СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Учимся быть толерантными»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час с использованием интерактивных методов, посвящен толерантности. Учащиеся знакомятся с понятием "толерантность", основными понятиями толератной личности. Дети в ходе занятия учатся быть терпипыми к окружающим,уважительными, осознают важность общения между людьми. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Учимся быть толерантными»»

Классный час

«Учимся быть толерантными»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность», основными чертами толерантной и интолерантной личности, показать насколько важным в отношениях между людьми является общение, убедить школьников в необходимости быть терпимым к окружающим, развивать способности адекватно и полно познать себя и других людей.

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

  2. Подготовительный этап

На доске запись

«Толерантность – терпимость к другим мыслям, поступкам»

1.Вступительное слово педагога

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.



2.Объявление темы и ожидаемых результатов занятия.

Сегодня мы проводим коррекционное занятие о толерантности.16 ноября – Международный день толерантности. Приглашаем вас к диалогу, к добродушному обмену мыслями о сложных отношениях с окружающими. Мы все такие разные, неповторимые, но жить нам нужно в одном обществе.

III.Основная часть

1. Сказка о вечном «Доброта и любовь»

2. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». Обсуждение.

- А кого выбрали вы? Почему?

- Почему любовь выбрала доброту?

Современный культурный человек – не только образованный, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

3. Иллюстрация «Весы»

1) «Я имею право на уважение и терпимость со стороны окружающих»;

2) «Окружающие имеют право на уважение и терпимость с моей стороны».

- Какое мнение перевешивает?

- Необходимо равновесие чаш весов. Как достичь этого равновесия?

Мы все разные, неповторимые, но жить нам всем нужно в одном обществе, дружно, терпимо. У каждого из нас свои планы, желания, представления. Лучше всего, когда мы действуем, руководствуемся своими рассуждениями, мыслями.

- Приходилось ли вам уступать в отношениях с родителями, одноклассниками, друзьями, родственниками?

- Часто приходится действовать, уступая другим.

4. Разбор ситуаций

1) В прошлое воскресенье я очень ждал посещения кинотеатра, просмотра кинофильма. Но родители переубедили, что вся семья должна пойти поздравить с днем рождения сестру отца. Я пошел с родителями: традиции семьи нужно уважать.

2) В субботу мы с подругой собирались на дискотеку. Но Настя заболела и очень просила, чтобы я побыла с ней дома (ее мама работала). Я очень хотела на дискотеку, но мы подруги, поэтому я осталась.

3) Летом мы с мамой ехали на поезде, у нас были билеты на нижние удобные места. Я уступил место пожилой женщине.

- Есть хоть один человек, в жизни которого не было ни одного случая, чтобы не приходилось уступать.

- Как вы думаете, почему каждому довольно часто приходится уступать, входить в ситуацию других?

(Потому что это близкие нам люди, потому что так принято в цивилизованном мире, нужно быть терпимым к окружающим,

Сегодня мы уступим, а завтра нам уступят)

4) Николай часто прогуливает уроки, убегает с уроков. Нужно ли быть толерантным к поступкам ученика? Как нужно вести себя

одноклассникам? (С пониманием относится к проблемам Николая, тактично поговорить с ним, привлекать к учебе.)

5) Вадим постоянно проявляет неуважение. Грубость к своим товарищам. Как им вести себя необходимо? (проводить с товарищем разъяснительную работу)

5 .Слово учителя

Толерантность не всегда подразумевает терпимость. Разве можно терпеть, если кто-то затеял драку, унижает других. Бывают случаи, когда необходимо вызвать полицию. Нельзя быть толерантными к преступникам.

Нужно проявлять толерантность к чужим мыслям, поведению, критично подходить к каждому конкретному случаю. Иначе толерантность может превратиться на равнодушие, уклонение от ответственности, приспособление.

Мы должны уважать достоинство. Права других людей, в том числе своих ровесников, а также быть ответственным за свое поведение, чтобы не вредить другим членам общества.

Вот чаши весов. Это формула терпимости.

5. Интерактивное упражнение

«Моделирование составляющих толерантности».

( Лучи солнца – сострадание;

- принятие другого таким, каким он есть;

- терпимость к чужим мнениям, поведению;

- прощение;

- милосердие;

- уважение прав других; - сотрудничество, дух партнерства;

- уважение человеческого достоинства;

- стремление и способность в общении с людьми.)

6. Физкультминутка

Раз, два. Дружно встали.

Толерантными мы стали.

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились и прогнулись.

Раз присели , два присели -

И за парты дружно сели.

6. « Сказочка о счастье»

( Чтение и обсуждение поступков главного героя – короля)

- Почему изменился король?

- Чему учит эта сказка?

- Нужно стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону.

7. «Мозговой штурм»

(Из перечисленных черт необходимо определит черты, присущие толерантной личности и черты, присущие интолерантной личности)

- уважение мнения других,

- непонимание,

- доброжелательность,

- желание что-либо делать вместе,

- невнимание к человеку,

- понимание и принятие,

- нетерпимость, - чуткость, любознательность,

- выражение пренебрежения,

- раздражительность,

- доверие, понимание, уважение к человеку,

- отвечать грубостью на грубость,

- быть всегда сдержанным, спокойным,

- выливать свой гнев на окружающих.

Слово учителя

- Кто может научить нас быть воспитанным, приветливым, культурным толерантным человеком?

- Будем терпимы друг к другу, будем уважать жизнь других людей, будем стараться помогать друг другу.

IV. Заключительная часть

Китайская притча «Ладная семья»

(Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение – девиз толерантности)

2. Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность" 1. Коля плохо одет... ! Это неважно. ? Ты подсмеиваешься над ним.

2. Алишер питается не так, как ты, по причине своей религии... ! Ты просишь, чтобы он объяснил это. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Цвет кожи у Мурата отличается от твоего... ! Ты стремишься лучше узнать его. ? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

4. Пожилая женщина медленно идет… ! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. ? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. На твоих глазах на кого-то нападают... ! Ты пытаешься защитить его. ? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6 К тебе подходит ребенок-инвалид... ! Ты естественным образом разговариваешь с ним. ? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. – Выбери правильный ответ.

Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если красные и чёрные , ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. У тебя только чёрные кружки: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым

Послушай совета, мой милый ребёнок,

Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

Хорошее только старайся творить,

И слов унизительных не говорить.

V. Подведение итогов занятия.

1. - О чем сегодня говорили?

- Каковы результаты работы?

- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?








































ЗАНЯТИЕ

«Учимся быть толерантными»



















Подготовила социальный педагог Ширалиева Е.А.










Занятие

«Учимся быть толерантными»

Цель занятия:  развитие эмоционально-коммуникативной культуры и толерантности подростков в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом.

Развитие толерантности  у подростков в условиях  работы в группе.

Формирование толерантного отношения друг к другу,  развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.

Формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и саморегуляции у подростков в условиях межличностного взаимодействия.

Оборудование занятия:

Компьютер;

проектор, экран;

музыка для сопровождения общего рисования;

мультфильм;

презентация;

цветные карандаши, ручки,  фломастеры, бумага А3, А4, ножницы, скотч;

мягкая игрушка или мяч;

бланки опросника для каждого участника.

Оформление кабинета:  письменные столы стоят по кругу.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Ход занятия:

I. Разминка.

1.Упражнение «Слушай и делай»

Цель упражнения: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время: 1  минута.

Инструкция: Здравствуйте ребята! Для нашей традиционной разминки предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.

«Хлопните в ладоши, кто сегодня  умывался»

«Помашите рукой  все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»

«Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»

«Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»

«Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»

«Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»

«Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»

Ведущий  напоминает о принятых ранее правилах работы в группе (Ни кого не обижаем. В кругу говорит один. …).

2.Упражнение «Я — хороший, ты — хороший» 

Цель упражнения: удовлетворение потребности в самопринятии, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время: 2  минуты.

Дети стоят или сидят в кругу.  У ведущего в руке мяч.

Инструкция: Сейчас я предлагаю передать мяч по кругу.  И каждому,  у кого в руках оказывается мяч,  назвать свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Андрей – активный, Настя – нежная.

II. Вводная часть. Актуализация. 

Вступительное слово о толерантности.

Цель:  введение в проблему

Необходимое время: 7 минут.
 

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - признание равенства других, отказ от доминирования.

уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);

признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;

готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;

терпимость к чужим мнениям, поведению;

отказ от причинения  вреда и насилия;

способность поставить себя на место другого.

Но толерантность НЕ сводится к ущемлению своих интересов.

Черты толерантной личности:

Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.

Защищенность. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться.

Ответственность. Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих, а не от расположения звезд и т. д. Они сами несут ответственность за то, что происходит с ними.

Отношение к определенности. Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

Ориентация на себя. Толерантная личность более ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических мышлениях. Стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности авторитетам, т. к. им не нужно за кем-то прятаться.

Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

III. Основная часть занятия.

1.Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: вспомнить основные черты толерантной личности и дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: бланки опросника для каждого участника, ручки.

Инструкция: «Сейчас вы  посмотрите фрагмент мультфильма,  и каждый в своем бланке отметит черты толерантности, которые присущи мультипликационным героям. А также подумайте о своих чертах характера, которые соответствуют понятию толерантности».

Вопросы для обсуждения:

Поведение какого героя вам больше всего понравилось?

Какие черты толерантной личности продемонстрировали герои мультипликационного фильма?

Кто был  более  толерантен?

Какие черты толерантности присущи лично вам? 

2.Упражнение « Дорисуй»

Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.

Необходимое время: 10  минут.

Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры). 

Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам. Примерные вопросы для рефлексии:

Какой элемент ты нарисовал на чистом листке?

Какую картину ты изначально задумал?

Ты смог отразить свой замысел на бумаге?

Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?

Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?

Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?

Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?

Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?

Что ты при этом делаешь?

Когда ты получил листок от ..., что ты дорисовала?

Почему ты нарисовал именно это?

Ты хотел продолжить идею ..., или руководствовалась своими собственными желаниями?

Как ты понял, что она задумал?

Что ты сейчас чувствуешь?

(Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты понял с их помощью?

Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?

На что из твоей жизни это похоже?

Обычно ты задумываешься - что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?

В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?

  • Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею.

V. Заключительная часть занятия

1.Упражнение: «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение  работы с определениями толерантности и развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Время: 8  минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. 

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.  Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем.

Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.

VI. Итоги занятия.

Просмотр социального ролика «Толерантность»

Время: 5 минут.

Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: завершение  работы с определениями толерантности,  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.


Необходимое время: 2  минуты.

Инструкция:  «Ведущий бросает мяч и тот, кому попал мяч,  продолжают незавершенную фразу»

На занятии мне понравилось

Я считаю полезным…

Я буду вспоминать…

Мне очень понравилось…

У меня вызвало затруднение…

На занятии я  узнал новое…

Я буду применять  в своей жизни…