Классный час
Тема: «ЛЕГКО ЛЮБИТЬ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. СОСЕДА ЛЮБИТЬ СУМЕЙ»
Цель: создать условия для формирования толерантного и уважительного отношения к одноклассникам и другим людям.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию таких понятий, как уважение, любовь, терпение, понимание.
Развивающая: развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Ход занятия.
"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Бернард Шоу)
1. Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира.
2. Актуализация, целеполагание.
- Как вы думаете, а можем ли мы взять в основу эти три слова, чтобы наш класс стал большой дружной семьей?
- Давайте попробуем сегодня это доказать, но для начала давайте познакомимся.
3. Дискуссия.
В нашем классе самым самостоятельным является…
Часто меня приятно удивлял…
Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…
Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…
Самая одаренная личность в нашем классе – это…
Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
Чаще всего мне будет сниться…
Находчивость присуще…
Украшением классной дискотеки является…
Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
Щедрость не знает границ у…
Скромность всегда украшает…
Веселее в классе, когда приходит
Вывод: мы все разные. Это хорошо или плохо? Для этого давайте пофантазируем.
- Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
4. «Наши достижения»
- А сейчас давайте вспомним, какие достижения у каждого из вас были в этом учебном году.
В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!»
Вывод: каждый человек достоин уважения!
- Подумайте, какую бы помощь каждый из вас мог предложить своему классу для организации какого-то мероприятия.
5. Упражнение «Ромашка»
Ученики берут лепестки ромашки, на которых записывают то, что они могут сделать для класса. Некоторые надписи зачитываются.
Вывод: мы все взаимодополняем друг друга, поэтому мы должны друг друга любить и уважать. Многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплочённее.
6. Упражнение «Рисование в общем круге» (работа в группе)
Разделите круг на секторы; найдите себе удобное место возле круга; рисуйте все, что вам захочется; по сигналу перейти в соседний сектор по часовой стрелке.
- Трудно было выполнять это задание? Почему?
- Когда ты рисовал, ты старался подстраиваться под свой рисунок или рисовал что-то свое?
- А почему в вашей группе не разгорелся конфликт?
Вывод: в совместной работе важно понимание и терпение, т. е. принимать человека таким, какой он есть.
Слайд
- Озаглавьте слайд.
- Кто из вас когда-нибудь был обижен?
- Какие чувства вы испытывали?
- Есть такое выражение в русском языке: жизнь в полосочку. Как вы его понимаете?
- Перечисленные вами чувства мы к какой полосе отнесем?
- А чтобы эта полоса смогла превратиться в белую, что мы должны сделать?
- Простить обидчика.
- Как вы думаете, это легко сделать?
- С издавна на Руси существует праздник Прощеное воскресенье….
7. Притча.
Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
- В чем смысл этой притчи?
- А с чего мы можем начать? Попробуйте схематично изобразить.
8. Рефлексия
Рисунок (модель)
6. Проведение инсценировок. Работа в группе.
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.
Группа 2 – в раздевалке спортзала:
Подруга одолжила у вас форму и не вернула.
Группа 4 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
Группа 4 – на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
Группа 5 – в школьном дворе:
Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.
Группа 6 – в столовой:
Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.
А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.
Кто бы хотел зачитать свои примеры?
Что должно включать в себя письменное соглашение?
7. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».
– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.
– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.
– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
8. Работа в парах.
– Придумайте и разыграйте небольшие сценки-диалоги о том, как одноклассники помирились.
Семь основных принципов толерантности:
Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
Уважение различий.
Понимание индивидуальной неповторимости.
Взаимодополняемость как основная черта различий.
Взаимозависимость как основа совместных действий
Культура мира.
Сохранение памяти.
Игра «Качества характера»
- Какими же чертами характера должен обладать человек, чтобы с гордостью носить это имя?
- Я буду называть качества - вы выбираете те, которыми должен по вашему мнению обладать каждый человек? (сигнал – хлопок в ладоши)
(Добрый, робкий, сердечный, веселый, терпеливый, скупой, дружелюбный, честный, жадный, понимающий, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник, капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).
Вопросы для беседы:
Как вы поняли притчу?
Какой вывод вы сделали для себя?
Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
Хотели бы вы изменить себя?