СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Свобода выбора"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Свобода выбора"»

Классный час

«Свобода выбора»

Цель: обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе;   научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Ход классного часа

Учитель. Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Слайд 2. Свобода — это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

  • наличие прав и их гарантированность;

  • один из основополагающих принципов правового государства.

Слайд 3. «Свобода существует лишь для кого-то, кто куда-то стремится»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. 

Ребята класса создали группу в социальной сети не для образовательных целей, а для личного общения между участниками группы. Общение носило скрытый характер. В группе присутствовали оскорбления в адрес участника группы. Эту информацию увидел один из родителей и обратился в администрацию школы. Во время профилактической работы ребята узнали, что размещение в групповом чате мессенджера высказываний в неприличной форме, унижающих честь и достоинство гражданина, влечет административную ответственность по части второй статьи 5.61 КоАП РФ.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Слайд 4. Статья. Нарушение. Наказание.

Ст.20.1Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) или арест до 15 суток

Ст.40.4Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15-20 МРОТ

Ст.20.20Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

20.20Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

20.21Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток.

Ст. 5.61 - действия направленные на унижение чести и достоинства другого лица, выраженные в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме в телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет». Штраф от5-10 МРОТ

Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Слайд 5.

Вы стоите на пороге самоопределения. У вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас делает выбор по  какому пути идти.

 Слайд 6. Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель:  Мы всё больше говорим о таких понятиях как экстремизм, ксенофобия, скинхеды. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - это мина замедленного действия, которая может взорваться в любом направлении. Чем опасно это движение?

Слайд 7. «Странная получается штука с национальной ненавистью. Она всего сильнее, всего яростнее на низших ступенях культуры. Но существует и такая ступень, где она вовсе исчезает, где счастье или горе соседнего народа воспринимаешь как своё собственное».

«Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым» (Иоганн Вольфганг Гёте).

Учитель: Вредные привычки – это понятие, охватывающее ряд различных форм социального поведения, регулярно совершаемых человеком и оказывающих негативное влияние на здоровье и его работоспособность, психическое здоровье, мешает ему в достижении целей и самореализации.

Слайд 8.

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 52,6 литра в год (данные за 2024 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики.

Слайд 9. «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения» Главный санитарный врач (1996-2013г.г.) РФ Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин — «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость — это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман — от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку — получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете — хорошо иметь свободу от ответственности?

Слайд 10.

Свобода без ответственности — это вседозволенность.

Понятие свободы предполагает ответственность за свои действия и поступки.

Свобода даёт человеку возможность самовыражения, но в определённых рамках социальных или правовых норм.

Следование принципу вседозволенности редко заканчивается для человека положительным образом.