План-конспект занятия Клуба Знатоков
Тема : «РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Урок комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению
задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
7. Формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
ХОД УРОКА
1 Орг. момент.
2 Тема и задачи урока.
3 Работа с текстом (Текст выведен на интерактивную доску и роздан учащимся), предложения пронумерованы.
Модуль I
- Чтение текста № 1 учащимися. « Первая бомбежка»
1.Словарная работа. ( Карандашом отметить непонятные в тексте слова. Записать, объяснить значение, подобрав синонимы)
- Определите тему текста.
-Найдите предложение, в котором отражена основная мысль.
-Какой эпизод является центральным в данном рассказе?
-Кто главный герой данного произведения?
(Важно знать текст и уметь его пересказать)
Определите тип речи. Докажите свое мнение. (Рассуждение. В тексте есть составляющие этого типа речи: тезис, доказательство, вывод).
Лингвистический анализ текста
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически–поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,параллелизм,эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Определите проблематику текста, запишите проблемы на доске
Чтение текста № 2 учащимися. « »
Распределение по группам
Модуль II
Сочинение на основе прочитанного текста
Композиция и языковое оформление сочинения
Вступление к сочинению. ПРОБЛЕМА
КОММЕНТАРИЙ ( пример- иллюстрация 1+пояснение, пример-иллюстрация 2+ пояснение)
ВАЖНО! СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭТИМИ 2 ПРИМЕРАМИ!
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Согласие с автором. Ваше мнение по данной проблеме + ОБОСНОВАНИЕ
( НАПОМНИТЕ ! ПЛАН НАПИСАНИЯ ОБОСНОВАНИЯ)
Действительно,
Например,
Таким образом,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ к сочинению.
РИНГ « Кто быстрее?» Команды выбирают,кто будет отвечать первым .
( Дети могут сделать пометки, не пишут сочинение полностью)
( Эксперт проверяет знатоков,отмечает правильность ответов)
- определите проблему текста
- прокомментируйте проблему,поставленную в тексте
- определите авторскую позицию
-выскажите свою точку зрения
-обоснуйте ее
- какой вывод вы сделаете?
(Дети пишут сочинение, которое выдают в конце занятия)
Выводы. Рефлексия. Какую же проблему ставят авторы, над чем заставляют задуматься нас, читателей?
- В каких произведениях говорится о войне? (Слайды)
-А какие произведения о ВОВ вы хотели бы вспомнить ? ( Звучат наизусть стихи)
Команды готовы? ( Дети читают сочинения) Знатоки оценивают. Заключительное слово за экспертом . Объявляются победители. Выставляются оценки.
Ребята, вы отлично поработали! Сегодня вы научились очень важной вещи –написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Хорошее написание сочинения – гарант высоких баллов на ЕГЭ. Но оно пригодиться вам не только на ЕГЭ по русскому языку, а так же поможет конструктивно и грамотно строить речь и диалог, прибавит плюсы в общем развитии и поможет писать сочинения и эссе по другим учебным дисциплинам.