Классный час «Измени себя и изменишь мир»
Проблема, затрагиваемая в нем, является актуальной для подростков 15-16 лет, т.к. уже в скором времени некоторым из них предстоит вступить во взрослую жизнь, в жизнь, в которой многое будет зависеть от них самих. Для тех же ребят, кто продолжит обучение в старшей школе, вопрос взаимоотношений с миром и с самим собой тоже важен, ведь им также придется самостоятельно принимать серьезные решения, анализировать различные жизненные ситуации и делать свой жизненный выбор.
Цель: формирование готовности к личностным изменениям подростков
Задачи:
1. формирование потребности познать себя;
2. формирование навыков позитивного отношения к себе;
3. формирование потребности изменить себя;
4. выполнение упражнений, способствующих личностным изменениям подростков.
Оборудование:
1. Грецкие орехи (по количеству учащихся)
2. Бумажные пакеты под грецкие орехи (по количеству групп)
3. Ручки (по количеству учащихся), нарисованные ладошки.
4. Лист бумаги с приготовленным скотчем
5. 12 карточек с изображением знаков зодиака и описание основных черт характера
6. Бумажные сердечки (по 1 на пару)
7. Клей
8. Листы бумаги (по 2 листа на каждого учащегося)
9. Ватман с изображением планеты
10. Ватман с изображением солнца
11. Лучики трех цветов (для каждого учащегося)
Ход классного часа:
(СЛАЙД 1)1. - Позвольте начать наш кл. час со следующих слов:
« Я пришёл в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды.
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришёл в этот мир не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга, то это прекрасно!»
-Как вы понимаете эти слова? ( люди не понимают друг друга)
-Часто люди не понимают друг друга, обижаются на весь белый свет и считают себя обделенными. (СЛАЙД 2)Подумайте, от чего зависит тот факт, что для некоторых жизнь ярка и прекрасна, а для других она окрашена в темные тона? (от личности человека).
-Можно ли сделать так, чтобы жизнь и мир стали казаться нам лучше и светлее? (можно).
-Как? (Изменив себя и своё отношение к ним).
-Исходя из всего вышесказанного, определите, пожалуйста, тему нашего классного часа.
(СЛАЙД 3)- «Измени мир, изменив себя» (возможны разные варианты этой формулировки, например, «Измени себя и изменишь мир»)
-Что можно и нужно сделать, чтобы изменить себя?
( 1. Познать себя; 2. Освоить способы изменения себя и окружающего мира; 3. Определить готовность к изменению себя).
(СЛАЙД 4)-Определите цель нашего занятия (Цель классного часа: познакомиться со способами изменения себя и окружающего мира.)
(СЛАЙД 5)-Для решения первой задачи (познать себя) предлагаю вам упражнение
«Грецкий орех».
Ваша задача – вытянуть по одному ореху из пакета, внимательно его рассмотреть, запомнить его особенности и положить обратно. Затем задача каждого - найти среди орехов «свой».
Выполнение упражнения.
-Удалось ли вам найти «свой» орех? (да)
-О чем это говорит?(У каждого ореха есть своя внешняя особенность.)
-А что для вас важнее: то, что у ореха снаружи, или то, что внутри? (То, что внутри)
-Какой вывод можно сделать, помня о теме нашего занятия? (Все люди, как и эти орехи в пакете, принадлежат к одному виду, но каждый из них – индивидуальность. Но важнее всего не то, что у человека снаружи, а то, что у него внутри.)
-А что же у нас с вами внутри? Говорят, что люди, рожденные под одним знаком Зодиака, имеют схожие черты характера. Давайте продолжим познание себя (решаем первую задачу) и разделимся на группы по знакам Зодиака.
(СЛАЙД 6) Упражнение «Знаки Зодиака» (3 минуты). Задача группы: написать, какие у вас всех есть характерные черты, что вас объединяет как представителей одной группы (делим лист пополам + и -)
-Много хороших черт вы назвали, и очень часто звучало слово «доброта». Как говорил Омар Хайям:
«Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга – наживешь врага ты,
Врага обнимешь – друга наживешь»
(СЛАЙД 26)-Что нам удалось выяснить о себе самих?
-Упражнение «Волшебная рука». ( Каждый человек обводит свою руку на листе бумаги и подписывает свои черты характера на ней. Между пальцами пишут свои недостатки, которые хотели бы исправить, а это полезно всем, ведь нужно знать, к чему стремиться и что искоренить в себе).
-Легко ли вам было выполнить это упражнение? ( Нет).
-Нам порой трудно разобраться в своих сильных и слабых сторонах. И, конечно, очень сложно это сделать, когда дело касается другого человека.
-И все же можно ли развивать в себе свои сильные стороны?(Да).
- Можно ли работать над искоренением негативных черт своего характера? - Да.
2.
(СЛАЙД 29) -Переходим к решению второй задачи (Освоить способы изменения себя и окружающего мира).
Упражнение «Комплимент»)
-Давайте прямо сейчас озарим наш класс светом ваших улыбок и хорошего настроения.(Учащиеся прикрепляют на булавку чистый лист на спину своего соседа. Задача каждого: двигаясь по классу, написать 3 качества личности, присущие впередистоящему)
- А теперь сравните полученные комплименты с теми качествами, которые Вы сами написали на пальцах руки. Много ли совпадений? ( нет).
-Это значит, что люди нас видят несколько иначе, чем мы сами себя. Сделайте выводы для себя.
(СЛАЙД 30) «Частичка моей души». ПЛАНЕТА
-В начале нашего разговора мы сказали, что восприятие мира человеком во многом зависит от него самого. Какие же качества должен проявлять человек, чтобы Мир ему улыбался, казался добрым, светлым и безопасным? Напишите на домиках.
(дети в парах пишут советы о том, что нужно сделать и какими нужно быть, чтобы мир стал лучше, добрее, светлее. Приклеиваются на заранее подготовленную основу (ватман с изображением планеты).
-Нашу планету согревает звезда по имени Солнце, а наш с вами мир, наше общество, в котором мы живем, согреваем мы с вами сами. Что это значит? (От того, что у нас с вами внутри, какое наше внутреннее восприятие мира, таким мы его и видим, так он к нам и относится. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и теплым местом).
3.
(СЛАЙД 31-32) Итак, какова же наша третья задача? (определить готовность к изменению себя)
- Предлагаю вам выбрать луч определенного цвета и приклеить его к нашему солнцу.
(дети прикрепляют к солнечному кругу луч определенного цвета).
Пояснение на СЛАЙДЕ
Жёлтый - готов (-а) меняться, чтобы изменить мир.
Оранжевый - меня устраивает, тот мир в котором я живу.
Малиновый - меняться не готов (-а). Пусть меняется мир.
Комментарий по полученным результатам.
4.Рефлексия. Возврат к цели и задачам. (СЛАЙД 9)
- Что вы взяли для себя из сегодняшнего занятия? (Изменяя себя в лучшую сторону, мы меняем мир вокруг себя тоже в лучшую сторону).
-Мне бы хотелось, чтобы вы распахнули свои сердца настежь, от тревог и сомнений очистили их. Вдохнули истину вместо фальши, радость выдохнули вместо корысти. Слова из видеоролика-это посыл в ваше счастливое будущее!
Видеоролик «РАСПАХНУ СВОЁ СЕРДЦЕ НАСТЕЖЬ!»
Распахну свое сердце настежь,
От тревог и сомнений очищу.
Вдохну истину вместо фальши,
Радость выдохну вместо корысти.
Станет душа моя просторным домом,
Без стен, полов, потолков --
Не сжечь его, не вскрыть ломом.
Он открыт -- ни дверей, ни замков.
Пусть горит там, как в храме лампадка,
Маяком для тех, кто во тьме.
Им своей доброты было жалко,
Впрочем, как и тебе и мне.
А сейчас я хочу, чтобы сердце,
Расширяя свой небосвод,
Поместило в себя Вселенную --
Вечных душ неземной хоровод.
И пускай закружатся в танце
Птицы, духи, планеты, люди --
Вы пришли сюда наслаждаться!
Улыбайтесь, свободны будем!
Нет в безмерном доме гостей непрошенных.
И никто не пришел напрасно.
В мире нет ни плохих, ни хороших,
Есть счастливые и несчастные.
Важно, чтоб сердце видело
Сквозь уныние и презрение,
За озлобленностью и неверием
В каждом искорку чистого света.
Чтоб открылось в груди око,
Не моргая ведало смело!
Чтобы взглядом своим глубоким
Исцеляло, спасало, грело!