СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клише, карточки алгоритмы действий для уроков музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по музыке для 3-8 классов для организации работы в парах

Просмотр содержимого документа
«Клише, карточки алгоритмы действий для уроков музыки»

Карточки на припоминание

Припомните формы построения музыкальных произведений. Воспользуйтесь следующими речевыми оборотами:

1. Форма музыкального произведения, в котором характер музыки не изменяется называется…


Одночастной.

2. Форма музыкального произведения, в котором характер музыки изменяется дважды называется…


Двухчастной.

3. Форма музыкального произведения, в котором характер музыки изменяется трижды называется…


Трехчастной.

4.Форма музыкального произведения, в котором чередуются главная тема и эпизоды называется …


Рондо.

5.Форма музыкального произведения, в котором одна и та же тема повторяется несколько раз, но каждый раз изменяется её характер называется …


Вариации.



По буквенным обозначениям назови формы построения музыкальных произведений.

  1. А


Одночастная

  1. АВ


Двухчастная

  1. АВА


Трехчастная

  1. АВАСА


Рондо

  1. АА1А2А3А4


Вариации



Реши музыкальные примеры

Соло+Дуэт=

Трио

Трио-Соло=

Дуэт

Квинтет+Квартет=

Нонет

Нонет-Дуэт=

Септет

Трио+Трио=

Секстет

(Секстет:Дуэт)+Квартет=

Септет

Нонет:Трио=

Трио

Октет-Сексте+Трио=

Квинтет

Урок по теме «Полифонический и гомофонно – гармонический склад музыки»

Алгоритм деятельности

1.Ещё раз все вместе прохлопайте тему-ритм.

2.Припомните, как должны прозвучать голоса в полифоническом складе – одновременно или последовательно?

3.Распределите, на каком из ритмических инструментов будет играть каждый из вас.

4.Прорепетируйте.

5.Представьте результат своей деятельности.




Приём «Стоп-кадр»

Внимательно слушай текст и останови читающего словами «Стоп-кадр», если ты не согласен с информацией в тексте.

В.А.Моцарт родился в Германии.

В Австрии

Первым учителем музыки у Моцарта был его дедушка.

Отец

Город Мюнхен, где родился Моцарт, называли «музыкальной шкатулкой».

Зальцбург

Отец научил Вольфганга игре на скрипке и баяне.

На скрипке и клавесине

Первое концертное путешествие Моцарт совершил по крупнейшим городам Америки.

Европы

Второе концертное путешествие Вольфганг совершил в Испанию.

Италию

В 14 лет Моцарт был принят в почетный легион Венской академии.

Почетные члены Болонской академии

«Лебединая песня» - так называлось последнее произведение В.А.Моцарта траурного характера.

«Реквием»

И т.д.


Прием «Заметки на полях»

На этапе применения знаний в новой ситуации предлагаю детям поработать над составлением исполнительской партитуры музыкального произведения (творческая работа «Я - композитор»). При выполнении данной работы я использую прием «Заметки на полях». Данный прием используется при осмыслении незнакомого текста. Например, в творческом задании «Я-композитор».

Алгоритм работы может быть следующим:

1.фронтальная работа (знакомимся с текстом, делим его на смысловые абзацы, выразительно читаем)

2.индивидуальная работа (составить динамическую, тембровую - составы исполнителей- партитуры, партитуру звуковедения)

3.работа в парах (обсуждают свои «партитуры», пытаются снять «знаки вопроса», свои затруднения, сомнения, найти компромисс)

4.сравнительный анализ (слушаем в записи, сравниваем с «оригиналом», то есть с произведением композитора), делаем «заметки на полях»:

«+» - совпало

«-» - не совпало

«?» - требуются дополнительные разъяснения

«v» - не совсем согласен

«!» - думал иначе

5.появившиеся вопросы выносятся на обсуждение класса

6.учитель вносит дополнительные разъяснения

7.можно использовать репродукции картин художников-пейзажистов

Результат: при использовании этого приема происходит актуализация знаний (средства музыкальной выразительности), учащиеся включены в познавательную, поисковую и творческую деятельность (100% включенность), самооценка.

Учащимся понятно, что изучается не какая-нибудь оторванная от жизни тема, а то, что им частично уже известно (из собственных наблюдений, сравнения с картинами художников-пейзажистов).

Примечание: прежде, чем начать работу с текстом, предварительно:

1.Определяем самостоятельно тему (рассматривая картины художников-пейзажистов)

2.Характеризуем зиму (какая она?)

Алгоритм работы

1.Прочитайте текст (орг.диалог - жужжащее чтение)

2. Разделите текст на смысловые абзацы

3.Прочитайте выразительно, подбирая нужную интонацию;

4.Составьте исполнительскую партитуру произведения (тембровую, динамическую и т.д.), т.е. дети должны выбрать необходимые, на их «композиторский» взгляд, средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли образное содержание текста и зафиксировать это в таблице (индивидуальная исследовательская работа).

5.Работа в парах (орг. диалог):

- Обсудите и проанализируйте получившиеся исполнительские «партитуры» (дети в парах обсуждают свои «партитуры», снимают знаки вопроса, свои затруднения, сомнения);

- Сравните с оригиналом (т.е. уже созданным композитором произведением).




Творческое задание «Я – звукорежиссер» (стилевые направления в искусстве). Все эти направления можно отыскать не в нескольких жизнях, а в истории одной.

Предложите детям озвучить (исполняют роль звукорежиссера киностудии) предложенный литературный текст - «Сказка о старом диване» (здесь вы сможете проверить насколько учащийся разбирается в стилевых направлениях искусства, а также знание им пройденных музыкальных произведений).

Задание:

  1. Прочитать сказку.

  2. Разделить на смысловые абзацы (почувствовать стилевые изменения)

  3. Подобрать музыку (из прослушанных ранее музыкальных произведений), соответствующую стилевым направлениям данной сказки.

«Сказка о старом диване».

Он был частью интерьера: причудливый и напыщенно – важный. Им гордилось несколько поколений, живших на протяжении целого столетия в этом доме. Но больше всех гордился собой он сам – старинный диван на гнутых витых ножках с позолотой. Еще бы, в его присутствии выросли все члены семьи, на нем устраивались семейные советы, принимались дорогие гости. В благодарность хозяева оказывали дивану особую честь, подбирая ему в тон драпировку стен, шторы и прочие предметы обстановки гостиной комнаты. ОН (диван) давно уже был членом семьи и жил ради нее. Однажды он заметил на стене у окна первую маленькую трещинку: словно змейка, она скользнула вниз, поделив время на «до» и «после» ее появления. Заметил ее и хозяин дома. С этого дня «змейка» расширялась, приобретая паутину едва заметных соседок. Хозяин звал мастеров, советовался со знающими людьми, но дом потихонечку кренился на один бок.

- Здесь больше жить нельзя!.. – вздохнул он однажды и принял решение.

Через месяц или два куда-то стали перевозить мебель.

- Давно пора! – думал диван и ждал своей очереди. Когда дом опустел, в гостиной оказался лишь он. Хозяин внимательно посмотрел вокруг, потом вдруг нахмурился и сказал»:

- Ну, прощай, старина. Спасибо за службу. Уступай место молодым…

Набросил на диван накидку и ушел, заперев дверь.

- Предатель, предатель! – хотелось кричать от боли, но шаги неумолимо удалялись.

Прошел год. Однажды в замочной скважине снова заскрипел ключ.

- А, это ты, предатель?.. Пришел выбросить меня на свалку?..

Но в дом вошли люди. Они осматривали комнаты. Один их них подошел к дивану и сдернул покрывало.

- Вот это да! Смотрите, наверно от старых хозяев остался… Сколько ж ему лет?..

- Зачем тебе эта развалина?

- Это не развалина. Это антиквариат!

И вдруг обратился к дивану:

- Ну, что, старина, давай знакомиться!..



!!! Особенностью литературного материала, который мы анализируем, является его способность инициировать развитие творческого потенциала. Исследовательская деятельность в ходе погружения в литературный материал обеспечивает развитие чувства интереса и исследовательской любознательности, желание знания и понимания, желание открытия, развитие эмоций, успеха, мотивации, различных форм коммуникаций.



Речевые клише

Опера – это … спектакль, в котором действующие лица только …, а танцевальные сцены исполняет группа … .

Балет – это … спектакль, в котором действующие лица только … .

Мюзикл – это (какой?) … спектакль, в котором действующие лица (что делают?) …, …, …, в (какой?) … манере.