Поговорим о космосе
Классный час
Подготовила и провела
Учитель 2 класса
Шаповалова И.П.
Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.
Задачи:
Обучающая: познакомить с историей развития космонавтики,
Развивающая: развитие любознательности, мышления, речи, памяти, внимания.
Воспитательная: воспитание патриотизма, гордость за свою страну.
Ход занятия
1.Орг. момент.
Учитель.Здравствуйте ребята и наши гости. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о космосе, и людях, которые с ним связаны. А кто скажет, какому событию посвящён наш праздник? Слайд № 1
2.Сообщение темы и цели.
Учитель.Ребята нашего класса расскажут вам о Вселенной, галактике, кометах. Кто побывал первыми в космосе. Кто такой Гагарин, Королёв.
3. Работа по теме
Учитель.Ребята, вы должны внимательно слушать и запомнить то, что будут говорить ваши товарищи. Итак, мы начинаем
Сценка «Космический привет» Слайд № 2
Участвуют 3 человека.
Милана: Где - же он?
Егор: Космический привет!
Никита: Ой, мамочки, что ты с собой сделал?
Егор: Я лечу в космос.
Милана: Зачем?
Егор:В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
Никита:Что с тобой?
Егор: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
Милана:Ты разобьешь себе голову.
Егор: (Колотит, не обращая внимания)
Никита: Может быть, он сошел с ума?
Милана: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
Егор: Дошло?
Никита:Сейчас – же спускайся вниз!
Егор: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
Милана: Включить тормозные двигатели!
Егор: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
Милана:Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
Егор: Есть, приготовиться к посадке.
Милана: Открыть парашюты!
Егор: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно приземлился в заданном районе села Андреевки в школе! Космический привет, дорогие земляне!
Все: Привет!
Егор: К участию в празднике готовы?
Все: Готовы! В путь!
Никита Вселенная. Слайд № 3
Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.
Галактики. Слайд № 4
Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
Звёзды. Слайд № 5
Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.
Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.
Кометы. Слайд № 6
Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
Они обращаются вокруг Солнца .
Любой комете со временем суждено исчезнуть.
Максим Солнце. Слайд № 7
Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
Солнце вращается вокруг своей оси
Планеты. Слайд № 8
Вокруг Солнца движутся 9 планет , метеориты и кометы, а также огромное количество пыли и газа.
Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет …Никита
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Максим Луна. Слайд № 9
Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
На поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
Эту планету, я надеюсь , вы все знаете. Слайд №10
Стихотворение «Планета-сад» Я. Акима прочитает Милана
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Учитель:
4 октября 1957 года произошёл запуск первого искусственного спутника Земли в Советском союзе. Началось практическое освоение космоса. Слайд №11
Ребята, вы хотите услышать позывные первого спутника? Слушайте! (Запись)
Здесь мы должны произнести имя Сергея Павловича Королёва. Слайд №12
.О нём расскажет Егор
Российский учёный и конструктор, академик.
Под его руководством созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
Интерес к космосу.
Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые сутки.
Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.
Собаки в космосе. Слайд №13
Королёв решил отправить в космос собаку. Спутник был запущен 3 ноября 1957 года. Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой. Собаку звали Лайка.Слайд №14. Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Лайка из космоса не вернулась.
Учитель: Ребята, обратите внимание, что у собак тоже были скафандры как у настоящих космонавтов. Слайд №15
Егор 20 августа 1960 года было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Слайд №16 Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Собаки прошли все виды испытаний.Слайд №17.
Учитель:Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.
9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко.Слайд №18.
25 марта 1961 года стартовала Звездочка. Слайд №19. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Слайд № 20.До полета человека в космос оставалось 18 дней.
Учитель: И это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Гагарин.
О нём расскажет Ваня Слайд №21
Юрий Алексеевич Гагарин родился в селе Клушино Смоленской области 9 марта 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в городе Оренбург.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
Речь Гагарина перед стартом
Учитель:
Он облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.
Слайд № 23.
Учитель: Сохранилась запись голоса Гагарина из космоса. Слушайте! запись
Слайд №24
Стихотворение Елены Пономаренко «Юрий Гагарин» расскажет Егор Слайд №25 Спросил я у папы однажды: "А кто такой Юрий Гагарин? Наверное, он очень важный, А я про него мало знаю..." И папа тогда мне ответил: "Я рад, что об этом меня ты спросил, Он летчик отважный и смелый, Прославил страну на весь мир. Гагарин был первым на свете, Кто в космос однажды полет совершил. Мальчишкам на нашей планете Мечту космонавтами стать подарил". Теперь я горжусь тем, что знаю, Кем же был Юрий Гагарин. Спросите меня, отвечу вам гордо: Он - космонавт, первым вышедший к звездам! |
Учитель: Еще одно стихотворение «Сказал `поехали` Гагарин» расскажут ребята Слайд №25
Сказал `поехали` Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Учитель:
Кто же побывал в космосе после Гагарина? На этот вопрос ответит нам Ваня
Покорение космоса.
После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос. Слайд №26-27
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну. Слайд №28
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений. Слайд №29
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова. Герой Советского Союза. Летчик-космонавт,полковник, кандидат технических наук. Слайд №30
Учитель: Ребята, в космосе побывали не только собаки, мышки, но и обезьяны.
Обезьяны в космосе. Слайд №31
В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось. Слайд №32
Орбитальная станция «Мир». О ней расскажет Милана. Слайд №33
Орбитальная – это значит летающая вокруг Земли.
Станция использовалась в течение 15 лет с 1986 по 2001г. За время существования станции на ней было проведено более 23 тысяч экспериментов. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Были произведены первые эксперименты над растениями. В 2001 году станция была затоплена в Тихом океане.
А первая орбитальная станция называлась «Салют»
В 1971 году орбитальная станция «Салют» была отправлена в космос. Пробыла она там 175 дней и 11 октября 1971 года завершила свою работу.
Жизнь и работа на космической станции. Слайд №34
На орбитальной станции всё устроено так, чтобы космонавты не ощущали гравитации.
В лабораториях сделаны специальные скобы для ног, чтобы космонавты смогли устоять длительное время при выполнении экспериментов.
Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку. Слайд №35
Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати. Слайд № 36
Учитель. А теперь послушайте космические частушки.
КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ Слайд №37
Слова Степана Булдакова
Я, как все наши мальчишки, Космонавтом быть хочу, Вырасту и непременно К дальним звездам полечу. Самым первым космонавтом Стал Гагарин Юра. Чтобы стать таким же сильным, Нужна физкультура. Все ребята с детства знают: Юра - парень не простой. Он сказал: «Поехали!» И махнул рукой. И взметнулась прямо ввысь Огромная ракета, Оставляя за собой След, словно комета. Вчера Танька испытала В невесомости полет, Когда мальчики столкнули Ее с горочки в сугроб. Я ракету снаряжаю Собираюсь на Луну. Может, в космосе далеком Новых я друзей найду. |
Учитель: Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Это особая профессия. Кто хочет стать космонавтом, поднимите руки! Слайд №38
Елена Пономаренко
Сценка
« Хочу быть космонавтом»
За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.
ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Максим не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.
На середину зала выходит мальчик Максим.
МАКСИМ: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!
ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.
Максим подходит к папе.
МАКСИМ: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?
ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.
МАКСИМ: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.
ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.
ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.
Папа и МАКСИМ изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Максим садится устало на стул.
ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?
МАКСИМ: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.
ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.
Учитель: Для того, чтобы работать в космосе, учёные придумали специальную одежду-скафандр. Об этом расскажет Милана.
Скафандр. Слайд №39
В космосе нет воздуха, необходимого для дыхания.
Там очень холодно в тени, и очень высокая температура на освещенной солнцем стороне. Слайд №40
Скафандр должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы.
Скафандр оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение. Слайд №41
В комплект снаряжения входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки.
Российские скафандры самые надёжные в мире.
Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг.
Учитель: Ребята, а давайте сейчас представим себя в скафандрах, на космической станции. Вокруг приборы очень сложные, невесомость, иллюминаторы… Так и приходит на ум песня «Земля в иллюминаторе» Давайте дружно её споём! Слайд №42
Земляне - Земля в иллюминаторе
Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна...
Как сын грyстит о матери, как сын грyстит о матери,
Грyстим мы о земле - она одна.
А звезды тем не менее, а звезды тем не менее чyть ближе,
Но все также холодны.
И, как в часы затмения, и, как в часы затмения ждем света
И земные видим сны.
И снится нам не рокот космодрома,
эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава y дома,
Зеленая, зеленая трава.
Учитель: Молодцы! Мы уже узнали очень многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. В ближайшем будущем мы узнаем больше о необъятных возможностях нашей Вселенной. А сейчас проверим свои знания…
5. Самоконтроль, самоанализ.
Проведём маленькую викторину "Да или нет".
На вопросы викторины вы должны дать короткий ответ – да или нет. Ну что, начнём?
Викторина
1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.)
2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (ДА.)
3. Солнце – это звезда. (Да.)
4. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.)
5. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.)
6. В космос летали собаки. (Да.)
7. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.)
8. В космосе уже побывали женщины. (Да.)
6.Рефлексия:
Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос. Слайд №43
1.Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
2.Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.
3.И как не верить в чудеса!
Теперь мы знаем это твёрдо.
Нам покорились небеса!
А выше неба только звёзды!
4.Мы держим курс на космос, на мечту.
Пусть небо станет и добрей, и чище,
Пусть новые герои набирают высоту.
Пусть космос будет нам всё ближе.
5.Если космос скажет «Надо!»,
Мы должны ответить «Есть!»
В космонавтике, ребята,
Без героев нет чудес!
Учитель: На этом наш праздник закончен, всем спасибо за внимание! Слайд № 44