СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб Знатоков ( кружок по русскому языку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на работу с текстом . Подготовка к ЕГЭ .Выделение проблем, работа над комментарием, анализ позиции автора, сопоставление текстов разных авторов. Написание сочинения. 

Просмотр содержимого документа
«Клуб Знатоков ( кружок по русскому языку)»

План-конспект занятия Клуба Знатоков

Тема : «РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»


Урок комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению

задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
7. Формирование духовно-нравственных ценностей.

Задачи: 

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.



ХОД УРОКА
1 Орг. момент.
2 Тема и задачи урока.
3 Работа с текстом (Текст выведен на интерактивную доску и роздан учащимся), предложения пронумерованы.

Модуль I


- Чтение текста № 1 учащимися.  « Первая бомбежка»
1.Словарная работа. ( Карандашом отметить непонятные в тексте слова. Записать, объяснить значение, подобрав синонимы)

- Определите тему текста.
-Найдите предложение, в котором отражена основная мысль. 
-Какой эпизод является центральным в данном рассказе?
-Кто главный герой данного произведения?
(Важно знать текст и уметь его пересказать)

 Определите тип речи. Докажите свое мнение. (Рассуждение. В тексте есть составляющие этого типа речи: тезис, доказательство, вывод).

Лингвистический анализ текста 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически–поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,параллелизм,эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Определите проблематику текста, запишите проблемы на доске

Чтение текста № 2 учащимися.  « »

Распределение по группам


Модуль II

Сочинение на основе прочитанного текста 

Композиция и языковое оформление сочинения 

Вступление к сочинению. ПРОБЛЕМА

КОММЕНТАРИЙ ( пример- иллюстрация 1+пояснение, пример-иллюстрация 2+ пояснение)

ВАЖНО! СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭТИМИ 2 ПРИМЕРАМИ!

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Согласие с автором. Ваше мнение по данной проблеме + ОБОСНОВАНИЕ

( НАПОМНИТЕ ! ПЛАН НАПИСАНИЯ ОБОСНОВАНИЯ)

Действительно,

Например,

Таким образом,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ к сочинению.


РИНГ « Кто быстрее?» Команды выбирают,кто будет отвечать первым .

( Дети могут сделать пометки, не пишут сочинение полностью)

( Эксперт проверяет знатоков,отмечает правильность ответов)

- определите проблему текста

- прокомментируйте проблему,поставленную в тексте

- определите авторскую позицию

-выскажите свою точку зрения

-обоснуйте ее

- какой вывод вы сделаете?

(Дети пишут сочинение, которое выдают в конце занятия)



Выводы. Рефлексия. Какую же проблему ставят авторы, над чем заставляют задуматься нас, читателей?

- В каких произведениях говорится о войне? (Слайды)

-А какие произведения о ВОВ вы хотели бы вспомнить ? ( Звучат наизусть стихи)

Команды готовы? ( Дети читают сочинения) Знатоки оценивают. Заключительное слово за экспертом . Объявляются победители. Выставляются оценки.

Ребята, вы отлично поработали! Сегодня вы научились очень важной вещи –написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Хорошее написание сочинения – гарант высоких баллов на ЕГЭ. Но оно пригодиться вам не только на ЕГЭ по русскому языку, а так же поможет конструктивно и грамотно строить речь и диалог, прибавит плюсы в общем развитии и поможет писать сочинения и эссе по другим учебным дисциплинам.