Карточки на припоминание
Припомните формы построения музыкальных произведений. Воспользуйтесь следующими речевыми оборотами: |
1. Форма музыкального произведения, в котором характер музыки не изменяется называется… | Одночастной. |
2. Форма музыкального произведения, в котором характер музыки изменяется дважды называется… | Двухчастной. |
3. Форма музыкального произведения, в котором характер музыки изменяется трижды называется… | Трехчастной. |
4.Форма музыкального произведения, в котором чередуются главная тема и эпизоды называется … | Рондо. |
5.Форма музыкального произведения, в котором одна и та же тема повторяется несколько раз, но каждый раз изменяется её характер называется … | Вариации. |
По буквенным обозначениям назови формы построения музыкальных произведений. |
А | Одночастная |
АВ | Двухчастная |
АВА | Трехчастная |
АВАСА | Рондо |
АА1А2А3А4 … | Вариации |
Реши музыкальные примеры |
Соло+Дуэт= | Трио |
Трио-Соло= | Дуэт |
Квинтет+Квартет= | Нонет |
Нонет-Дуэт= | Септет |
Трио+Трио= | Секстет |
(Секстет:Дуэт)+Квартет= | Септет |
Нонет:Трио= | Трио |
Октет-Сексте+Трио= | Квинтет |
Урок по теме «Полифонический и гомофонно – гармонический склад музыки»
Алгоритм деятельности 1.Ещё раз все вместе прохлопайте тему-ритм. 2.Припомните, как должны прозвучать голоса в полифоническом складе – одновременно или последовательно? 3.Распределите, на каком из ритмических инструментов будет играть каждый из вас. 4.Прорепетируйте. 5.Представьте результат своей деятельности. |
Приём «Стоп-кадр»
Внимательно слушай текст и останови читающего словами «Стоп-кадр», если ты не согласен с информацией в тексте. |
В.А.Моцарт родился в Германии. | В Австрии |
Первым учителем музыки у Моцарта был его дедушка. | Отец |
Город Мюнхен, где родился Моцарт, называли «музыкальной шкатулкой». | Зальцбург |
Отец научил Вольфганга игре на скрипке и баяне. | На скрипке и клавесине |
Первое концертное путешествие Моцарт совершил по крупнейшим городам Америки. | Европы |
Второе концертное путешествие Вольфганг совершил в Испанию. | Италию |
В 14 лет Моцарт был принят в почетный легион Венской академии. | Почетные члены Болонской академии |
«Лебединая песня» - так называлось последнее произведение В.А.Моцарта траурного характера. | «Реквием» |
И т.д. | |
Прием «Заметки на полях»
На этапе применения знаний в новой ситуации предлагаю детям поработать над составлением исполнительской партитуры музыкального произведения (творческая работа «Я - композитор»). При выполнении данной работы я использую прием «Заметки на полях». Данный прием используется при осмыслении незнакомого текста. Например, в творческом задании «Я-композитор».
Алгоритм работы может быть следующим:
1.фронтальная работа (знакомимся с текстом, делим его на смысловые абзацы, выразительно читаем)
2.индивидуальная работа (составить динамическую, тембровую - составы исполнителей- партитуры, партитуру звуковедения)
3.работа в парах (обсуждают свои «партитуры», пытаются снять «знаки вопроса», свои затруднения, сомнения, найти компромисс)
4.сравнительный анализ (слушаем в записи, сравниваем с «оригиналом», то есть с произведением композитора), делаем «заметки на полях»:
«+» - совпало
«-» - не совпало
«?» - требуются дополнительные разъяснения
«v» - не совсем согласен
«!» - думал иначе
5.появившиеся вопросы выносятся на обсуждение класса
6.учитель вносит дополнительные разъяснения
7.можно использовать репродукции картин художников-пейзажистов
Результат: при использовании этого приема происходит актуализация знаний (средства музыкальной выразительности), учащиеся включены в познавательную, поисковую и творческую деятельность (100% включенность), самооценка.
Учащимся понятно, что изучается не какая-нибудь оторванная от жизни тема, а то, что им частично уже известно (из собственных наблюдений, сравнения с картинами художников-пейзажистов).
Примечание: прежде, чем начать работу с текстом, предварительно:
1.Определяем самостоятельно тему (рассматривая картины художников-пейзажистов)
2.Характеризуем зиму (какая она?)
Алгоритм работы 1.Прочитайте текст (орг.диалог - жужжащее чтение) 2. Разделите текст на смысловые абзацы 3.Прочитайте выразительно, подбирая нужную интонацию; 4.Составьте исполнительскую партитуру произведения (тембровую, динамическую и т.д.), т.е. дети должны выбрать необходимые, на их «композиторский» взгляд, средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли образное содержание текста и зафиксировать это в таблице (индивидуальная исследовательская работа). 5.Работа в парах (орг. диалог): - Обсудите и проанализируйте получившиеся исполнительские «партитуры» (дети в парах обсуждают свои «партитуры», снимают знаки вопроса, свои затруднения, сомнения); - Сравните с оригиналом (т.е. уже созданным композитором произведением). |
Творческое задание «Я – звукорежиссер» (стилевые направления в искусстве). Все эти направления можно отыскать не в нескольких жизнях, а в истории одной.
Предложите детям озвучить (исполняют роль звукорежиссера киностудии) предложенный литературный текст - «Сказка о старом диване» (здесь вы сможете проверить насколько учащийся разбирается в стилевых направлениях искусства, а также знание им пройденных музыкальных произведений).
Задание:
Прочитать сказку.
Разделить на смысловые абзацы (почувствовать стилевые изменения)
Подобрать музыку (из прослушанных ранее музыкальных произведений), соответствующую стилевым направлениям данной сказки.
«Сказка о старом диване».
Он был частью интерьера: причудливый и напыщенно – важный. Им гордилось несколько поколений, живших на протяжении целого столетия в этом доме. Но больше всех гордился собой он сам – старинный диван на гнутых витых ножках с позолотой. Еще бы, в его присутствии выросли все члены семьи, на нем устраивались семейные советы, принимались дорогие гости. В благодарность хозяева оказывали дивану особую честь, подбирая ему в тон драпировку стен, шторы и прочие предметы обстановки гостиной комнаты. ОН (диван) давно уже был членом семьи и жил ради нее. Однажды он заметил на стене у окна первую маленькую трещинку: словно змейка, она скользнула вниз, поделив время на «до» и «после» ее появления. Заметил ее и хозяин дома. С этого дня «змейка» расширялась, приобретая паутину едва заметных соседок. Хозяин звал мастеров, советовался со знающими людьми, но дом потихонечку кренился на один бок.
- Здесь больше жить нельзя!.. – вздохнул он однажды и принял решение.
Через месяц или два куда-то стали перевозить мебель.
- Давно пора! – думал диван и ждал своей очереди. Когда дом опустел, в гостиной оказался лишь он. Хозяин внимательно посмотрел вокруг, потом вдруг нахмурился и сказал»:
- Ну, прощай, старина. Спасибо за службу. Уступай место молодым…
Набросил на диван накидку и ушел, заперев дверь.
- Предатель, предатель! – хотелось кричать от боли, но шаги неумолимо удалялись.
Прошел год. Однажды в замочной скважине снова заскрипел ключ.
- А, это ты, предатель?.. Пришел выбросить меня на свалку?..
Но в дом вошли люди. Они осматривали комнаты. Один их них подошел к дивану и сдернул покрывало.
- Вот это да! Смотрите, наверно от старых хозяев остался… Сколько ж ему лет?..
- Зачем тебе эта развалина?
- Это не развалина. Это антиквариат!
И вдруг обратился к дивану:
- Ну, что, старина, давай знакомиться!..
!!! Особенностью литературного материала, который мы анализируем, является его способность инициировать развитие творческого потенциала. Исследовательская деятельность в ходе погружения в литературный материал обеспечивает развитие чувства интереса и исследовательской любознательности, желание знания и понимания, желание открытия, развитие эмоций, успеха, мотивации, различных форм коммуникаций.
Речевые клише
Опера – это … спектакль, в котором действующие лица только …, а танцевальные сцены исполняет группа … .
Балет – это … спектакль, в котором действующие лица только … .
Мюзикл – это (какой?) … спектакль, в котором действующие лица (что делают?) …, …, …, в (какой?) … манере.