СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: "Вирус сквернословия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен классный час по теме: "Вирус сквернословия"

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: "Вирус сквернословия"»


Классный час на тему «Вирус сквернословия»

СЛАЙД №1 (высвечивается слово «вирус») изображение вирусов, бактерий

Учитель:

Ребята, скажите, а что такое вирус?

СЛАЙД №1 (высвечивается определение слова «вирус»)

«Вирус – мельчайшая неклеточная частица, размножающаяся в живых клетках, возбудитель инфекционных заболеваний» (словарь Ожегова)

А как он передается? Как можно уберечься от вируса? (маска, хорошо мыть руки, не общаться с больным человеком ит.д.)

Учитель: Но оказывается, ребята, не все так просто. Это вы говорите о болезнях, от которых страдает наше тело. А я хочу поговорить с вами об очень страшной болезни, о вирусе сквернословия.

СЛАЙД №2 (высвечивается слово «сквернословие»)

Ребята, как вы понимаете слово «сквернословие»? (Скверно говорить, думать, чувствовать по отношению к другому) (высвечивается определение «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами)

Скверное слово (скверный –гадкий, недостойный)

Учитель:

Скверные слова, к сожалению, присутствуют в речи большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено и даже запрещено! Под страхом смертной казни

Почему?

В России самыми оскорбительными были бранные слова. Это очень древние, исконно русские слова, которые связаны с языческими обрядами, с заклинаниями против нечистой силы. С тех давних времен сохранились два фразеологизма: «поле брани» и «ругаться (кричать) благим матом». Происхождение этих фразеологизмом связано с использованием бранных слов.

Наши предки знали, что использовать бранные слова в доме, в лесу, возле воды нельзя – могут разгневаться духи: домовой, леший, водяной. Поэтому ругаться можно было только в поле. Отсюда и выражение: «поле брани» – это поле ругани, сквернословия.

Вековой опыт народов позволял делать выводы о том, что употребление скверных слов ведет к болезням, вырождению.

О вредном воздействии бранных слов говорят и народные приметы:

  • нельзя ругать детей бранными словами – будут болеть, вырастут непослушными,

  • пироги печь с руганью нельзя – тесто не поднимется,

  • если ругаться во время сева, урожая не будет.

Ребята, а как вы думаете. Почему люди употребляют нецензурную брань?

Анализ анкет.

Я в своем классе провела анкету «Сквернословие в моей жизни».

На вопрос «Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?» ребята ответили:

  • Для связки слов

  • Чтобы выглядеть «крутым»

  • Потому что невоспитанные

  • Вошло в привычку

  • Нравится, чтобы «приукрасить» свою речь

  • Ограниченный словарный запас

  • Это их личное дело

  • Бранные слова приходятся к месту

  • Употребляют, когда злятся

  • Не могут управлять своими эмоциями

Учитель: Из всего этого можно сделать вывод, что бранные слова употребляются

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие говорит о том, что у человека очень маленький лексический запас, неумение выбирать нужные слова в момент радости или гнева.

Игра «Эстафета добрых слов»

Учитель:

Психологи, которые словом лечат душевные раны, утверждают, что добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

Самой большой целебной силой обладают слова: добро, вера надежда, любовь, счастье, красота.

Давайте проверим это утверждение.

Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Я начну, и каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв, при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека –

это тоже очень хорошее и доброе слово. (Например: «Саша, улыбка…»)

(Учащиеся выполняют задание)

Учитель:

Вот видите, кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней — царственное слово. (А.Ахматова)


Учитель:


Есть такая точка зрения, что использование в речи нецензурной брани ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия сквернословия – это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что вы – не ученики, а я –не учитель. Мы с вами – врачи. И к нам обратился Президент России и поручил нам составить рецепт с лекарствами, которые помогут молодежи избавиться от сквернословия? Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

(Учащиеся высказываются)

Классный руководитель. У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:

• перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
• избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
• читать русскую классическую литературу

• запоминать стихотворения, афоризмы

Заключительное слово

Учитель:

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия.

Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит:

«Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове».

Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна. Если вы хотите жить в такой стране, вы не позволите себе заболеть вирусом сквернословия.



VII. Подведение итогов.

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

• перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
• избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
• читать русскую классическую литературу

• запоминать стихотворения, афоризмы





3