СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока "Внешнее строение листьев"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт составлен в соответствии с современными требования ФГОС с учётом всех этапов урока изучения новой темы. В содержании указанны ссылки на видео и презентации как других авторов, так и на авторсую разработку.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока "Внешнее строение листьев"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области


Отдел образования Арамильского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»















Методическая разработка


Урок биологии в 6 классе по теме

«Внешнее строение листа»







Автор

Баева Любовь Ивановна

учитель биологии

высшая квалификационная

категория














п.Арамиль

2017 г.

Содержание

Пояснительная записка к уроку ……………………………………………………...........

3

Тип урока. Вид урока. Педагогические технологии. Методические цели. Цели урока. Приёмы закрепления ……………………………………………………………………….


3

Результат урока ……………………………………………………………………………

4

Информационная среда, оборудование …………………………………………………

5

Ведущая методическая идея …………………………………………………………….

5

Ход урока ……………………………………………………….………………………….

5

Конструкт урока ………………………………………………………………………….

5

УМК. Используемая литература. Интернет-ресурсы …………………………………

8

Приложения


Приложение 1. Карточки для самостоятельного изучения новой темы «Внешнее

строение листьев» ……………………………………………………….


9

Приложение 2. Талица для проверки знаний по теме «Внешнее строение листа» …….

9

Приложение 3. Карточка (рисунок) для выбора объектов для заполнения таблицы по

проверке знаний ……………………………………………………….


10

Приложение 4. Критерии оценки работы по карточкам ……………………………….

10

Приложение 5. План характеристики листьев. …………………………………………

12

Приложение 6. Призы победителям ……………………………. ………………………

12



Внешние приложения


Приложение 1. Презентация «Внешнее строение листа» (авторская разработка -

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-vnieshnieie-stroieniie-list-iev.html)



Приложение 2. Видеофильм «Лист. Внешнее строение и листорасположение»

(https://www.youtube.com/watch?v=8fvkQGtgNoI - Александра Лёрн)


Приложение 3. Физкультминутка (видео) («Супер физкультминутка для урока» -

https://vk.com/video158792166_456239017)























Пояснительная записка к уроку


Урок является частью рабочей программы биологии 6 класса «Биология». УМК под редакцией В. В. Пасечника. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»

Данный урок является седьмым в разделе «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса биологии 5-го класса. Для раскрытия материала выбраны сочетания иллюстративно-объяснительного и частично-поискового методов, так как именно они позволяют достичь целей и задач урока, способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала выполняется практическая работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Изучение нового материала проводится в форме самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками, в ходе конкурса знатоков по теме, работы с гербарием. В качестве иллюстративного средства применяется видеофильм, презентации, таблицы, натуральные объекты и гербарий. При изучении темы у учащихся развивается познавательный интерес, речь, память, воображение, внимание, восприятие. Смена видов деятельности, положительная психологическая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить перегрузку учащихся и качественно закрепить знания.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок

Педагогические технологии – используются элементы технологий:

  1. Системно-детельностный подход

  2. Индивидуализация

  3. КСО (работа в парах) - коммуникативная технология

  4. Игровая технология (конкурс)

  5. Аспекты технологии обобщения и закрепления знаний
  6. Технология рефлексивного обучения (разработанная коллективом педагогов школы в 2008г. и полностью соответствует ФГОС).

  7. ИК-технологии (сопровождение урока презентацией, видеофильмом)


Методическая цель: качественное самостоятельное усвоение знаний учащимися в ходе применения различных педагогических приёмов


Приёмы закрепления знаний

  1. Просмотр видеофильма

  2. Просмотр презентации

  3. Работа с учебником

  4. Записи в тетради

  5. Заполнение таблицы

  6. Участие в конкурсе

  7. Работа с натуральными объектами


Цели урока


Образовательные цели:

  1. Способствовать пониманию особенностей строения листьев и их многообразия.

  2. Развитие умения работать с учебником, использовать рисунки, таблицы, натуральные объекты для усвоения новых знаний.

  3. Учиться применять полученные знания в новых условиях в ходе выполнения различных заданий


Цели воспитания:

  1. Воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе.

  2. Воспитание активной жизненной позиции

  3. Развитие у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, развитие монологической и диалогической речи).

  4. Воспитание ответственности и значимости собственных результатов для одноклассников.

  5. Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.


Цели развития:

  1. Развитие навыков групповой работы.

  2. Развитие логического мышления (на основе усвоения применения полученных знаний в новых условиях), способности четко формулировать свои мысли.

  3. Развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

  4. Развития элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).



Результат урока


В результате урока ученики овладевают универсальными учебными действиями.


Предметные: по результатам оценки работы в паре, оценки выполненного задания и взаимооценки результатов работы с учебником - усвоение учащимися особенностей строения листьев и их многообразия, навыков применения биологических терминов, понятий, определений.


Уровни усвоения знаний:


Базовый (опорный) уровень - ученик способен назвать и показать части листа, виды форм листа, форм прикрепления листа к стеблю, формы края листовой пластинки, отличить листья простые и сложные.

Повышающий базовый уровень – ученик может не только назвать и показать различные формы листьев, но и использовать полученные теоретические знания для заполнения таблицы, ответить на вопросы, требующие умения применять знания в новых условиях.

Высокий уровень – ученик может не только назвать и показать различные назвать и показать различные формы листьев, использовать полученные теоретические знания для заполнения таблицы, ответить на вопросы, требующие умения применять знания в новых условиях, но и анализировать эти особенности.


Личностные результаты: Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное. Создание условий для развития умений планирования предстоящей. Формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм работы в группах деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого. Развитие активной речевой практики в ходе работы в группе.


Метапредметные умения: Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками при работе в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение применить знания в новых условиях. Умение конструктивно работать с материалом учебника. Развитие умения  применения различных приемов сравнения, анализа. Навыки самостоятельной работы с учебником, навыки классифицирования. Навыки оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке. Самоконтроль собственных результатов работы, коррекция результатов и самоопределение домашнего задания на её основе.


Информационная среда, оборудование


  1. Видеофильм «Лист. Внешнее строение и листорасположение» (Александра Лёрн) (внешнее приложение 1).

  2. Презентация «Внешнее строение листьев» освоения новой темы и для проведения тестирования по новой теме (внешнее приложение 2).

  3. Таблицы по теме

  4. Натуральные объекты (листья растений)

  5. Дидактический материал:

  1. Карточки с рисунками различных листьев в соответствии с темой

  2. Таблицы по строению листьев

  3. План характеристики листьев

  4. Рефлексивные карточки


Ведущая методическая идея


Ученики просматривают видеофильм, после целеполагания, в сопровождении презентации используя карточки, изучают материал учебника, делают необходимые записи в тетрадях. После этого выполняют практическую работу с карточками, выбирая себе задания. Дальнейшее закрепление происходит при участии в конкурсе «Знатоки растений». Далее (по времени) дают описание листьев по плану. На каждом этапе оценивают результаты.


Ход урока


  1. Мотивация и совместное с учащимися целеполагание.

  2. Определение содержания работы на уроке:

  1. Целеполагание

  2. Изучение новой темы через просмотр видеофильма

  3. Самостоятельное освоение темы учащимися при пошаговом показе презентации

  4. Самооценка и взаимооценка результата

  5. Закрепление знаний, отработка навыка самостоятельного заполнения таблицы и проверка знаний – заполнение таблицы по строению листьев

  6. Игра – конкурс «Знатоки растений»

  7. Описание листьев по плану

  8. Рефлексия процесса работы на уроке

  1. Подведение итогов работы, коррекция результатов усвоения знаний и самоопределение домашнего задания.


Конструкт урока

(Структура организации деятельности учащихся и педагога)


пп

Этапы урока*

Деятельность педагога, применяемые методы

Деятельность учащихся

Содержание, текст

Взаимодейст­вие педагога и учащихся

УУД, разви­ваемые у уча­щихся

1

Орга­низаци­онный


Приветствие.

Выдача дидактических карточек. Визуальный контроль готовности учащихся к сотрудничеству.

Настрой на сотрудничество, на учебную деятельность.

«Очень рада видеть вас».


«Находим» общий настрой на урок.

Самоорганизация на урок.

2

Рефлексия


Вопросы учащимся о готовности к работе

Эмоционально настраиваются на работу.

  1. Поднимите руку, кто готов к работе?

  2. Поднимите руку, кто с удовольствием приступает к работе?

Ученики отвечают, учитель комментирует результаты или организует комментарий ответов самими учащимися.

Навыки прогнозирования на основе рефлексии.

3

Подготовка к целеполаганию – выявление проблемного поля


Загадка о растениях.

Вопросы учителя:

  1. Какую тему сегодня мы будем изучать?

  2. Какие особенности строения листьев вы знаете?

1. Дают ответ на загадку и объясняют, почему они так считают.

2. Учащиеся называют тему урока.

3. Пытаются отвечать на эти вопросы, но недостаток новых знаний не позволит им этого сделать.


Ученики определяют, что они должны освоить знания о строении листьев и их разнообразии, научиться применять эти знания на практике.

Проблемная беседа подводит учеников к выводу о необходимости поиска ответов в презентации, в учебнике, в раздаточном материале.

Понимание ценности знаний.

5

Целеполагание по новой теме


Вопрос –какие цели вы себе поставите?

  1. Учащиеся называют свои цели

  2. Просматриваем презентацию «Внешнее строение листьев»

Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует и направляет учащихся, подсказывает – как надо ставить такие цели, которые вы сможете выполнить

Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем способностей и темпом работы

6

Планирование собственной деятельности учащимися


На основе просмотренного видеофильма и полученных карточек, каждый определяет для себя план

Учащиеся планируют – как они будут достигать свои цели, как работать, чего достигнут в результате.

Дидактические карточки и таблица для заполнения

Учитель помогает, консультирует процесс планирования работы в группах.

Навыки планирования по достижению собственной цели.

7

Учебная деятельность


Учитель мотивирует учащихся на эффективное использование времени.


Выдаёт ученикам карточки для выполнения задания




Учащиеся реализуют свои планы:

  1. Просматривают пошагово элементы презентации, используют учебник, дидактические карточки

  2. выполняют задания


Презентация, материал учебника, раздаточный материал.

Учитель говорит, что сегодня они поставят себе оценки за различные виды работы,

консультирует учащихся при необходимости при выставлении оценок. Организует работу жюри для оценки учащихся и выявления победителя.

Навыки самостоятельной работы с учебником, навыки применения новых знаний в новых условиях, навыки классифицирования, анализа и синтеза, усвоение предметной терминологии.

Навыки работы в группе.

8

Закрепление знаний по представлению итогов работы групп


Учитель продолжает показ презентации в части закрепления знаний

с вопросами конкурса «Знатоки растений»

участвуют в конкурсе и закрепляют свои знания.


Презентация

При необходимости - вопросы учащихся и их консультирование учителем по проблемным вопросам

Закрепление предметных знаний

9

Контроль знаний

Выдаёт ученикам задания на карточках (материал дублируется на слайде презентации)

Выбирают доступный для себя вариант ответов на соответствующую оценку, заполняют таблицу.

Презентация и дидактические карточки с заданиями

Уточнение критериев оценки

Взаимопроверка


Оценка работы в группе.

10

Оценка результатов урока

Учитель объясняет, как заполнить зачётные листы

Выставляют все свои оценки за урок в зачётные листы

Зачётные листы

Консультирование при необходимости

Навыки оценочной деятельности

11

Рефлексия

Перед окончанием урока, учитель просит показать карточки по самооценке процесса освоения знаний, по уровню усвоения знаний и по собственному настроению



детей заполнить листы рефлексии урока в своих папках - портфолио

Каждый ученик оценивает:

  1. правильно ли он спланировал свою работу, рассчитал ли время и свои способности

  2. как эффективно трудился

  3. на какой уровень усвоил знания

  4. с каким эмоциональным настроем работал.

Карточки со смайликами

(хорошо и очень шорошо, удовлетворительно, плохо)

Учитель и дети подводят итог урока, его результативность

Навыки взаимооценивания и оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке.

12

Коррекция и принятие домашнего задания


Вопрос учителя: «Какое домашнее задание у вас предстоит?» Запишите в дневники.

Каждый ученик определяет для себя своё домашнее задание в зависимости от того, что ещё необходимо доделать, выучить, составить таблицу, синквейн и т.п.

Возможные домашние задания:

  1. Прочитать параграф

  2. Пересказать параграф

  3. Выучить новые понятия

  4. Составить опорную схему и т.п.

Учитель помогает детям правильно составить своё домашнее задание.

Коррекция результатов и самоопределение домашнего задания.



УМК

  1. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

  2. Рабочая программа по биологии 6 класс в соответствии с ФГОС


Используемая литература

  1. Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. (линия Вертикаль, ФГОС)

  2. Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.

  3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

  4. Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.



Интернет – ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=8fvkQGtgNoI

  2. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/05/25/vneshnee-stroenie-lista-raznoobrazie-listev-po-forme-i-razmeram







Приложение 1

Карточки для самостоятельного изучения новой темы «Внешнее строение листьев»

Карточка №1 Строение листа

Карточка № 4 Листья простые и сложные





Карточка №2 Прикрепление листьев к стеблю




Карточка №5 Жилкование листьев




Карточка №3 Форма края листа




Приложение 2

Талица для проверки знаний по теме «Внешнее строение листа»


Фамилия, имя уч-ся ______________________________________ Класс ________


Название растения

Способы прикрепления листьев к стеблю

Листья простые или сложные

Жилкование листьев

Формы края листовой пластинки



















Приложение 3

Карточка (рисунок) для выбора объектов для заполнения таблицы по проверке знаний













Приложение 4

Критерии оценки работы по карточкам:

5 – не менее 5 листьев описано без ошибок

4 - не менее 4 листьев описано без ошибок

3 - не менее 3 листьев описано без ошибок, или 4-5, но допущены ошибки




Приложение 5

План характеристики листьев


  1. Название растения

  2. Способы прикрепления листьев к стеблю

  3. Листья простые или сложные

  4. Жилкование листьев

  5. Формы края листовой пластинки

Приложение 6

Призы победителям

Конкурс «Знатоки растений» 6 А класс.

ФИ уч-ся __________________________

1 место


13