СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Семья и семейные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

*****

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Семья и семейные ценности"»







Методическая разработка

тематического классного часа

«Семья и семейные ценности»













2012г.







Формы учебной работы: тематический классный час для учащихся 2класса

Тема классного часа: «Семья и семейные ценности».

Цель: осознание ценности семейных отношений.

Задачи:

  • Раскрытие сущности понятия «семья»;

  • Раскрытие понятий «семейные реликвии», «семейные ценности», «семейные традиции»;

  • Формирование способности быть хорошим сыном, дочерью;

  • Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.

Оборудование:таблички с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи, магнитофон с записью песни «Родительский дом», генеалогическое дерево. Запись «Родительский дом»,

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.


2. Определение темы занятия. Целеполагание.


-А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).


- Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о свом отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.



В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ - родительский дом.

- С  чего начинается  любая  семья ?



-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

-Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой. Звучит песня «Родительский дом»

3. Введение в занятие.

-Я хочу прочитать вам одну легенду.

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами:

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.



4. О традициях.

-А кто знает, что означает слово «традиция»?

  • Толковый словарь Даля
  •        Традиция - ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.

  • Толковый словарь Ожегова
  • Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту

  • Традиция - То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;

•  Собирать и хранить семейные фотографии


- А какие традиции есть в вашей семье? ( ответы детей)


У нас в классе есть одна замечательная традиция – в конце ноября поздравлять мам с праздником.

Нет ничего святее слова «мама». Мама – первый учитель и друг, самый близкий и верный.

Алексей Максимович Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей!.”


Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать: “Знаете, какие у меня хорошие дети!”


Из далекой-далекой древности, из V в. до н.э., греческий философ Фалес послал нам предостережение: "Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы

обходитесь со своими родителями".

Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады - Сократ. Он советует: "К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе".

Порой мы дерзим, грубим родителям, невнимательны к ним. Это их огорчает.
Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.


Есть ещё одна добрая традиция - гостеприимство, угощение.

Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, дичь. Из ягод - клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – квас. Идёт время - меняются вкусы. Традиционными становятся другие блюда.

- Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.



6. Введение в новый раздел занятия.

– Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

- В этом году у нас с вами будет замечательный проект «Моя семья», мы будем исследовать, кем были наши предки и оформлять семейный альбом, .


7. Реликвии.

Реликвия - Вещь, свято хранимая как память о прошлом

Словарь Ожегова

Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь

Словарь Ушакова

Фотография... Очень старая, ее края потерты, посредине - трещинка. Ей очень много лет …

Нет такой семьи, в которой не хранились бы снимки, ставшие семейной реликвией. Это снимки, которыми семья очень дорожит. Они передаются от отца к сыну, как самое большое наследство. В семье может быть много ценностей, до­машней утвари, но маленькая фотография ценнее самого дорого укра­шения или золотой монеты. Мне хотелось рассказать вам небольшую  притчу.

Жил в одной стране очень богатый человек. У него был единствен­ный сын. Наступили в стране тяжелые времена, началась война. По­шел сын воевать с врагами и не вернулся.

Отец его был безутешен. Остались в доме только маленькие фотог­рафии его мальчика, а ему так хотелось видеть своего сына взрослым.

Однажды в доме человека появился гость — друг его сына, одно­полчанин. Он привез человеку фотографию его сына, сделанную на фронте, в перерыве между боями. Человек был счастлив. Он повесил фото сына на самом видном месте. Разговаривал с ним, рассказывал своему мальчику, как прожил он каждый день своей жизни. Так было тридцать лет.

Однажды, когда садовник, который верой и правдой служил свое­му хозяину, пришел утром убирать сад и не увидел своего хозяина, си­дящего в кресле, он поднялся к нему в дом и обнаружил его, лежащего перед портретом сына. Человек был мертв.

Никого у него не было из родных, и наступил тот день, когда все его имущество и дом были выставлены на продажу. Многие люди хо­тели бы купить усадьбу человека, но всех приводило в недоумение требование, которое предъявил бывший хозяин усадьбы в своем заве­щании: все можно покупать, но только с портретом его сына. Никто не хотел платить лишние деньги за фото сына бывшего хозяина.

Тогда садовник решил купить только портрет сына хозяина, так как сам он был беден, а портрет стоил дорого. Ему предлагали купить и дом, и все, что в нем находилось, но садовник решил купить только фото сына хозяина. Он считал, что таким образом память об этом человеке будет жить, несмотря ни на что.

Когда он заплатил деньги за портрет, хозяин аукциона, передавая ему портрет, объявил, что аукцион закончен, так как хозяин усадьбы в своем завещании написал так: «Кто захочет купить портрет моего по­гибшего сына и сохранить память о нем, тот становится хозяином моей усадьбы совершенно бесплатно».

Так бедный человек из садовника превратился в хозяина усадьбы и хранителя памяти сына своего умершего хозяина.

Беседа с учащимися по притче.

—Почему садовник хотел купить фотографию сына своего хозяина?

—Почему хозяин так распорядился своим имуществом в завещании?

—Каким человеком был садовник?

—Может ли фотография быть ценнее денег и золота?

—Какое впечатление оставляет в вашей душе притча?

—Может ли такая история стать реальностью?

—Какими фотографиями более всего дорожат в вашей семье, и до­рожите вы?

Пока живут в нашем доме снимки, пока на нас смотрят с фотографий глаза ваших предков, они тоже живут. Живут в воспоминаниях наших родственников, роди­телей, наших воспоминаниях.

-А какие реликвии есть в ваших семьях?


8. Многодетные семьи.

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.


Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,


Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?


(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)




-У нас в классе 2 многодетные ? и 2 приемные семьи.

В этих семьях принято заботиться друг о друге, помогать родителям, нянчить младших, заботиться друг о друге.


9.Родственные отношения.

Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Вопросы к родителям:

•  Вопрос: К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это?

(Ответ: родители мужа)

•  Вопрос: К вам пришли тесть и тёща. Кто это?

(Ответ: родители жены)

•  Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?

(Ответ: брат жены и сестра жены)

•  Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?

(Ответ: деверь и золовка)

•  Вопрос: Кто такие свояки?

(Ответ: мужья сестёр)

•  Вопрос: Кто такие невестки?

(Ответ: жёны братьев)

•  Вопрос: Кого называют зятем?

(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

•  Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?

(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)

•  Вопрос: Кем приходится сын женщины родителям её деверя?

(Ответ: внуком).

Вопросы к детям:

Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?

(Ответ: родители мамы или папы).

Вопрос: Как называют сестру мамы или папы?

(Ответ: тётя).

Вопрос: А кто такой дядя?

(Ответ: брат мамы, папы или тёти).

Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?

Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе? (ребята отвечают)

10. Обобщение.

Условия семейного счастья

  1. Сходство привычек и интересов

  2. Умение уступать в споре, особенно если ты не прав

  3. Равное выполнение всех семейных обязанностей

  4. Совместная забота о детях и совместное воспитание их

  5. Взаимопомощь в любых обстоятельствах

  6. Жить по средствам, довольствуясь малым

  7. Не ставить перед супругом невыполнимых условий

  8. Принимать решения совместно





Вы сегодня нашли на занятии пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье.

(Дети встают в круг в круг и зачитывают пожелания)





Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!






7