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжи.
Ключник — в Древней Руси и Московском государстве: Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения. Служащий приказа или дворцового ведомства.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер…
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный…
Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни,
зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему?
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
Закончить предложения:
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Вы написали всё правильно.
А. Хочу – своё желание.
Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо – потребности рынка труда.
ХОЧУ- это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
-МОГУ- это все, что мне по силам, по способностям
-НАДО- это все, что нужно для общества, страны.
Три слагаемых правильного выбора профессии.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Демонстрация осознанного выбора профессии « Это мой выбор!»
Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Ученица 1: Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3: Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь- стану репортером.
Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Тестирование.
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения- 30 сек. (Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников . Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Задания для групповой работы.
- 1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение.
- 2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение.
- 3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение.
-Время истекло.
-Слушаем ваши предположения.
-Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?
(Представители групп выступают.)
Задания для групповой работы:
- незавершенные предложения:
1. Идеальный работник должен...
2. Идеальный руководитель должен...
3. Идеальная работа должна...
Незавершенные предложения
- Какие качества больше всего ценят руководители?
-Каких руководителей больше всего ценят работники?
-Какую работу можно считать идеальной?
-Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.
И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
«Думай, смекай, вспоминай»
-Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Петр 1 - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер)
- Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)
- Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма "Кот Матроскин"?
Назовите 3 профессии, (животновод, коммерсант, дояр)

Заключительное слово.
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
