СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Ты имеешь право"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка в легкой, занимательной форме помагает познакомить детей младшего школьного возвраста с некоторыми статьями "Всеобщей декларации прав человека", научить применять их в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ты имеешь право"»

Министерство образования Калининградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Гвардейска

Муниципального образования «Гвардейский район»

Калининградской области








Классный час на тему:

«Ты имеешь право»



2 «Б», 5 «Б» классы




Учитель: Шкабура Ольга Николаевна

высшая квалификационная категория











2008г.

«Ты имеешь право»


Чтец

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем – нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса .

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

Ведущий

Добрый день, дорогие ребята. Наш классный час посвящён нашим правам.

Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы.

Что люди могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Ведущий

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна

и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов , в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных наций.

Ведущий

Если в точности соблюдать всё, что записано во Всеобщей декларации прав человека, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Ну а для этого нужно, по крайней мере, познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребёнка. Что мы и сделаем на нашей встрече с помощью примеров случаев из разных книг. Потому что нет ни одного литературного произведения на свете, в котором, так или иначе, не затрагивались бы права человека.

Ведущий

В Конвенции о правах ребёнка записано, что» главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребёнок- тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство-Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинам: сильными, здоровыми., выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным- бросить его вниз со скалы.

-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (ответы детей)

Ведущий

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- А сейчас посмотрите сцену и вспомните название сказки и ее автора.

Сценка

Входит царица с зеркальцем.

Царица

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце (Голос)

Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица вздрагивает. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.

Царица

Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

Зеркальце (Голос)

А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее.

Музыка стихает. Царица бросает зеркало. Топает ногами.

Царица

Эх, чернавка!

Входит девушка, смиренно склонив голову.

Царица

Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съеденье волкам.

Девушка, поклонившись уходит. Царица радостно потирает руки.

1 Ведущий

Вот чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…

Царевна.

Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

2 Ведущий

Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка

Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Ведущий

Вспомнили название сказки. А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?

Ответы детей.

Ведущий

Несмотря на все злодеяния царевны, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом 7 богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.

Ведущий

Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

Музыкальная вставка.

Сценка «Рыжий, рыжий, конопатый…»

Ведущий

В Конвенции говориться, что каждый имеет право – на имя.

Ведущий

- У каждого из вас есть имя. Давайте познакомимся.

- Сначала девочки назовут свое имя.

- А теперь мальчики.

- Родители вам дали фамилию, придумали имя и эти сведения записали в специальный документ. Свидетельство о рождении, где записано: дата вашего рождения, где вы родились, кто мама и папа. Это ваш первый документ. Он есть у каждого из вас.

Слайд – Свидетельство о рождении.

- Свидетельство о рождении говорит не только о факте появлении на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

- Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? Значит о вас знакомиться правительство России.

- между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей, в шутку, от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.

Стихотворение.

Музыка, вбегают два разбойника.

1 разбойник

Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2 разбойник

Верно Джон, это здесь.

1 разбойник

Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!

2 разбойник

Слушай, Боб, а кто заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха.

1 разбойник

Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

1 Ведущий

Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые – могут силой вас похитить, а могут и уговорить, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому– нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?

2 Ведущий

Для дачи ответа, к микрофону приглашаются по одному представителю от отрядов.

Ответы детей.

1 Ведущий

Итак, на угощенье, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». Давайте, попробуем сказать эти слова вместе. Раз, два, начали.

«Дети повторяют слова»

2 Ведущий

А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так, что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

Проводится игра с залом.

Разбойники

Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети

Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

Разбойники

Мы хорошие, мы очень детей любим. Буем вам сказки рассказывать!

Дети

Нет, все равно не пойдем!

Разбойники

Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!

Дети

Помогите! Мы не знаем этих людей.

Разбойники

Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем (собираются уходить).

1 Ведущий

Стойте разбойники, стойте! Не избежать вам наказания за ваше злодейство.

Разбойники

Мы хорошие, мы ничего не сделали!

2 Ведущий

Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы пытались нарушить их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.

1 Ведущий

В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.

Слайд – жестокое обращение с детьми.

Ведущий

Посмотрите следующую сцену из сказки и вспомните ее название.

Лиса, заяц и петух – сценка.

Ведущий

Кто вспомнил название сказки?

Какое право нарушила лиса?

Никто не имеет права заставить открыть дверь, а тем более выселить из квартиры. Ни самый главный начальник, ни генерал. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

- Вот строки из конвенции: ребенок имеет права спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа, т.е. право на неприкосновенность жилища.

Слайд

Звучит музыка, появляется Золушка

Сценка

Золушка

Ах, как бы я хотела хоть одним глазком взглянуть на бал, но у меня много работы. Мне надо подмести пол, перебрать крупу… и так далее.

Ведущий

Ребята вы узнали главную героиню сказки? Кто автор?

В Конвенции говориться, что каждый человек имеет права на отдых и досуг.

(Слайд)

Звучит музыка, появляется Буратино.

Ох, какой же я глупый. У меня было право на образование. Папа Карло подарил мне азбуку, сшил курточку и штанишки, чтобы я как хороший мальчик стал умным и грамотным. А я…? Что я натворил! Я продал азбуку и не пошёл в школу. Вот из-за этого со мной и приключились все несчастья. А хитрые разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги, но я теперь знаю закон, в котором говорится, что каждый человек имеет право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества.

Ведущий

В Конвенции сказано, что все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

(слайд)

Появляется Колобок.

Погодите, погодите. Я что-то не понял. Я, Колобок Сусекович, воспользовался своим правом свободного передвижения и выбора место жительства. А коварная лиса не посчиталась с моими правами, и…(опустив голову) сами знаете, чем всё закончилось.

Буратино

Ты, как и я, сделал большую ошибку, что ушёл из дома и подверг себя смертельной опасности. А ведь пока мы маленькие, наше благополучие зависит от родителей. Они первыми несут ответственность за нас и поэтому запрещают нам делать то, что может

принести нам вред.

(слайд все права)

Ведущий

Молодец, Буратино, ты много понял.

-А вы, ребята, немножко разобрались в своих правах. А кто из вас попробует вспомнить сказку, в которой герои могут пожаловаться, что было нарушено то или иное право изученное сегодня.(Дети приводят свои примеры).

- Кто знает песню в которой говориться о праве на образование. (Исполнение песни «Учат в школе»).

Чтец

В мире есть закон, что знает каждый

Все его Конвенцией зовут.

Охраняет жизнь, здоровье граждан,

Их права на отдых и на труд.

Нам с тобою тот закон знаком

В жизни нам поможет очень он.

Ведущий

В Декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом в котором живёт и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей».

- Какие обязанности есть у вас?

1. Добросовестно учиться;

2. Соблюдать правила поведения;

3. Слушаться родителей;

4. Уважать старших;

5. Беречь своё и школьное имущество;

6. Беречь своё здоровье и здоровье окружающих;

7. Соблюдать чистоту и порядок.

- Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали, но некоторые не всегда их выполняют.

- А сейчас посмотрите сценку, может кто-то себя в ней узнает.

Сценка - Мальвина и Буратино.

Мальвина

(приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино

(бурчит себе по нос). Здравствуйте.

Мальвина

Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино

Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина

(обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. – может тебе надо помочь?

Буратино

А что я тебе такого сказал?

Мальвина

Ничего особенного, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино

Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина

Буратино, что у тебя за тон?

Буратино

Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина

Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино

Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток.

Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнулся на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?

Мальвина

Ребята, почему обиделся Пьеро?

- Почему ему не нравится «шутка» Буратино?

Можно ли разговаривать как разговаривает Буратино? (Буратино уходит)

- А кто защищает права ребенка, ваши, ребята права? (Государство)

- Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками ? (Быть дружными)


Мы на свет родились.

Чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

- Итак: ребята, наш классный час подходит к концу, на котором вы познакомились с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

- Вы знаете какими правами вы обладаете, но не забудьте о том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором живет.

Я уверена, что сегодня разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей. И давайте исполним песню о дружбе.











Название мероприятия:

классный час «Ты имеешь право»


Место проведения: актовый зал.


Участники мероприятия: учащиеся 2«Б» и 5«Б» классов.


Уровень: районный.


Чем запомнилось мероприятие, его значимость:

В легкой, занимательной форме познакомить детей младшего школьного возраста с некоторыми статьями «Всеобщей декларации прав человека», научить применять их в жизни.


Над чем стоит поработать:

привлекать для проведения мероприятий правового характера юристов.





10