Тема: «Услышать сердце человека». (Знакомство с нравственными понятиями: воспитанность, такт, милосердие.) Цели и задачи: Образовательная: Выявить представления учащихся о том, что такое воспитанность, такт, милосердие. Развитие коммуникативных способностей учеников. Развивающая: Коррекция познавательных интересов, формирование нравственных убеждений учащихся. Обогащение и активизация словаря учащихся. Воспитательная: Воспитание культуры поведения. Накопление детьми нравственных понятий. Ход занятия. Сообщение темы и цели занятия. - В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: |На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. - Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. - Мне вспомнились слова одной песни, которая называется «Услышать сердце человека». Там есть такие строчки: «Услышать сердце человека возможно только в тишине…» - Сегодня мы попытаемся понять, что значит – «услышать сердце человека» и как можно услышать сердце человека. - Как вы думаете, что значат слова «Услышать сердце человека?» - В каком значении они употребляются – в прямом или переносном? - Имеют ли они какой-то ещё смысл, только просто услышать стук человеческого сердца?» - Или услышать что-то другое? - Дома вы думали над этим вопросом. Высказывайте своё мнение. - Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. - Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает, понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам. - Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: ТАКТ ВОСПИТАННОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ - введём их в свой активный словарь и будем часто ещё возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и превратились в убеждения, а убеждения в добрые, красивые поступки. Знакомство с понятиями. 1) Знакомство с понятием «воспитанность»: а) Беседа с учащимися. - Как много зависит от окружающих нас людей! - Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости. - Плохое настроение – от раздражения, злости. Обиделись на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, что бы относились к тебе…» - Как вы понимаете эти слова? - Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом. - Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе: ПРИВЫЧКУ ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬ НЫМИ БЫТЬ ОТЗЫВЧИВЫ МИ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ - Приведите примеры. - Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда; не кричать на лестнице, потому что в какой-нибудь квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь из-за того, что плакал малыш. - Каждый из вас должен помнить о тех, кто рядом. - Ещё в Древней Греции говорили: «Культурный человек громко не говорит!» - Громкая речь мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: «услышать сердце человека возможно только в тишине…» - Продолжим раскрывать понятие «воспитанный человек». - Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. б) Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Четыре глаза». - Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза». Четыре глаза Глаза у Саши велики, Но очень близоруки. Врач прописал ему очки По правилам науки. Отшлифовали в мастерской Два стёклышка на славу, Потом заботливой рукой Их вставили в оправу. Очки вложили мастера В коробку из пластмассы, И Сашин дедушка вчера Их получил у кассы. Когда домой он их принёс, Внуки оседлал очками нос И заложил за ушки Серебряные дужки. Сквозь стёкла Саша посмотрел И день как будто посветлел. Но только снял он стёкла, Как всё кругом поблёкло. В очках и небо голубей, Просторнее и выше, И виден каждый воробей, Усевшийся на крыше. Но про очки ребятам всем Известно стало сразу. Они кричат ему: «Зачем Тебе четыре глаза? Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз. Два – такие, как у нас, А другие про запас!» Заплакал Саша от стыда, Уткнулся носом в стену. - Нет, - говорит он, - никогда Очков я не надену! Но мать утешила его: - Очки носить не стыдно. Всё надо делать для того Чтоб лучше было видно! Над теми, кто надел очки, Смеются только дурачки! - Понравилось ли вам стихотворение? - Что особенно вам запомнилось, вас тронуло? - Определите тему стихотворения. - Назовите идею, чему учит стихотворение, для чего С.Я. Маршак написал это стихотворение, что хотел донести до читателей. Идея: Нельзя оскорблять человеческое достоинство. - Правильно, ребята. Это несовместимо с понятием «вежливый человек». в) Ролевой тренинг. - Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяков: толкнул, выхватил, задел. - Я предлагаю вам такую нравственную задачу: - Ты принёс в школу альбом с наклейками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. - Как ты поступишь? - Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссор, слёз. (Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать). - Прочитайте слова, записанные на плакате: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа». - Как вы их понимаете? (Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию). - Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия. - Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в тех ситуациях Когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? г) Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку. - Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида. - Какая из девочек вам больше понравилась? Почему? …Прекрасная песня и неуважительное отношение. Прекрасное и дурное – вещи несовместимые. Это почувствовала Лида, но не почувствовала Оля. - Что же такое «воспитанность»? (Вежливость, культура, любезность) Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведешь себя в школе, дома, на улице судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так постарайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. - Что же такое воспитанность? (При ответах дети используют записи на доске). - По словарю В.И. Даля: «Воспитанный человек - человек, соблюдающий правила приличия». 2) Знакомство с понятием «такт». - Подумайте, дети, и ответьте: в том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить спасибо, знать правила хорошего тона, как вести себя в любой ситуации, иметь великолепные манеры? - Верно, одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. За внешней воспитанностью можно оставаться некультурным и невоспитанным человеком, если его поведение будет лишено такта. Такт – чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. - Говорят один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так, что не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствие, жалость, внимание. а) Чтение произведения В.А. Сухомлинского «Пришли навестить больную» Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги. Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко. В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались. Наконец-то солнышко пригреет, — защебетала Оксана. — Как только потеплеет — в лес пойдем, на речку. Может быть, и искупаемся, — радуется Валя. И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, — продолжала свой веселый щебет Оксана. Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились: Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет... Не нужно мне ни книжек, ни конфет, — прошептала Марийка. - Почему плакала девочка? - Какова тема, идея этого произведения? - Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. - Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит вспоминать некоторые полезные рекомендации. б) Рекомендации Тактичный человек: не хвастается; не выясняет отношений в присутствии посторонних; не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности; терпим к недостаткам и слабостям других людей; никогда не рассказывает другим чужих тайн; в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить; не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна. (Обсуждение каждой рекомендации, пояснение). Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий. «Словом стреляй осмотрительно в споре…» - Как вы понимаете эти слова? - Что значит «стреляй»? - Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям. - Итак, такт это? (Чувство меры, сочувствие, чуткость). СОЧУВСТВИЕ 3) Знакомство с понятием «милосердие» - А как вы понимаете слово «милосердие»? - От каких слов оно образовалось? - А что значит «милое сердце»? ДОБРОЕ ЖАЛОСТЛИВОЕ СОСТРАДАТЕЛЬНОЕ - Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим или душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким. - Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике – детдомовце, сироте. Женщина вышила майку, и послал ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детдома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила в детский дом. Вот это милосердие. - Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. Есть у нас и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их. Быстро идёт время, скоро вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям. - А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? а) Чтение рассказа: … 1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». …Это был первый в моей жизни урок милосердия… - Вы в этом случае, на чьей стороне – тёти или девочки? - Быть злым легко. Легко ответить на хамство - хамством, на подлость - подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому человеку не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. - А чем их лечить? - Верно: добротой, сердечностью, душевностью. - Что же такое милосердие? - Милосердие: понятие ёмкое, оно включает в себя: человеколюбие, жалостливость, сердечность, душевность. б) Чтение рассказа В. Осеевой “Просто старушка” По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. -Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет,- ответил мальчик. - Мама?- удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! 4) Решение нравственных задач. Решите такую нравственную задачу: - Прочитайте слова: ожесточённость, чёрствость, равнодушие, грубость, злость, доброта, отзывчивость, сочувствие, утешение, чуткость, забота. - Сгруппируйте слова по их лексическому значению: - людям очень нужны… - людям очень мешают… - На каком месте, белом или чёрном, вы написали эти слова и почему? Итог. - Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь (т.е. ценность) на свете – это роскошь человеческого общения. - Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения». - Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека? (Прослушивание песни «Дорогою добра») |