Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Отдел образования Арамильского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Методическая разработка
Урок биологии в 6 классе по теме
«Внешнее строение листа»
Автор
Баева Любовь Ивановна
учитель биологии
высшая квалификационная
категория
п.Арамиль
2017 г.
Содержание
Пояснительная записка к уроку ……………………………………………………........... | 3 |
Тип урока. Вид урока. Педагогические технологии. Методические цели. Цели урока. Приёмы закрепления ………………………………………………………………………. | 3 |
Результат урока …………………………………………………………………………… | 4 |
Информационная среда, оборудование ………………………………………………… | 5 |
Ведущая методическая идея ……………………………………………………………. | 5 |
Ход урока ……………………………………………………….…………………………. | 5 |
Конструкт урока …………………………………………………………………………. | 5 |
УМК. Используемая литература. Интернет-ресурсы ………………………………… | 8 |
Приложения | |
Приложение 1. Карточки для самостоятельного изучения новой темы «Внешнее строение листьев» ………………………………………………………. | 9 |
Приложение 2. Талица для проверки знаний по теме «Внешнее строение листа» ……. | 9 |
Приложение 3. Карточка (рисунок) для выбора объектов для заполнения таблицы по проверке знаний ………………………………………………………. | 10 |
Приложение 4. Критерии оценки работы по карточкам ………………………………. | 10 |
Приложение 5. План характеристики листьев. ………………………………………… | 12 |
Приложение 6. Призы победителям ……………………………. ……………………… | 12 |
| |
Внешние приложения | |
Приложение 1. Презентация «Внешнее строение листа» (авторская разработка - https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-vnieshnieie-stroieniie-list-iev.html) | |
Приложение 2. Видеофильм «Лист. Внешнее строение и листорасположение» (https://www.youtube.com/watch?v=8fvkQGtgNoI - Александра Лёрн) Приложение 3. Физкультминутка (видео) («Супер физкультминутка для урока» - https://vk.com/video158792166_456239017) | |
| |
Пояснительная записка к уроку
Урок является частью рабочей программы биологии 6 класса «Биология». УМК под редакцией В. В. Пасечника. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»
Данный урок является седьмым в разделе «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса биологии 5-го класса. Для раскрытия материала выбраны сочетания иллюстративно-объяснительного и частично-поискового методов, так как именно они позволяют достичь целей и задач урока, способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала выполняется практическая работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
Изучение нового материала проводится в форме самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками, в ходе конкурса знатоков по теме, работы с гербарием. В качестве иллюстративного средства применяется видеофильм, презентации, таблицы, натуральные объекты и гербарий. При изучении темы у учащихся развивается познавательный интерес, речь, память, воображение, внимание, восприятие. Смена видов деятельности, положительная психологическая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить перегрузку учащихся и качественно закрепить знания.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок
Педагогические технологии – используются элементы технологий:
Системно-детельностный подход
Индивидуализация
КСО (работа в парах) - коммуникативная технология
Игровая технология (конкурс)
- Аспекты технологии обобщения и закрепления знаний
Технология рефлексивного обучения (разработанная коллективом педагогов школы в 2008г. и полностью соответствует ФГОС).
ИК-технологии (сопровождение урока презентацией, видеофильмом)
Методическая цель: качественное самостоятельное усвоение знаний учащимися в ходе применения различных педагогических приёмов
Приёмы закрепления знаний
Просмотр видеофильма
Просмотр презентации
Работа с учебником
Записи в тетради
Заполнение таблицы
Участие в конкурсе
Работа с натуральными объектами
Цели урока
Образовательные цели:
Способствовать пониманию особенностей строения листьев и их многообразия.
Развитие умения работать с учебником, использовать рисунки, таблицы, натуральные объекты для усвоения новых знаний.
Учиться применять полученные знания в новых условиях в ходе выполнения различных заданий
Цели воспитания:
Воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе.
Воспитание активной жизненной позиции
Развитие у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, развитие монологической и диалогической речи).
Воспитание ответственности и значимости собственных результатов для одноклассников.
Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.
Цели развития:
Развитие навыков групповой работы.
Развитие логического мышления (на основе усвоения применения полученных знаний в новых условиях), способности четко формулировать свои мысли.
Развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
Развития элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).
Результат урока
В результате урока ученики овладевают универсальными учебными действиями.
Предметные: по результатам оценки работы в паре, оценки выполненного задания и взаимооценки результатов работы с учебником - усвоение учащимися особенностей строения листьев и их многообразия, навыков применения биологических терминов, понятий, определений.
Уровни усвоения знаний:
Базовый (опорный) уровень - ученик способен назвать и показать части листа, виды форм листа, форм прикрепления листа к стеблю, формы края листовой пластинки, отличить листья простые и сложные.
Повышающий базовый уровень – ученик может не только назвать и показать различные формы листьев, но и использовать полученные теоретические знания для заполнения таблицы, ответить на вопросы, требующие умения применять знания в новых условиях.
Высокий уровень – ученик может не только назвать и показать различные назвать и показать различные формы листьев, использовать полученные теоретические знания для заполнения таблицы, ответить на вопросы, требующие умения применять знания в новых условиях, но и анализировать эти особенности.
Личностные результаты: Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное. Создание условий для развития умений планирования предстоящей. Формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм работы в группах деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого. Развитие активной речевой практики в ходе работы в группе.
Метапредметные умения: Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками при работе в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение применить знания в новых условиях. Умение конструктивно работать с материалом учебника. Развитие умения применения различных приемов сравнения, анализа. Навыки самостоятельной работы с учебником, навыки классифицирования. Навыки оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке. Самоконтроль собственных результатов работы, коррекция результатов и самоопределение домашнего задания на её основе.
Информационная среда, оборудование
Видеофильм «Лист. Внешнее строение и листорасположение» (Александра Лёрн) (внешнее приложение 1).
Презентация «Внешнее строение листьев» освоения новой темы и для проведения тестирования по новой теме (внешнее приложение 2).
Таблицы по теме
Натуральные объекты (листья растений)
Дидактический материал:
Карточки с рисунками различных листьев в соответствии с темой
Таблицы по строению листьев
План характеристики листьев
Рефлексивные карточки
Ведущая методическая идея
Ученики просматривают видеофильм, после целеполагания, в сопровождении презентации используя карточки, изучают материал учебника, делают необходимые записи в тетрадях. После этого выполняют практическую работу с карточками, выбирая себе задания. Дальнейшее закрепление происходит при участии в конкурсе «Знатоки растений». Далее (по времени) дают описание листьев по плану. На каждом этапе оценивают результаты.
Ход урока
Мотивация и совместное с учащимися целеполагание.
Определение содержания работы на уроке:
Целеполагание
Изучение новой темы через просмотр видеофильма
Самостоятельное освоение темы учащимися при пошаговом показе презентации
Самооценка и взаимооценка результата
Закрепление знаний, отработка навыка самостоятельного заполнения таблицы и проверка знаний – заполнение таблицы по строению листьев
Игра – конкурс «Знатоки растений»
Описание листьев по плану
Рефлексия процесса работы на уроке
Подведение итогов работы, коррекция результатов усвоения знаний и самоопределение домашнего задания.
Конструкт урока
(Структура организации деятельности учащихся и педагога)
№ пп | Этапы урока* | Деятельность педагога, применяемые методы | Деятельность учащихся | Содержание, текст | Взаимодействие педагога и учащихся | УУД, развиваемые у учащихся |
1 | Организационный | Приветствие. Выдача дидактических карточек. Визуальный контроль готовности учащихся к сотрудничеству. | Настрой на сотрудничество, на учебную деятельность. | «Очень рада видеть вас». | «Находим» общий настрой на урок. | Самоорганизация на урок. |
2 | Рефлексия | Вопросы учащимся о готовности к работе | Эмоционально настраиваются на работу. | Поднимите руку, кто готов к работе? Поднимите руку, кто с удовольствием приступает к работе? | Ученики отвечают, учитель комментирует результаты или организует комментарий ответов самими учащимися. | Навыки прогнозирования на основе рефлексии. |
3 | Подготовка к целеполаганию – выявление проблемного поля | Загадка о растениях. Вопросы учителя: Какую тему сегодня мы будем изучать? Какие особенности строения листьев вы знаете? | 1. Дают ответ на загадку и объясняют, почему они так считают. 2. Учащиеся называют тему урока. 3. Пытаются отвечать на эти вопросы, но недостаток новых знаний не позволит им этого сделать. | Ученики определяют, что они должны освоить знания о строении листьев и их разнообразии, научиться применять эти знания на практике. | Проблемная беседа подводит учеников к выводу о необходимости поиска ответов в презентации, в учебнике, в раздаточном материале. | Понимание ценности знаний. |
5 | Целеполагание по новой теме | Вопрос –какие цели вы себе поставите? | Учащиеся называют свои цели Просматриваем презентацию «Внешнее строение листьев» | Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует и направляет учащихся, подсказывает – как надо ставить такие цели, которые вы сможете выполнить | Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем способностей и темпом работы |
6 | Планирование собственной деятельности учащимися | На основе просмотренного видеофильма и полученных карточек, каждый определяет для себя план | Учащиеся планируют – как они будут достигать свои цели, как работать, чего достигнут в результате. | Дидактические карточки и таблица для заполнения | Учитель помогает, консультирует процесс планирования работы в группах. | Навыки планирования по достижению собственной цели. |
7 | Учебная деятельность | Учитель мотивирует учащихся на эффективное использование времени. Выдаёт ученикам карточки для выполнения задания | Учащиеся реализуют свои планы: Просматривают пошагово элементы презентации, используют учебник, дидактические карточки выполняют задания | Презентация, материал учебника, раздаточный материал. | Учитель говорит, что сегодня они поставят себе оценки за различные виды работы, консультирует учащихся при необходимости при выставлении оценок. Организует работу жюри для оценки учащихся и выявления победителя. | Навыки самостоятельной работы с учебником, навыки применения новых знаний в новых условиях, навыки классифицирования, анализа и синтеза, усвоение предметной терминологии. Навыки работы в группе. |
8 | Закрепление знаний по представлению итогов работы групп | Учитель продолжает показ презентации в части закрепления знаний с вопросами конкурса «Знатоки растений» | участвуют в конкурсе и закрепляют свои знания. | Презентация | При необходимости - вопросы учащихся и их консультирование учителем по проблемным вопросам | Закрепление предметных знаний |
9 | Контроль знаний | Выдаёт ученикам задания на карточках (материал дублируется на слайде презентации) | Выбирают доступный для себя вариант ответов на соответствующую оценку, заполняют таблицу. | Презентация и дидактические карточки с заданиями | Уточнение критериев оценки | Взаимопроверка Оценка работы в группе. |
10 | Оценка результатов урока | Учитель объясняет, как заполнить зачётные листы | Выставляют все свои оценки за урок в зачётные листы | Зачётные листы | Консультирование при необходимости | Навыки оценочной деятельности |
11 | Рефлексия | Перед окончанием урока, учитель просит показать карточки по самооценке процесса освоения знаний, по уровню усвоения знаний и по собственному настроению детей заполнить листы рефлексии урока в своих папках - портфолио | Каждый ученик оценивает: правильно ли он спланировал свою работу, рассчитал ли время и свои способности как эффективно трудился на какой уровень усвоил знания с каким эмоциональным настроем работал. | Карточки со смайликами (хорошо и очень шорошо, удовлетворительно, плохо) | Учитель и дети подводят итог урока, его результативность | Навыки взаимооценивания и оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке. |
12 | Коррекция и принятие домашнего задания | Вопрос учителя: «Какое домашнее задание у вас предстоит?» Запишите в дневники. | Каждый ученик определяет для себя своё домашнее задание в зависимости от того, что ещё необходимо доделать, выучить, составить таблицу, синквейн и т.п. | Возможные домашние задания: Прочитать параграф Пересказать параграф Выучить новые понятия Составить опорную схему и т.п. | Учитель помогает детям правильно составить своё домашнее задание. | Коррекция результатов и самоопределение домашнего задания. |
УМК
Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Рабочая программа по биологии 6 класс в соответствии с ФГОС
Используемая литература
Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. (линия Вертикаль, ФГОС)
Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.
Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Интернет – ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=8fvkQGtgNoI
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/05/25/vneshnee-stroenie-lista-raznoobrazie-listev-po-forme-i-razmeram
Приложение 1
Карточки для самостоятельного изучения новой темы «Внешнее строение листьев»
Карточка №1 Строение листа | Карточка № 4 Листья простые и сложные   |
Карточка №2 Прикрепление листьев к стеблю  | Карточка №5 Жилкование листьев   |
       Карточка №3 Форма края листа  | |
Приложение 2
Талица для проверки знаний по теме «Внешнее строение листа»
Фамилия, имя уч-ся ______________________________________ Класс ________
Название растения | Способы прикрепления листьев к стеблю | Листья простые или сложные | Жилкование листьев | Формы края листовой пластинки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 3
Карточка (рисунок) для выбора объектов для заполнения таблицы по проверке знаний

Приложение 4
Критерии оценки работы по карточкам:
5 – не менее 5 листьев описано без ошибок
4 - не менее 4 листьев описано без ошибок
3 - не менее 3 листьев описано без ошибок, или 4-5, но допущены ошибки
Приложение 5
План характеристики листьев
Название растения
Способы прикрепления листьев к стеблю
Листья простые или сложные
Жилкование листьев
Формы края листовой пластинки
Приложение 6
Призы победителям
Конкурс «Знатоки растений» 6 А класс. ФИ уч-ся __________________________ |
1 место |  |
13