Классный час "Стиль работы делового человека"
План проведения:
Введение. Кто такой деловой человек?
На что должен обращать внимание деловой человек?
Проведение эксперимента со временем.
Кто такие хронофаги?
Куда же девается наше время? На что я трачу свое время?
Что такое – НОТ? (Научная организация труда)
5. Практическая часть.
Ну а мы, деловые ли мы люди? Можно ли нас считать деловыми людьми?
6. Подвести итог.
Рефлексия. Сегодня я узнал …
услышал …
осознал …
понял …
Домашнее задание: Конкурс на самый оригинальный (интересный) вопрос по проблеме следующего занятия.
Ресурсы занятия:
Подготовить хронометраж рабочего дня;
Оформление доски: Хронофаги –…...
(Записи на доске появляются в процессе ведения занятия)
Модель занятия:
«Стиль работы делового человека»
Звучит спокойная музыка. Посадка по группам.
Слово ведущему:
Добрый день! Тема классного часа: Стиль работы делового человека.
Прежде всего, давайте определим: Кто такой деловой человек? (Деловой человек … Кто он …?)
Продолжите мое предложение: Деловой человек – это …
(идет обсуждение кто такой деловой человек)
Мы выяснили, что деловой человек – это тот, кто ценит свое время. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу могут быть следующие слова …
(зачитывается высказывание, написанное на доске).
Итак, я приглашаю вас к разговору.
- Я хочу начать наш разговор с письма древнеримского философа "Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа... Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, и жизнь промчится", - так писал древнеримский философ Сенека в самом начале нашей эры. В те самые, заметьте, годы, когда пределы скоростей связывали со всадником да летящей стрелой. И не было на горизонте даже отдаленных признаков грядущей научно-технической революции. Но проблема времени, как видим, уже была.
За неполные два тысячелетия, что прошли с тех пор, мы твердо убедились, что время - это деньги, но, в отличие от денежных знаков, его нельзя дать в долг или вернуть. Знаем и о его свойствах, порой весьма странных. Если любой школьник вам скажет, что 45 мин порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии".
А сейчас я хочу предложить вам провести маленький эксперимент, который поможет определить, насколько точны ваши внутренние часы.
Для этого по моей команде вам нужно спокойно закрыть глаза и, когда, по вашему мнению, пройдет минута, также спокойно их открыть и одновременно поднять руку, тем самым вы покажете, что ваш эксперимент закончен. Договоримся так, что друг другу вы не мешаете.
(Проводится эксперимент)
Спасибо. Запомните ваши результаты, так как они пригодятся в нашей дальнейшей работе.
Зададим сакраментальный вопрос: куда же девается наше быстротекущее время? Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь у многих состоит в том, что они делают не то, что надо.
Откровенным транжирам времени известный энтузиаст научной организации труда ученый А. К. Гастев предлагал сделать три шага к рациональному распорядку дня: режим дня - первый шаг, составление плана - второй, их выполнение - третий и решающий.
Как видим, откровений тут никаких. Но именно на этих трех положениях держатся все остальные советы насчет того, как именно действовать.
Не тратьте на деловую беседу больше времени, чем нужно для решения вопроса. Общаясь с приятелем по телефону, постарайтесь не увязать в разговорах. Чтобы не превратить беседу в болтовню, сразу же уясните, зачем звоните. То же самое, не откладывая, попробуйте выяснить и у позвонившего вам словоохотливого собеседника.
Кто такие хронофаги?
(На доске: хронофаги – пожиратели времени)
Греки называли людей, которые напрасно растрачивают время, хронофагами (пожирателями времени). Эти люди способны растащить ваш день по минутам, оставив лишь грусть по несделанному. Что ж, у вас есть несколько способов им противостоять. Для этого нужно либо тактично дать понять, что вы заняты; либо, если возможно, найти уединенное место. Своих хронофагов попытайтесь приучить к тому, что у вас имеются неприкосновенные часы работы.
Писатель Андре Моруа в "Письмах к незнакомке" посвятил хронофагам отдельное письмо: "Чаще всего это человек, который, не имея серьезных занятий и не зная, что делать с собственным временем, принимается пожирать ваше.
...Он добивается совершенно бесполезного свидания и, если кто-то имеет несчастье не отказать, злоупотребляет им до тех пор, пока раздражение хозяина не возьмет верх над вежливостью". Писатель полагал, что с хронофагами нужно быть суровым и безжалостно их уничтожать, как хищников, покушающихся на вашу жизнь: "Ибо, что такое наша жизнь, если не время?"
Чужое время ценит гот, кто бережет свое. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Уважайте время. Неважно чье - свое или чужое, время работы или отдыха: в любом случае оно невосполнимо. Конечно, у подростков еще много времени впереди, но, как гласит немецкая пословица, чего не выучил Гансик, того не будет знать Ганс. Хотя дело тут, как вы понимаете, не только в невыученных уроках.
Бестолковая суета - худшее, что может быть для делового человека. Никогда не пугайте ее с быстротой реакции. Когда опаздываете в кино, то могут выручить ноги. Но если подвела голова и, увидев билетершу, вы вспоминаете о забытом билете, то тут уж никакая резвость не поможет. Постарайтесь трезво оценить ситуацию и только потом действуйте. Спокойно и быстро. Но не спешите, сначала подумайте. Избавив себя от необходимости исправлять ошибки, вы сэкономите много времени.
Давно известно, что никакую работу нельзя сделать быстро и хорошо, если испытывать к ней отвращение. Вы могли бы справиться с ней в 2-3 раза быстрее, если бы были терпимее. Поэтому, не лучше ли сосредоточиться не на своих чувствах, а на работе? Вам вполне по силам относиться, по крайней мере, спокойно к необходимым, но не очень приятным делам. Ведь другого выхода нет, не так ли?

НОТ
(На доске постепенно появляется кластер)
Безусловно, слепо копировать индивидуальные привычки выдающихся людей не стоит. И все же, присмотревшись к их методам работы, специалисты по научной организации труда выявили некоторые непременные условия успеха -
1. Последовательность и система - едва ли не самые важные из них. За письменный стол надо садиться по привычке, не дожидаясь вдохновенья. Эта гостья, по утверждению П. И. Чайковского, не любит посещать ленивых. Ту же самую мысль на Востоке выражают иначе: медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины.
Ну, а если идти в гору не хочется?
"...Нашло на меня вновь безблагодатное состояние. Изгрызлось перо, раздражались нервы и силы - и ничего не выходило. Я думал, что уже способности писать просто отнялись от меня", - писал Н. В. Гоголь поэту В. А. Жуковскому.
"В половине пятого меня начинает мучить ужасающая тоска... уныние, лишающее всех душевных сил", - отмечал в дневнике Стендаль.
Речь тут, как можно догадаться, вовсе не о безволии или лени, а о биоритмологии.
2. Еще одно условие успеха - ритм. Для умственной работы он бывает разный - суточный, многодневный, сезонный... Любители утренних часов - "жаворонки" - просыпаются рано и наиболее активны в первую половину дня. Их среди нас 15-20%. Есть еще "совы" - у тех пик работоспособности приходится на вечер. Каждый третий человек - "сова". Зато примерно половина людей вообще не замечает этих пиков и действует по обстоятельствам или по привычке. Есть даже такие, кто попеременно, в зависимости от сезона, ведет себя то как "жаворонок", то как "сова".
Эти группы обнаружены и среди школьников: одни лучше работают до полудня, другие - после, третьи - до и после, но с длинным перерывом в середине дня, а четвертые в разные дни ведут себя по-разному.
* * *
С помощью этого теста выясните, кто вы - "сова" или "жаворонок".
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
а) Да, почти всегда 3
б) иногда 2
в) редко 1
г) очень редко 0
2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать?
а) После 1 часа ночи 3
б) с 23.00 до 1 часа ночи 2
в) после 22 часов 1
г) до 22 часов 0
3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?
а) Плотный 3
б) менее плотный 2
в) вареное яйцо или бутерброд 1
г) достаточно чаю или кофе 0
4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?
а) В первой половине дня 1
б) во второй половине дня 0
5. От чего вам легче отказаться?
а) От утреннего чая или кофе 2
б) от вечернего чая 0
6. Легко ли вам переменить свои привычки, связанные с едой?
а) Очень легко 0
б) достаточно легко 1
в) трудно 2
г) не меняю 3
7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?
а) Более чем на 2 часа 3
б) на 1-2 часа 2
в) менее чем на 1 час 1
г) как обычно 0
8. Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.
а) Вы поторопились 0
б) опоздали 2
Подведем итоги: Если в сумме вы набрали от 0 до 7 баллов, вы "жаворонок"; от 8 до 13 - аритмик; от 14 до 20 - "сова".
3. Порядок. Закончив дело, возьмите себе за правило убрать на столе ненужное, а то и полностью очистить его.
4. Сосредоточенность. Не следует хвататься за несколько дел сразу, это верный способ вечно спешить и ничего не успевать. Сосредоточьтесь на одном деле.
5. Собранность. Чтобы не спешить утром, приготовьте все, что нужно, с вечера. Не позволяйте мелочам вроде затерявшейся ручки или куда-то запропастившегося проездного билета испортить вам день. Приучите себя к автоматическим действиям перед уходом из дому: проверить, взято ли все необходимое и в порядке ли го, что остается дома. Если вам надоело ломать зверь из-за потерянных ключей, сделайте, наконец, запасные и храните их у друзей. Составьте список вылетающих из головы мелочей и держите его перед глазами. Заведите записную книжку. Она отчасти поможет восполнить отсутствие памяти.
6. Чередование труда и отдыха. Работать до изнеможения, а потом долго приходить в себя - далеко не лучший режим.
Давно замечено, что человек по-настоящему отдыхает от одной работы, когда берется за другую. Меняйте занятия. Маяковский писал: "Запомни правило простое: работаешь - сидя, отдыхай - стоя!" Недогрузка мозга, работа вполсилы дают себя знать - неизвестно отчего появляется усталость. Такое состояние называют усталостью от безделья. Профессор Петербургского университета Н. Б. Введенский однажды заметил, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают.
Проводя целые дни за учебниками, полезно помнить, что человеческий организм на такую жизнь не рассчитан. Выкраивайте часок-другой на спорт или хотя бы серьезную физическую нагрузку.
7. Самоконтроль. Оценив задним числом свои дела, нередко обнаруживаешь, что много времени ушло на суету, а первоочередное осталось несделанным. Такой самоконтроль в конце концов помогает сформулировать следующий принцип: не откладывать в течение дня важные дела и безжалостно отодвигать все, что не важно. Тем более что многое из неважного решается само собой.
Выполняйте работу равномерно, без затяжного безделья и авралов. Действуя ежедневно и в постоянном темпе, вы многое сумеете.
Постарайтесь, не откладывая, закончить начатую работу. Школьник не должен расслабляться на уроке в надежде на то, что параграф можно будет спокойно прочитать дома. Дома наверняка найдутся другие дела.
Практическая часть.
Ну а мы, деловые ли мы люди? Можно ли нас считать деловыми людьми?
Бывает ли так, что вам нечем себя занять? Может ли такое быть с деловым человеком? | Чего бы Вы хотели добиться в жизни? |
Умеете ли Вы слушать? | Умеете ли Вы чередовать труд и отдых? Есть ли в этом необходимость? |
Что в себе Вы больше всего цените? (сосредоточенность, собранность, умение поддерживать порядок, самоконтроль, умение владеть собой, ответственность, умение быть собой). | Можно ли Вас назвать «собранным» человеком? |
Нужно ли хобби деловому человеку? | Умеете ли Вы планировать свои дела? Расскажите, как Вы это делаете. |
Накануне Вы готовились к докладу по литературе. А утром проснулись за 15 минут до начала занятий. Урок литературы по расписанию первый. Ваши действия. Может ли такое случиться с деловым человеком? | Скоро в школу. Уроки не сделаны. А мама просила почистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули друзья. И все не уходят. Что делать? Как быть в данной ситуации? Действия делового человека. |
К Володе пришел Олег, который живет далеко. Пришел за книгой, которую Володя пообещал ему в классе. Но эта книга оказалась в кладовке, ее надо долго искать. Проанализируйте действия того и другого. Как должен действовать в данной ситуации деловой человек. | В театре премьера, Катя с огромным трудом достала два билета. Пригласила Вадима, показала ему билеты. Он на правах мужчины взял их себе и положил в бумажник. Договорились встретиться вечером в 18.30. Катя пришла на встречу вовремя. Вадима нет и нет, наконец прибежал, - и выясняется, что в спешке бумажник с билетами он забыл дома… Все. Можно ли Вадима назвать деловым человеком? Как должен был бы поступить деловой человек? |
Попробуем дать советы, как стать деловым человеком. Разработайте советы, как рационально организовать свое время. Золотые правила делового человека. Время работы в группе – 3 минуты.
В заключение я хочу обратить ваше внимание на мысли мудрых людей. Какие высказывания вас заинтересовали и почему? Попробуйте прокомментировать те высказывания, которые вам показались наиболее интересными.
Спасибо за работу. Рефлексия. Сегодня я узнал …
услышал …
понял …
открыл …
научился …
постарался понять …
задумался …
Домашнее задание: конкурс на самый оригинальный вопрос по проблеме следующего занятия "Учитесь владеть собой".
Я хотела бы знать с каким настроением вы уходите?
Здесь два солнышка: грустное и веселое. Оба без лучиков. Если у вас все прекрасно нарисуйте лучики веселому солнышку. Если у вас есть проблемы, ваше солнышко будет печальное. Подрисуйте лучи у того солнышка, которое соответствует состоянию вашей души.
(Ребята работают у доски, в это время звучит спокойная музыка)
9