2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о чем в нем говорится: «Требуется друг» А. Барто Все живут – не тужат, А со мной не дружат. Бант у Кати расписной Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной… Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти – Ты во всём должна идти другу на уступки. Предлагаю Ильиной: -Ты дружи со мной одной, - Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, стану знаменита! Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день! Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы, говорят: - Молчала бы! Не вставать же на колени, уговаривать подруг. Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. -Итак, о чём же говорилось в стихотворении? -Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? -Что вы ей посоветуете? -Как вы думаете, чему же будет посвящена наша сегодняшняя встреча? -Мы сегодня с вами поговорим о дружбе. Как вы думаете, что такое настоящая дружба? -Кого человек вправе назвать другом? -Посмотрите, каждый из вас понимает слово друг и дружба по-разному. Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. -А может ли человек существовать без друзей? Почему может? Почему не может? -Без друзей человек не может быть счастлив. -А каким вы представляете себе настоящего друга? Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы. -Мы совершим волшебное путешествие по городу «Дружных ребят». Это необычный город: его улицы, переулки, аллей и площади открыты только для тех, кто умеет дружить, правильно себя ведёт, не обижает маленьких, всегда придёт на помощь. | Слушают стихотворение Высказывают своё мнение -Потому что она хотела дружить только с теми, кто мог дать ей что-то взамен -Искать друзей с которыми интересно общаться, не требовать ничего взамен -Теме «дружба» Высказывают своё мнение Внимательно слушают учителя Высказывают своё мнение Высказывают своё мнение Внимательно слушают учителя | Обращение к сознанию , побуждение, Беседа Понимание Рассказ |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | -Мы начинаем наше путешествие с улицы Дружбы. Жители этой улицы очень любят петь песни, давайте послушаем их песенку: Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). … С голубого ручейка Начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки. -О чем поётся в этой песенке? -А как вы думаете, может ли дружба начаться с улыбки? -Улыбка-это солнечный лучик в любую непогоду, который может пробудить самые тёплые чувства в каждом человеке. Откроем первый закон дружбы: ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ -А мы движемся дальше. Послушайте стихотворение и скажите, от чего стало больно этому мальчику. Помню: С дерева в бору Я упал однажды летом Было больно, но к утру Я забыл уже об этом. Помню: Руку в мастерской Я пилой поранил в школе, Час прошёл или другой, Я пилил, забыв о боли. Помню: С братом как – то раз Лбами мы в игре столкнулись. Искры брызнули из глаз… Боль прошла – мы улыбнулись. Но обидным словом друг Рану мне нанёс когда-то Стало очень больно вдруг… Больно и сейчас, ребята. -Какая боль оказалась настоящей болью? Открываем закон дружбы: НЕ ОБЗЫВАЙ И НЕ ОБИЖАЙ СВОЕГО ДРУГА -А сейчас останавливаемся на весёлой полянке. На этой полянке мы проверим, как вы уже знаете друг друга. Игра «Чей голос?» -Ребята, легко ли вам было играть в эту игру? Сразу ли вы узнали все голоса своих одноклассников? -А мы продолжаем наше путешествие. Смотрите, кто это у нас? -Ребята, мне кажется, что эти мальчики нам хотели что-то рассказать. Послушаем их. С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой, Не похожи мы, а всё же, нас не разольёшь водой! Дело в том, что он и я – закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём: даже вместе отстаём! Дружба дружбою, однако, и у нас случилась драка… Дрались честно, как положено друзьям: -Я как стукну! -Я как тресну! -Он как даст! -А я как дам! Скоро в ход пошли портфели, книжки в воздух полетели. Словом скромничать не буду, драка вышла хоть куда! Только смотрим, что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Борькина сестра облила нас из ведра! А она ещё смеётся: -Вы действительно друзья, вас водой разлить нельзя! -Ребята, что бы мы посоветовали этим друзьям? Открываем закон дружбы: УМЕЙ ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ И ПОМИРИТЬСЯ С ДРУГОМ -А сейчас давайте заглянем в Сквер добрых дел. Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра. Карандаш мне дал однажды, Я в тот день забыл пенал В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок. Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка. Откусить мне дал когда то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, больше к другу не влечёт. -Можно ли этих ребят назвать друзьями? -Почему? Что не так сделал один из друзей? -Предложите, как нужно поступать в этой ситуации друзьям. -А что случилось у этой девочки? Послушаем её, ребята. Дружба навсегда. Я с Оксаной подружилась! Я с ней сушкой поделилась. Мы с Оксаной после чтенья Съели всё моё печенье. Я конфету ей отдам Всю! Не надо пополам! Но вот Оксана убежала, Когда закончилась еда. А ведь учительница сказала, Что дружба – это навсегда… -Как вы думаете, почему дружба девочек закончилась? -Правильно ли поступила Оксана? Почему? -А почему с такими детьми не хотят дружить? Послушайте вот такую историю. Жалоба Тронь её нечаянно – сразу: «Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул!» «Ой, я укололась», - слышен Сонин голос. «Мне попало что-то в глаз, я пожалуюсь сейчас!» -О чем это стихотворение? Как вы думаете, поступают ли так настоящие друзья? Следующий закон дружбы: ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО ПЛОХОЕ Впереди у нас Парк пословиц. Издавна люди свой жизненный опыт передавали из поколения в поколение. Своё отношение к добру и злу народ отразил в поговорках и пословицах. А какие пословицы о дружбе вы приготовили. -А теперь ребята, я предлагаю вам отправить на полянку «Сказка-присказка» и вспомнить наших старых добрых друзей, которые тут живут, я уверена, вы все их знаете! Викторина «Кто с кем дружит?» 1. Зелёный крокодил Гена и … 2. Доверчивый Буратино и … 3. Смешной мишка Винни-Пух и … 4. Мальчик по имени Малыш и … -Как вы думаете, можно назвать этих героев друзьями? Почему? -Какими качествами они обладают? -А сейчас мы с вами попали на станцию «Играйкино» и жители предлагают вам вам поиграть. Игра «Хлопай-топай». Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям. Когда я назову качества которые свойственны дружеским отношениям вы хлопаете, а когда наоборот топаете: Добрый Отзывчивый Черствый Искренний Враждебный Рассудительный Лживый Ласковый Любознательный Общительный. -Да, ребята, вы очень внимательны! -О чем мы должны помнить для того, чтобы было много друзей? -Надо уметь прощать, уступать, помогать, не обижат, заботиться, не причинять боли, не дразнить, с другом можно поделиться, друг поймет и поможет. | Слушают установку учителя, Слушают песню -О дружбе Высказывают своё мнение Слушают учителя Слушают выразительное чтение учителя - Душевная боль. потому что друг его обидел словом. Выполняют установку учителя. Играют в игру, с закрытыми глазами 1 человек угадывает по голосу кто стоит перед ним Отвечают на вопросы. -Мальчики Слушают рассказ мальчиков (читают двое одноклассников) -Ценить дружбу и уметь мириться. Слушают учителя -Нет -Потому что один из друзей «представил счёт» за всё что сделал он для своего друга Высказывают свои предположения Слушают учителя -Потому что одна из девочек дружила со второй только из-за угощенья Высказывают своё мнение Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение Слушают учителя Пословицы о дружбе Старый друг лучше новых двух. Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в беде. Друга за деньги не купишь. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Нет друга – ищи, а нашёл - береги. Отвечают на вопросы викторины -Чебурашка -Мальвина -Пятачок -Карлсон Высказывают своё мнение Хлопают: -Добрый -Отзывчивый -Искренний -Рассудительный -Ласковый -Любознательный -Общительный Топают: Чёрствый Враждебный Лживый - Быть добрыми, отзывчивым, искренний, ласковым, всегда быть готовым прийти на помощь, надо уметь прощать, уступать, помогать, не обижать, заботиться, не причинять боли, не дразнить, с другом можно поделиться, друг поймет и поможет | Рассказ Воспитывающая ситуация Беседа Сочувствие Разъяснение Обращение к чувству Воспитывающая ситуация. Сочувствие Разъяснение Коллективная игра Беседа Воспитывающая ситуация Беседа Разъяснение Воспитывающая ситуация Беседа, осуждение, понимание Воспитывающая ситуация Беседа Воспитывающая ситуация Беседа Рассказ Беседа Игра Игра |