классный час "Учимся доверию"
Цель: проанализировать отношение к самому себе, освоить «Язык доверия» к окружающим людям.
Материал: набор карточек «Какой я?», рекомендации «Советы психолога», пректор, экран, презентация, ПК.
Установка.
Значение слова «доверие» Вам хорошо знакомо. Даже маленький ребенок уже учится доверять или не доверять. Например, он с удовольствием идет на руки к маме, улыбается, играет с ней и начинает плакать, когда видит чужих людей. Но бывает так, что, дожив до старости, человек так и не умеет доверительно, откровенно общаться. Чтобы с нами этого не случилось, я предлагаю сегодня научиться доверять себе и другим людям.
А начнем мы наше мероприятие с психологической разминки. Она необходима для того, чтобы сплотиться, создать дружескую атмосферу в классе, простые и легкие отношения.
«Психологическая разминка».
Цель: Сплочение группы, создание дружеской атмосферы.
1) Ребусы
Данное задание способствует повышению настроения, включению детей в работу. Ребусы являются также разминкой, поскольку
развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, формируют наглядно-
образное мышление.
2) Игра «Будьте счастливы,друзья!»
На мониторе по очереди возникает каждое слово из фразы «Будьте счастливы, друзья!», буквы высвечивается по одной, вразброс. Задача детей — собрать все слова и составить из них вышеуказанную фразу. Задание желающим: дома написать на данную тему мини-сочинение.
Задание развивает внимание детей, мышление, речь. В своих сочинениях дети учатся анализировать, что они могут сделать для того, чтобы их друг был счастлив, задают себе вопрос «А что такое счастье?» и сами хотят быть счастливыми, быть лучше.
3) Игра «Картинки»
На мониторе появляются меняющиеся каждые три секунды картинки. Задача детей — успеть рассмотреть и запомнить изображение предметов на картинках. После просмотра дети отвечают
на вопросы:
• Какого цвета были коньки у Микки Мауса?
• Каким цветом написана буква «С» в книге у Буратино?
• Какого цвета головной убор у Волка из «Ну, погоди!»?
• Какого цвета бант у Леопольда?
• Что использовал кролик вместо полочки для дирижирования?
• В какой руке Буратино держал Золотой ключик?
• Сколько рыб плавают около русалочки Ариель?
• Что держит в руках Бель из мультфильма «Красавица и Чудовище»?
Игра такого типа развивает объем, концентрацию и переключение внимания, зрительную память.
Установка. 1 упражнение. Внимание. Сейчас я назову некоторое число и, по команде, должны подняться столько человек, сколько я назову. Договариваться, перемигиваться запрещено. Постарайтесь понять друг друга, кто сейчас встанет?
2 упражнение. Нужно поднять руку и показать на кого-то в группе. Все должны стараться показать на одного человека.
3 упражнение. А теперь вы должны показать друг на друга так, чтобы у Вас совпали пары.
Обсуждение: по вопросам:
Кому показалось, что на него было направлено больше всего рук? Ты считаешь себя яркой, необычной личностью? У кого совпали пары? Кого вы выбрали, почему? Кому эта игра показалась легкой, трудной, почему?
«Учимся доверять себе»
Итак, некоторым из Вас в игре было трудно, некоторым легко. А отчего так происходит? Оттого, что все мы разные - по характеру, темпераменту. Мы все - индивидуальности. Поэтому, чтобы нам легче было общаться с другими, в первую очередь, нужно изучать себя и выработать доверие к себе. Для этого предлагается выполнить следующее задание.
Установка.
Перед вами яблоко. Давайте раскрасим его, не красками, а словами. Какое оно? (Обсуждение.)
А теперь возьмите карточки. На них нарисован силуэт человека. Представьте, что это Вы сами. Попробуйте каждый себя охарактеризовать словами. Какие вы?
Обсуждение. Зачитываются слова, какими видят себя дети. Анализ. Давайте заглянем в душу человека и посмотрим, какое место занимает в ней доверие к себе.
Анализ рисунка (сердце человека, условно разделенное на 4 части).
1-я частичка называется «Только моё». Здесь закладывается доверие к самому себе. Отсюда пришли на ум слова, которые вы написали на карточках. Дается установка на развитие положительных качеств человека - доброта, отзывчивость и т.д. Учениками делается вывод по вопросу « С чего начинается доверие к себе?»
2-я частичка вырезается. Это то, что человек не знает о себе. Её заполняют окружающие, когда что-то говорят об этом человеке.
3-я частичка «Ночь». В течение всей жизни, она может не развиваться, а проявиться, например, в критической ситуации (пример с Героями Великой Отечественной войны).
4-я частичка «Солнышко» - характеризует отношение к другим людям, закладывается в семье и не только. Пример с различными жизненными установками в семьях.
Пример 1. Если у меня строгие родители, которые с детства внушали: «Жизнь - это джунгли, где каждый только сам за себя и хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше».
Обсуждение, каким вырастет ребенок в такой семье.
Пример 2. Когда грустные родители говорят: «Жизнь - это сложная вещь, и люди бывают разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Не подпускай к себе, пока не убедишься, что человек хороший».
Обсуждение, какими качествами характера будет обладать ребенок в семье.
Пример 3. Добрые родители говорят: «Жизнь прекрасна! Конечно, бывают люди и недобрые, но подходи ко всем открыто. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный».
Обсуждается, какие из жизненных установок наиболее правильные, поведение эгоистичных людей, делается вывод и рекомендации: «приносить тепло» другим людям.
Вывод. Каждая из установок по-своему верна. Ведь у каждого в душе есть свое «Солнышко», только светит оно по-разному, в разные стороны. Кто-то согревает в первую очередь себя, а кто-то больше греет других людей. Просто постарайтесь понять другого человека и согреть своим душевным теплом его.
«Язык доверия»
Дискуссия по вопросу: Какими качествами должен обладать каждый из нас, чтобы мог войти в доверие к другому? Разыгрывание ситуаций, предложенных психологом.
Ситуация. Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.
Психолог распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку.
Работаем со схемой, состоящей из различных блоков. (Схема выполнена в виде рисунка.)
Объяснение схемы учащимися. Учитель дополняет схему советами Д. Карнеги.
Интересуйтесь людьми. Умейте слушать их. Подумайте о важности проблем других.
Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.
4 ЭТАП
Игровая ситуация «Телефон доверия».
Участвуют два человека «импровизированный звонок на телефон доверия» - девочка боится отвечать у доски. Что может посоветовать оператор девочке? (ребята добавляют свои рекомендации) Чтобы обсудить свои школьные проблемы посмотрите на доску (даются «Советы психолога»).
Выводы.
1. В течение обсуждения дети самостоятельно приходят к выводу, какими качествами должен обладать человек в общении с другими.
2. Игровые ситуации закрепляют навыки поведения в обществе, учат смекалке, фантазии, душевной теплоте, снятию психической напряженности.
3. Учитывая возрастные особенности детей, следует отметить, что наглядная, образная форма подачи материала вызывает большой интерес у детей, не только к себе, но и к психологии, как науке.