Тема классного часа: «Твои права»
Содержательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка», с использованием игровых ситуаций (сказочных персонажей), продолжить работу по формированию чувства собственной значимости и ценности, достоинства ребенка как человека своей страны.
Задачи:
- довести до сознания учеников мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
-обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией, Конвенцией о правах ребёнка;
-воспитать сознательного гражданина, патриота своей Родины.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолениюпрепятствий..
Вступительная часть:
- Самоопределение к деятельности, организационный этап
-Здравствуйте, ребята!
– Когда-то в нашей стране жил удивительный человек, звали его Андрей Платонов. Он писал веселые и грустные рассказы, повести о том, как живет человек на земле, что берет у земли и что ей дает.
Этот удивительный писатель сказал: «Без меня человечество не полно». Я предлагаю вам подумать над этими словами Андрея Платонова. Как вы думаете, что он хотел сказать этими словами. Как вы понимаете эту мысль?
– Я один из тех, из кого состоит человечество, и если меня нет, оно, человечество, уже не полно.
(Иллюстрация множества кругов).
– Представьте, множество кругов- это человечество, а каждый кружочек внутри круга- отдельно взятый человек. Представили? А теперь закроем один кружочек. Он пропал. Его нет. Место пропавшего кружочка пусто, так? А если мы поставим на это место другой кружочек? Почему что-то не то?
Мы помним, что на нашем плакате каждый маленький кружочек- это человек. Следовательно, каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество. Правда, здорово? И если всего лишь один человек пропадет, то человечество уже не полно.
– А как вы думаете, хорошее оно, человечество?
Отчего зависит, хорошее человечество или плохое?
– Это зависит от того , каков я и каков каждый из нас, таково и человечество
Значит, чтобы человечество было хорошим, нужно, чтобы каждый из нас был хорошим. Так ?
- Постановка проблемы
– Сейчас поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами.(Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).
– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый. Щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок ,если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).
Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?
– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?
Знать, что хорошо, а что плохо.
Знать о том, как вести себя.
Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.
– А теперь дорисуйте человечку лицо. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.
– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Мы – дети своих мам и пап;
Мы – ученики;
На улице мы – пешеходы;
В театре – зрители;
А еще все мы имеем права.
Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. (Ответы учеников)
-О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.
- Постановка целей и задач
-Какие цели занятия вы сформулируете для нашего классного часа?
2. Основная часть:
Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие, а правовую игру, на которой вы узнаете есть ли у вас права и какие, побывать в сказках, а также мы попробуем провести выборы.
-А как называется занятие? Прочитайте.
Давным –давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:
Что люди могут делать и не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах.
Между собой, с помощью различных религий, переговоров и к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
И конечно же, поиск ответов на главные вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино и царевна лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, Князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах человека.
И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев.
И правильно сделали? Без этого они были бы нам совершенно не интересны.
В конце концов людям удалось решить главные вопросы и на свет появилось Всеобщая декларация прав человека.
Если в точности соблюдать все что в ней записано, то кошмар и неразбериха на земле немедленно прекратятся. А чтобы соблюдать, нужно познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.
-Ребята, а как вы думаете, есть ли у вас права?
-Да, оказывается есть и в полнее законные. В 1989 г. Генеральная ассамблея организации объединенных наций проголосовала за принятие «Конвенции о правах ребенка»
Конвенция-это договор, соглашение, обязательное для всех государств, которые его подписали. Наша страна подписала этот договор13 июня 1990 г.
И поэтому вы, граждане России, имеющие права, на которые посягнуть не имеет права никто, даже мама и папа.
Итак, главное право каждого человека прочитай те какое?(Право на жизнь)
И маленький человек –ребенок тоже имеет право на жизнь. Но так думали не всегда. Послушайте историю.
Ученик:
-Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми войнами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый, пусть живет. А если родился слабый, больной- сбросить со скалы. А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым- помогать.
-Каждая страна , говориться в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где умелые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
-Ребята, а сейчас посмотрите отрывок из сказки и скажите как называется эта сказка , кто ее написал и так жестоко обошелся с новорожденным?
Сценка 1.
-Скажите, из какой сказки этот отрывок?(«Сказка о Царе Салтане»)
-Кто автор?(А.С. Пушкин)
-А на самом деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?
- Что бы вы сказали этим злодеям если встретили бы их?
- А теперь прочитайте следущее право ребенка.
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.
- Но, оказывается есть еще люди , готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, другой религии, другого цвета кожи. Встречаются и такие , которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание, или просто бьют, пользуясь своей силой.
Но каждое государство, подписав конвенцию, обещает защищать своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращался с детьми.
-И вновь сказка!
Сценка 2.
Ребята, как называется сказка и кто ее автор?
-В чем провинилась царевна?
-Как вы считаете, кто и за какие поступки имеет право так жестоко наказывать?
-Как вы думаете, что такое личная неприкосновенность?
-Познакомьтесь и прочитайте следующее право ребенка.
Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
- Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
- вспомните примеры из сказок , в которых нарушалось право на личную неприкосновенность.(Колобок, Красная Шапочка)
-А сейчас посмотрите еще один отрывок о самом правдивом человеке на земле.
Сценка 3.
-Спасибо, ребята!
-Как вы считаете, можно ли назвать Барона Мюнхаузена правдивым человеком.
-Прочитайте следущее право:
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение.
-А теперь подумайте, в каком документе может быть закреплено право граждан принимать участие в управлении страной.(Конституция)
-Как люди могут принимать участие в управлении страной?
-А какое событие происходило у нас в марте?
-Ваши папы, мамы, дедушки и бабушки и все люди, достигшие 18- летие ходили на выборы, голосовали за президента РФ, Давайте и мы с вами попробуем провести выборы в нашей сказочной стране. У нас есть 2 кандидата в президенты.
Это Мальчик- звезда и Маугли. Их портреты вы видите на экране.
-Но перед выборами обязательно проходит предвыборная кампания, которая представляет собой агитацию сторонников того или иного кандидата.
Наши кандидаты в президенты об этом не забыли прислали нам своих доверенных лиц. А вы послушайте внимательно и решите кто вам больше всего понравился.
-Послушайте внимательно доверенного лица Мальчика –звезды.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ,
-Итак, дебаты закончены. Вам, ребята предстоит тайным голосованием выбрать достойного кандидата на ваше усмотрение. У вас на партах лежат биллютени, в них 3 графы:
Мальчик-Звезда
Маугли.
Против всех.
- В одном квадратике поставьте галочку против имени того кандидата, за кого вы голосуете, если вас не устраивает не тот ни другой, ставьте галочку в квадратике «Против всех»
ГОЛОСОВАНИЕ.
-Президентом по результатам тайного голосования стал…
-Спасибо, что вы приняли участие в выборах. Пусть это игра, но взрослые голосуют точно также в выборах. Наше занятие подходит к концу.
-Чему было посвящено занятие?
-Что нового вы узнали?
-Ребята, сказочные герои передали вам конверт. Они старались для вас и ли вам было с нами, понравилось ли вам занятие.
Если да, то положите в конверт красный квадратик, если нет-черный.
До свидания! До новых встреч!
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов
- Рефлексия